Судья Абрамова Ю.А. УИД 04RS0009-01-2022-000506-40 (2-3777/2023)
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33-2467/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2024 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Чемис Е.В.,
судей Марьенковой А.В., Баяновой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Сахалинской области к Ф.И.О.1 о расторжении договора и взыскании денежных средств,
по встречному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Министерству здравоохранения Сахалинской области о зачете периода работы, признании обязательств исполненными,
по апелляционной жалобе и дополнениями к ней Ф.И.О.1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 июля 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Сахалинской области обратилось в суд с иском к Ф.И.О.1 о расторжении договора и взыскании денежных средств.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 принята на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» на должность врача-хирурга на неопределенный срок. Распоряжением Министерства здравоохранения Сахалинской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признана участником подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы». ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор №-Т по условиям которого участникам подпрограммы № предоставляются меры социальной поддержки, в том числе единовременная денежная выплата врачам-специалистам, прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения Сахалинской области. Свои обязательства по предоставлению единовременной выплаты в размере 780 000 рублей истец выполнил в полном объеме. Однако ответчик в нарушение требований договора не отработала в должности врача в течение пяти лет по основному месту работы и ДД.ММ.ГГГГ уволена из учреждения по собственной инициативе. В добровольном порядке требование о возврате денежных средств ответчик не исполнила.
На основании изложенного просит суд расторгнуть договор №-Т от ДД.ММ.ГГГГ с участником подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» Ф.И.О.1; взыскать с нее в бюджет Сахалинской области денежные средства в размере 249 166,67 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Сахалинской области о зачете периода работы, признании обязательств исполненными. В обоснование встречного иска указала, что условиями спорного договора №-Т установлена обязанность отработать в должности врача в течение пяти лет по основному месту работы. Считает, что исполнять обязательства в рамках подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» она начала с момента трудоустройства, а не с момента признания ее участником подпрограммы.
На основании изложенного просит суд зачесть период работы по трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет исполнения обязательств по договору №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, признать обязательства надлежаще исполненными.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Министерства здравоохранения Сахалинской области удовлетворены, договор от ДД.ММ.ГГГГ №-Т, заключенный между Министерством здравоохранения Сахалинской области и Ф.И.О.1 расторгнут. С Ф.И.О.1 в бюджет Сахалинской области взысканы денежные средства в размере 249 166,67 рублей. С Ф.И.О.1 в доход бюджета городского округа «город Южно-Сахалинск» взыскана государственная пошлина - 11 692 рубля. В удовлетворении встречного искового заявления Ф.И.О.1 к министерству здравоохранения Сахалинской области о зачете периода работы, признании обязательств исполненными, отказано.
На указанное решение суда Ф.И.О.1 подала апелляционную жалобу (с дополнениями), в которых просит его отменить. Указывает, что условия договора о необходимости отработать в учреждении не менее 5 лет исполнена, поскольку 5-летний срок подлежит исчислению с момента заключения трудового договора с ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска». Считает вывод суда об одностороннем отказе специалиста от исполнения обязательств по договору, не верным. Суд не учел отсутствие недобросовестности и противоправного поведения с ее стороны.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства здравоохранения Сахалинской области Вольхина С.Н. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба с дополнениями к ней Ф.И.О.1 - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 года № 218 утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы».
Задачами Подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» являются формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения, эффективного использования, практической подготовки /переподготовки/; повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании; развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников; создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.
Указанной подпрограммой предусмотрены мероприятия по дополнительным социальным гарантиям специалистам - врачи, медицинские психологи и средний медицинский персонал, прибывшие для работы в государственные учреждения здравоохранения Сахалинской области, специалисты с высшим медицинским образованием, прибывшие для работы в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский базовый медицинский колледж», а также врачи и средний медицинский персонал, прибывшие для работы в медицинские организации /санаторно-курортные организации/, в том числе единовременные денежные выплаты врачам и медицинским психологам /врачам-специалистам и медицинским психологам, прибывшим для работы в государственные учреждения здравоохранения Сахалинской области/.
Осуществление выплат при реализации мероприятий Подпрограммы по оказанию мер социальной поддержки производятся специалистам, интернам /ординаторам/, студентам при условии заключения договора с министерством здравоохранения Сахалинской области с обязательством отработать в государственном учреждении здравоохранения Сахалинской области не менее 5 лет после признания гражданина участником Подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы.
