РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2015 года г.Москва
Лефортовский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.
при секретаре Службиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Северного административного округа г.Москвы Чуфистовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2201/2015 по иску Прокурора Северного административного округа г.Москвы в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северного административного округа города Москвы обратился в суд с иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы об обязании выполнить определенные действия, в котором согласно уточненным исковым требованиям от 04 сентября 2015 года, просит обязать ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст. (в редакции от 09 декабря 2013 года) выполнить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе у дома №149 по Дмитровскому шоссе, а именно: установить над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» повышенной информативности.
В обоснование своих исковых требований прокурор САО г.Москвы указывает, что прокуратурой округа изучены материалы, представленные ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве по вопросу обеспечения безопасности движения пешеходов на регулируемом пешеходном переходе у дома №149 по Дмитровскому шоссе г.Москвы.
По информации ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве по результатам картографического анализа дорожно-транспортных происшествий на территории Северного административного округа г.Москвы установлено место концентрации ДТП по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.149. В 2014 году по указанному адресу произошло 6 ДТП (3 столкновения, 1 наезд на пешехода, 1 опрокидывание, 1 наезд на стоящее транспортное средство), в которых пострадало 8 человек (из них 2 пешехода). В январе 2015 года произошло 1 ДТП (наезд на пешеходов), в которых пострадал 1 человек.
В ходе проведенного ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве обследования состояния улично-дорожной сети установлено, что по указанному адресу обустроен регулируемый пешеходный переход, не оборудованный дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью, что отрицательно влияет на безопасность движения пешеходов. Указанные дорожные знаки и светофоры при строительстве светофорного объекта предусмотрены не были.
В соответствии с изменениями в п.5.6.24 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации, дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехурегулирования от 15.12.2004 года №120-ст. (в редакции от 09.12.2013 года), знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» дублируют над проезжей частью. Знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают в населенных пунктах — перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м. Определение и реализация технической политики в вопросах содержания, эксплуатации и текущего ремонта технических средств организации дорожного движения, а также установке новых ТСОДД по заявкам городских и федеральных организаций возложено на ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы №438-ПП от 14 июня 2005 года «О мерах по улучшению эксплуатации и содержания технических средств организации дорожного движения в городе Москве».
В соответствии с пп. 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 Постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года №32-ПП (в редакции от 23 апреля 2015 года) «Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы» Департамент утверждает государственное задание государственным бюджетным учреждениям, выполняет функции о полномочия учредителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы, осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации системы предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования, выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями, принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.
На основании изложенного Прокурор Северного административного округа г.Москвы обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Представитель истца – помощник прокурора Северного административного округа г.Москвы Чуфистова Ю.В. в судебное заседание явилась, исковые требования с учетом уточнений от 04 сентября 2015 года поддержала.
Представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы по доверенности Колесников Л.А. в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнений от 04 сентября 2015 года не признал, поддержал письменный отзыв на иск, в соответствии с которым Департамент транспорта не наделен полномочиями осуществлять функции по обслуживанию, эксплуатации, установке и ремонту технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков). По мнению Департамента, требования истца являются вмешательством в уставную деятельность ГКУ ЦОДД. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 года №408-ПП утверждена Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению. Данная программа не содержат информации о количестве дорожных знаков, которые должны быть установлено, отсутствуют адреса. В данной программе указан только размер денежных средств, выделяемых в период с 2012 года по 2016 года. Департамент транспорта не имеет расчетного счета, не является коммерческой организацией и может выделить денежные средства в рамках лимитов бюджетного финансирования на корректный год. Планирование закупок ГКУ ЦОДД осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также, по мнению ответчика Департамента транспорта, само по себе изменение в ГОСТ не является основанием для обязания ГКУ ЦОДД провести необходимые мероприятия, поскольку организация проведения последних ведется в рамках реализации уставных полномочий.
