Судья Логинова О.Л. Дело № 33-11523/2022 (№ 2-625/2022)
УИД 52RS0033-01-2022-000630-09
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород 13 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Никитиной И.О.
судей Будько Е.В., Рыжовой О.А.,
при секретаре: Ошмариной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области и возражения на неё
на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 29 июня 2022 года
по гражданскому делу по иску прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Будько Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дальнеконстантиновского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области об обязании к совершению действий, а именно: обязать администрацию Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области провести обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, мотивируя тем, что прокуратурой Дальнеконстантиновского района проведена проверка по вопросу содержания автомобильной дороги общего пользования.
Постановлением администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 21 февраля 2017 № 24 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкий сельсовет Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
В нарушение указанных требований ежегодное повторное обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкий сельсовет
Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в 2021 не было проведено.
В связи с чем, в адрес главы администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области 16 мая 2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое рассмотрено.
Однако до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, администрации Малопицкого сельсовета
Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, объяснениями главы администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании истец в лице помощника прокурора района Зябловой Н.Н., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, предоставив разумный срок для исполнения решения суда.
Ответчик, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором согласился с исковым заявлением, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 29 июня 2022 года исковые требования прокурора Дальнеконстантиновского района Нижегородской области удовлетворены. Обязать администрацию Малопицкого сельсовета Дальнеконстанти-новского муниципального района Нижегородской области провести обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкого сельсовета Дальнеконстанти-новского муниципального района Нижегородской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрацией Малопицкого сельсовета Дальнеконстанти-новского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об изменении решения суда в части установления срока исполнения решения суда. Считает, что 9-месячный срок является более приемлемым для исполнения решения суда, поскольку для проведения всех необходимых для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в многоквартирном жилом доме мероприятий необходимо от 6 месяцев, что превышает срок, установленный судом первой инстанции.
Прокурором представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на реальность исполнения решения суда в установленный судом срок.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 № 150-3 «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномочен-ным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно¬-эксплуата-ционных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07 августа 2020 № 288 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 Порядка Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Согласно п. 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой Дальнеконстантиновского района проведена проверка по вопросу содержания автомобильной дороги общего пользования администрацией Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Постановлением администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 21 февраля 2017 № 24 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкий сельсовет Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
В нарушение указанных требований ежегодное повторное обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малопицкий сельсовет
Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в 2021 не было проведено.
В связи с чем, в адрес главы администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области 16 мая 2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое рассмотрено.
Однако до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области не устранены.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку вышеуказанные бездействия ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям. Неисполнение ответчиком возложенной на него законодательством обязанности нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к установленному судом сроку для устранения допущенного нарушения.
Тот факт, что администрация Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области является бюджетной организацией и многие действия занимают значительно долгое время, не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом первой инстанции 6-месячного срока для исполнения решения суда до 9 месяцев является необоснованным, поскольку при вынесении решения, суд в соответствии со статей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласна, поскольку установленный судом срок является разумным, в связи с чем, оснований для изменения решения суда не имеется.
Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятные и безопасные условия проживания.
Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.
При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 29 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2022 года.