В случае расторжения трудового договора с Учреждением до истечения срока отработки, участник обязан возвратить в бюджет Сахалинской области средства, выплаченные в рамках Подпрограммы в качестве мер социальной поддержки, в порядке и сроки, установленные договором, заключенным участником с министерством здравоохранения Сахалинской области.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «Сахалинской области «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» и Ф.И.О.1 в рамках подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» заключен трудовой договор, по условиям которого истец принята на должность врача-хирурга на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства здравоохранения Сахалинской области №-к Ф.И.О.1 признана участником Подпрограммы № и в этот же день с ней заключен договор о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с мероприятиями Подпрограммы, при условии принятия участником Подпрограммы обязательства трудоустройства и фактической отработки по специальности в государственном учреждении здравоохранения Сахалинской области в течение не менее 5 лет.
В соответствии с условиями данного договора, на основании распоряжения №-к Ф.И.О.1 предоставлена единовременная денежная выплата для обустройства в размере 780 000 рублей.
Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 уволена из ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр горда Южно-Сахалинска» по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника) ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Министерства здравоохранения Сахалинской области о расторжении договора о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и взыскании с ответчика части полученной единовременной денежной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному в государственном учреждении здравоохранения Сахалинской области времени, суд первой инстанции исходил из того, что Ф.И.О.1 нарушила пункт 2.1.5 договора, не исполнив обязательство отработать в должности врача-хирурга в учреждении здравоохранения Сахалинской области в течение пяти лет, с даты признания ее участником Подпрограммы N 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы», прекратила трудовые отношения до наступления данного срока ДД.ММ.ГГГГ.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 2.1.2 договора №-Т пятилетний срок отработки по специальности исчисляется:
-для врачей-специалистов, прибывших из других регионов для работы в государственные учреждения здравоохранения после признания гражданина участником Программы;
-для врачей- специалистов, впервые трудоустраивающихся на врачебные должности, являющихся участниками Подпрограммы с момента прохождения ими практики или практической части интернатуры (ординатуры)- с даты трудоустройства в государственной учреждение здравоохранения Сахалинской области.
Из дела видно, что в 2016 году Ф.И.О.1 окончила Иркутский государственный медицинский университет.
Представитель Министерства здравоохранения Сахалинской области в суде первой инстанции не оспаривал тот факт, что Ф.И.О.1 приехала на территорию Сахалинской области в 2016 году по приглашению в рамках подпрограммы №.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 принята на должность врача хирурга в ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» на 1,0 ставку. При этом в трудовом договоре указано, что он заключается на неопределенный срок (в рамках подпрограммы № «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 годы»). В пп. «е» п. 2.2 Договора предусмотрена обязанность Ф.И.О.1 отработать в данном учреждении не менее 5 лет.
Вместе с тем, только ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Министерства здравоохранения Сахалинской области №-к Ф.И.О.1 признана участником Подпрограммы №.
При этом, начиная с 2016 года Ф.И.О.1 неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения Сахалинской области по вопросу предоставления мер социальных гарантий в рамках подпрограммы №, на что ей разъяснялось, что решение данного вопроса будет приниматься на основании критериев отбора претендентов позднее, поскольку в текущем году трудоустройство врачей в рамках Подпрограммы завершено.
Поскольку природа данной компенсационной выплаты непосредственно связана с фактом прибытия Ф.И.О.1 в 2016 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу и трудоустройством на врачебную должность (впервые), следовательно расчет отработанного времени должен исчисляться именно с момента заключения трудового договора с ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, на момент увольнения Ф.И.О.1 выполнила условия пункта 2.1.5. Договора №-Т, отработав в учреждении не менее 5 лет, в связи с чем оснований для расторжения договора и взыскания с нее денежных средств не имелось.
При таких данных решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Сахалинской области и удовлетворении встречных исковых требований Ф.И.О.1
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 10 июля 2023 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Сахалинской области к Ф.И.О.1 о расторжении договора и взыскании денежных средств, отказать.
Встречные исковые требования Ф.И.О.1 к Министерству здравоохранения Сахалинской области о зачете периода работы, признании обязательств исполненными, удовлетворить.
Зачесть срок работы по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГБУЗ Сахалинской области «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» и Ф.И.О.1 период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по 18 ноября 201 8 года в срок исполнения обязательств по Договору №-П от ДД.ММ.ГГГГ
Признать обязательства Ф.И.О.1, указанные в п. 2.1.5 Договора №-П от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Министерством здравоохранения Сахалинской области и Ф.И.О.1 исполненными.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Чемис
Судьи А.В. Марьенкова
А.С. Баянова