Представитель ответчика ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы по доверенности Шукшина Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования с учетом уточнений от 04 сентября 2015 года не признала, поддержала письменный отзыв на иск от 07 мая 2015 года, в соответствии с которым, поскольку проведение мероприятий, выполнения которых согласно исковым требованиям требует Прокурор САО г.Москвы, предусматривает наличие проектной, разрешительной документации, геоподосновы, данный адрес был включен в проект адресного перечня на выполнение проектных работ по оборудованию светофорных объектов дорожными знаками 5.19.1 над проезжей частей в городе Москве на 2015 года (раздел – нерегулируемые пешеходные переходы). Однако, в связи с отсутствием финансирования, предусмотренного на проведение проектных работ согласно указанного проекта адресного перечня, данные мероприятия не смогут быть реализованы в 2015 году. 24 февраля 2015 года в адрес ГКУ ЦОДД поступило обращение командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве о рассмотрении возможности обустройства в 2015 году на существующих пешеходных переходах дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТ, в том числе, по адресу: Дмитровское шоссе, д.149, на которое ответчиком был дан ответ, что в связи с отсутствием финансирования мероприятия по проведению указанных работ в 2015 году не будут реализованы, адреса будут включены в адресный перечень проектирования установки дорожных знаков 5.19.1 (2) над проезжей частью на 2016 год. Срок установки будет определен после подготовки проектной документации, однако, несмотря на получение ответа учреждения, административный орган обратился к прокурору САО г.Москвы с просьбой обратиться в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью обязать ответчика выполнить необходимые мероприятия. По мнению ответчика ГКУ г.Москвы ЦОДД, требования истца являются вмешательством в уставную деятельность учреждения; само по себе изменение в ГОСТ не является основанием для обязания учреждения провести необходимые мероприятия, поскольку организация проведения последних и без того ведется в рамках реализации уставных полномочий. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 (п.5.2.4) дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» в населенных пунктах устанавливают перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 метров, однако, в рассматриваемом месте данное условие не выполняется, так как видимость указанного пешеходного перехода более 150 метров, в связи с чем тратить бюджетные средства и устанавливать дорожный знак 1.22 перед пешеходным переходом нецелесообразно.
Третье лицо ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебной повесткой, своих возражений на иск суду не представил.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента финансов города Москвы по доверенности Селедчик В.А. в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований от 04 сентября 2015 года.
Выслушав представителя истца – помощника Прокурора Северного административного округа г.Москвы Чуфистову Ю.В., представителя ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы по доверенности Колесников Л.А., представитель ответчика ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы по доверенности Шукшину Е.С., проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу что исковые требования Прокурора Северного административного округа г.Москвы в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы об обязании выполнить определенные действия подлежат удовлетворению, а исковые требования Прокурора Северного административного округа г.Москвы в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы, об обязании выполнить определенные действия удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5.2.24 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст), знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.
Знак допускается не устанавливать перед переходами, расположенными на перекрестках.
Согласно п.5.1.6 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004, на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
В ходе судебного разбирательства установлено, согласно информации ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве, предоставленной прокурору Северного административного округа г.Москвы, по результатам картографического анализа дорожно-транспортных происшествий на территории Северного административного округа г.Москвы установлено место концентрации ДТП по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д.149. В 2014 году по указанному адресу произошло 6 ДТП (3 столкновения, 1 наезд на пешехода, 1 опрокидывание, 1 наезд на стоящее транспортное средство), в которых пострадало 8 человек (из них 2 пешехода). В январе 2015 года произошло 1 ДТП (наезд на пешеходов), в которых пострадал 1 человек. В ходе проведенного ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве обследования состояния улично-дорожной сети установлено, что по указанному адресу обустроен регулируемый пешеходный переход, не оборудованный дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью, что отрицательно влияет на безопасность движения пешеходов (акт выявленных недостатков л.д.7-12). Указанные дорожные знаки и светофоры при строительстве светофорного объекта предусмотрены не были. В соответствии с изменениями в п.5.6.24 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации, дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехурегулирования от 15.12.2004 года №120-ст. (в редакции от 09.12.2013 года), знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» дублируют над проезжей частью. Знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают в населенных пунктах — перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м. Определение и реализация технической политики в вопросах содержания, эксплуатации и текущего ремонта технических средств организации дорожного движения, а также установке новых ТСОДД по заявкам городских и федеральных организаций возложено на ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы №438-ПП от 14 июня 2005 года «О мерах по улучшению эксплуатации и содержания технических средств организации дорожного движения в городе Москве» (л.д.5-6).
