Дело № 2-4874/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коренецкой Е.В.
при секретаре Гульянц А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торбы Александра Васильевича к Министерству финансов РФ, УФК по Калининградской области о возмещении морального вреда реабилитированному
УСТАНОВИЛ:
Торба А.В. обратился в суд с иском, указав, что в отношении в СО МО МВД России «Гвардейский» < Дата > в отношении него было возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного < ИЗЪЯТО >. В период следствия истец неоднократно давал пояснения, был допрошен в качестве подозреваемого по указанному уголовному делу, было отобрано обязательство о явке. < Дата > уголовное дело было прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1ст.24 УПК РФ,в связи с отсутствием в действиях состава преступления. Решение о прекращении уголовного дела принято следователем на основании материалов, которые были в его распоряжении до возбуждения уголовного дела. Истцу следственными органами разъяснено право на реабилитацию, в связи с чем, ссылаясь на обстоятельства занятия им руководящих должностей, в том числе в структурах власти региона, общественных должностей, публичность и узнаваемость его персоны, просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда из расчета 15000 рублей за каждый день уголовного преследования и нахождения в статусе подозреваемого, в общем размере 20010000 рублей.
Истец Торба А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца Крутовская Т.П. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам и основаниям, просила удовлетворить в заявленном размере.
Представитель прокуратуры Калининградской области по доверенности прокурор Гвардейского района Калининградской области Покшиватов И.В., не оспаривая права истца на компенсацию морального вреда в порядке реабилитации, полагал заявленную истцом сумму чрезмерно завышенной и подлежащей снижению до разумных размеров.
Ответчики Министерство финансов РФ, УФК по Калининградской области, третье лицо МО МВД России «Гвардейский» о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В материалы дела представлены отзывы на исковые требования.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы уголовного дела №, а также представленные суду доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов уголовного дела, < Дата > в СО МО МВД России «Гвардейский» было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного < ИЗЪЯТО >, в отношении Торбы А.В. Органами предварительного следствия Торба А.В. подозревался в превышении должностных полномочий, являясь главой администрации МО «Гвардейский городской округ» < Дата >.
Срок предварительного следствия по уголовному делу № продлевался < Дата > до 03 месяцев, < Дата > до 04 месяцев, < Дата > до 05 месяцев.
Постановлением руководителя следственного органа – начальника отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» от < Дата > уголовное дело № и уголовное преследование в отношении подозреваемого Торбы А.В. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – отсутствие в деянии состава преступления.
< Дата > постановлением заместителя прокурора Гвардейского района Калининградской области постановление о прекращении уголовного дела отменено, уголовное дело направлено для организации дополнительного предварительного расследования.
Постановлением руководителя следственного органа – начальника отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» от < Дата > предварительное следствие по уголовному делу № возобновлено, установлен срок дополнительного следствия по делу 01 месяц.
< Дата > следователем отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого Торбы А.В. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – отсутствие в деянии состава преступления. Продолжено уголовное преследование в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного < ИЗЪЯТО >. Постановлением от < Дата > предварительное следствие по делу № № приостановлено.
Постановлением заместителя прокурора Гвардейского района Калининградской области от < Дата > постановления о прекращении уголовного преследования в отношении Торбы А.В. и о приостановлении уголовного дела № отменены. Уголовное дело в отношении Торбы А.В. направлено для организации дополнительного предварительного расследования.
Руководителем следственного органа – начальником отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» от < Дата > предварительное следствие по уголовному делу № № в отношении неустановленного лица возобновлено, установлен срок дополнительного следствия 01 месяц.
< Дата > постановлением руководителя следственного органа – начальника отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» предварительное следствие по уголовному делу № № приостановлено.
< Дата > постановлением руководителя следственного органа – начальника отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» постановление о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу № № отменено, предварительное следствие возобновлено, установлен срок дополнительного следствия 01 месяц.
Постановлением следователя отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский» от < Дата > уголовное преследование в отношении подозреваемого Торбы А.В. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – отсутствие в деянии состава преступления. Продолжено уголовное преследование в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Постановлением от < Дата > уголовное дело № № прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
< Дата > за исх. № Торбе А.В. направлено извещение о праве на реабилитацию в соответствии со ст. 134 УПК РФ.
Из представленных материалов следует, что в рамках доследственной проверки Торба А.В. был опрошен: < Дата > старшим оперуполномоченным ОЭБиПК МО МВД России «Гвардейский», < Дата > старшим следователем Гурьевского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Калининградской области, < Дата > начальником ОЭБиПК МО МВД России «Гвардейский».
В ходе расследования уголовного дела органами предварительного следствия опрашивались свидетели - работники Администрации МО «Гвардейский городской округ», запрашивались документы в отношении Торба А.В. как служебного, так и личного характера.
На протяжении < Дата > неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту неправомерных действий бывшего главы администрации МО «Гвардейский городской округ» Торбы А.В., которые, в последствии отменялись.
В качестве подозреваемого Торба А.В. был допрошен единожды < Дата > руководителем следственного органа – начальником отделения по Гвардейскому району Калининградской области СО МО МВД России «Гвардейский».
В порядке ст. 91 УПК РФ Торба А.В. не задерживался, мера пресечения ему не избиралась.
В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ, вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию включает в себя, в том числе, право на устранение последствий морального вреда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, в силу п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п. п. 1 и 4 - 6 ч. 1 ст. 27 данного Кодекса.
Статья 136 УПК РФ предусматривает, что иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку уголовное преследование в отношении Торбы А.В. прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, он имеет право на возмещение вреда с государства.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В таких случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, данных в п. 39 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием, не обусловлена наличием именно оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого. Поэтому не исключается принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о взыскании компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и на основании принципов справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение, по которому данная мера пресечения применяться не могла, и др.).
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписку о невыезде.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Незаконное уголовное преследование истца, выразившееся в возбуждении в отношении него уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ, в проведении предварительного следствия по этому делу, привлечении истца к следственным действиям, подтверждается материалами дела, было сопряжено с переживаниями нравственного характера.
Факт причинения нравственных страданий в случае незаконного уголовного преследования законом презюмируется, и обязанность компенсации морального вреда возникает во всех случаях установления факта незаконного уголовного преследования, в силу того, что незаконное привлечение к уголовной ответственности посягает на честь, доброе имя, достоинство личности.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения за перенесенные страдания.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер и тяжесть преступления, в совершении которого подозревался Торба А.В., его личность, положительные характеристики, медали, нагрудные знаки и почетные грамоты, степень его физических и нравственных страданий, связанных с неправомерным подозрением в совершении должностного преступления, длительность уголовного преследования (7 месяцев 9 дней), требования разумности и справедливости, а также отсутствие доказательств причинения ему физических страданий, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Заявленный же истцом размер компенсации морального вреда в сумме 20010000 рублей с учетом приведенных выше конкретных обстоятельств дела суд полагает завышенным.
Бесспорных доказательств того, что в результате незаконного уголовного преследования репутации Торбы А.В. был нанесен существенный ущерб, а также, что уголовное преследование воспрепятствовало его трудовой и политической деятельности суду не представлено.
Доказательств того, что истец имеет индивидуальные особенности, которые усугубляли его нравственные страдания, наличие причинно-следственной связи между уголовным преследованием и возникшими у истца заболеваниями, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Торбы Александра Васильевича < ИЗЪЯТО >) удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Торбы Александра Васильевича компенсацию морального вреда в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Коренецкая Е.В.
Мотивированное решение составлено 01 октября 2024 года
Судья Коренецкая Е.В.