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы по доверенности Шукшина Е.С., адрес: г.Москва, Дмитровское шоссе, д. 149 был включен в проект адресного перечня на выполнение проектных работ по оборудованию светофорных объектов дорожными знаками 5.19.1 над проезжей частей в городе Москве на 2015 года (раздел – нерегулируемые пешеходные переходы). Однако, в связи с отсутствием финансирования, предусмотренного на проведение проектных работ согласно указанного проекта адресного перечня, данные мероприятия не смогут быть реализованы в 2015 году. 24 февраля 2015 года в адрес ГКУ ЦОДД поступило обращение командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г.Москве о рассмотрении возможности обустройства в 2015 году на существующих пешеходных переходах дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТ, в том числе, по адресу: Дмитровское шоссе, д.149, на которое ответчиком был дан ответ, что в связи с отсутствием финансирования мероприятия по проведению указанных работ в 2015 году не будут реализованы, адреса будут включены в адресный перечень проектирования установки дорожных знаков 5.19.1 (2) над проезжей частью на 2016 год. Срок установки будет определен после подготовки проектной документации.
Как усматривается из технического задания на выполнение работ для установки знаков дорожных 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» на консольных опорах», составленного ответчиком ГКУ города Москвы ЦОДД, срок исполнения контракта по выполнению работ по установке знаков дорожных 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» на консольных опорах в соответствии по адресу: г.Москва, ул.Дмитровское шоссе, д. 149, заказ на закупку по которому был размещен в августе 2015 года, установлен не позднее 20 декабря 2015 года.
Как пояснила в судебном заседании помощник прокурора САО г.Москвы Чуфистова Ю.В., определение и реализация технической политики в вопросах содержания, эксплуатации и текущего ремонта технических средств организации дорожного движения, а также установке новых ТСОДД по заявкам городских и федеральных организаций возложено на ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы №438-ПП от 14 июня 2005 года «О мерах по улучшению эксплуатации и содержания технических средств организации дорожного движения в городе Москве». В соответствии с пп. 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 Постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года №32-ПП (в редакции от 23 апреля 2015 года) «Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы» Департамент утверждает государственное задание государственным бюджетным учреждениям, выполняет функции о полномочия учредителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы, осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации системы предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования, выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями, принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности. На основании изложенного истец просит: обязать ответчиков в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года №120-ст. (в редакции от 09 декабря 2013 года) выполнить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе у дома №149 по Дмитровскому шоссе, а именно установить над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» повышенной информативности.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения Правительства Москвы выполнить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе у дома №149 по Дмитровскому шоссе, а именно: установить над проезжей частью дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» повышенной информативности, подлежат удовлетворению, поскольку, согласно п.5.1.6 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст), на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью; как установлено в ходе судебного разбирательства, по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, д. 149 обустроен нерегулируемый пешеходный переход на дороге с двусторонним движением с тремя полосами для движения в данном направлении, не оборудованный дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью; данное нарушение отрицательно влияет на безопасность движения и пешеходов; определение и реализация технической политики в вопросах содержания, эксплуатации и текущего ремонта технических средств организации дорожного движения, а также установке новых ТСОДД по заявкам городских и федеральных организаций возложено на ГКУ города Москвы Центр организации дорожного движения города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы №438-ПП от 14 июня 2005 года «О мерах по улучшению эксплуатации и содержания технических средств организации дорожного движения в городе Москве», в связи с чем суд считает необходимым обязать ГКУ Центр организации дорожного движения Правительства Москвы выполнить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе у дома №149 по Дмитровскому шоссе г.Москвы, а именно: установить над проезжей частью дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» повышенной информативности.
Требования истца об обязании Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы выполнить определенные действия суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Москвы не наделен полномочиями осуществлять функции по обслуживанию, эксплуатации, установке и ремонту технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков).
Доводы ответчиков о том, что выполнение мероприятий, предусмотренных исковыми требованиями, запланировано на период до 20 декабря 2015 года и о том, что требования истца являются вмешательством в уставную деятельность ГКУ города Москвы ЦОДД, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» повышенной информативности над проезжей частью нерегулируемого пешеходного перехода у дома №149 по Дмитровскому шоссе г.Москвы является нарушением прав неопределенного круга лиц – водителей и пешеходов - на обеспечение безопасности дорожного движения, прокурор в силу ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ №149 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░