Дело № 2-280/2017
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алапаевск 12 мая 2017 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Мелкозеровой Т.В.,
при секретаре Куткиной А.В.,
с участием истца Шмотьевой Н.А.,
представителя истца – адвоката Архиповой Е.В., действующей на основании ордера,
представителей ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России Ануфриева А.А. и Черняевой О.Б., действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица ГБУЗ СО «Алапаевская ГБ» ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмотьевой Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России об оспаривании решений об отказе в установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Шмотьева Н.А. обратилась в суд с иском об оспаривании отказов Бюро № 20 – филиала ФКУ «Главное бюро МСЭ по Свердловской области», экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» в установлении инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Из заявления следует, что истец просит признать незаконными и необоснованными выводы, отраженные в документах:
Бюро № 20 –филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области»:
- протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1131.20.66/2016 от 15.11.2016 г.;
- акте медико-социальной экспертизы гражданина № 1131.20.66/2016 от 15.11.2016 г.;
- справке о проведении медико-социальной экспертизы от 15.11.2016 г. № 99;
Экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области»:
- протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 768.102.Э.66/2016 от 06.12.2016 г.;
- акте медико-социальной экспертизы гражданина № 768.102.Э.66/2016 от 06.12.2016 г.;
- справке о проведении медико-социальной экспертизы гражданина № 959.101.Э.66/2016 от 15.12.2016 г.;
Экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области»:
- протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 959.101.Э.66/2016 от 15.12.2016 г.;
- акте медико-социальной экспертизы гражданина № 959.101.Э.66/2016 от 15.12.2016 г.;
- справке о проведении медико-социальной экспертизы от 15.12.2016 г.
Признать за истцом право на установление III группы инвалидности с момента подачи заявления в Бюро № 20 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» - 15.11.2016 г., соответствующей критериям в соответствии с п. 8 р. IV и п. 5 р. III Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Обязать Бюро № 20 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» выдать в соответствии с п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, справку, подтверждающую факт установления III группы инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации.
<данные изъяты>
Определением суда с согласия истца произведена замена ненадлежащих ответчиков на ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России.
В судебном заседании истец Шмотьева Н.А. и ее представитель адвокат Архипова Е.В. настаивали на удовлетворении исковых требований, указали, что не согласны с выводами всех проведенных медико-социальных экспертиз по указанным в исковом заявлении основаниям, просили их выводы об отсутствии оснований для установления Шмотьевой Н.А. инвалидности признать необоснованными и незаконными. Также выразили несогласие с заключением судебной медико-социальной экспертизы, указав при этом, что в заключении отсутствует исследовательская часть, эксперты своевременно не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперта. Считают, что имеются основания для установления Шмотьевой Н.А. третьей группы инвалидности, поскольку при проведении экспертиз неправильно отражено ее заболевание, <данные изъяты> имеется необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России Ануфриев А.А. и Черняева О.Б., представив письменный отзыв на иск, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что по результатам нескольких медико-социальных экспертиз врачи-эксперты пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для установления Шмотьевой Н.А. инвалидности, поскольку степень выраженности стойких нарушений функций организма у последней установлена как незначительная, ограничений жизнедеятельности не установлено. Результаты медико-социальных экспертиз, проведенных сотрудниками ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России, по жалобе истца были предметом рассмотрения и в ФГБУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, где на основании комплексной оценки состояния организма по представленным медицинским и медико-социальным документам у Шмотьевой Н.А. обнаружены <данные изъяты>, которые не приводят к ограничению ни в одной из категорий жизнедеятельности, оснований для признания и назначения мер социальной защиты не установлено. По вопросу участия в медико-социальной экспертизе в Бюро № 20 ФИО5 указали, что последний на период командировки ФИО4 был назначен исполняющим обязанности руководителя Бюро № 20, следовательно, имел право подписи всех необходимых документов от имени руководителя Бюро № 20. Все данные в протоколе от 15.11.2016 г. были отражены со слов освидетельствуемого лица, отдельные неточности в заполнении граф не могут служить основанием для признания протоколов недействительными, и являться основанием для установления Шмотьевой Н.А. инвалидности.
Представитель ГБУЗ СО «Алапаевская городская больница» ФИО1 просила рассмотреть дело с вынесением решения на усмотрение суда, суду пояснила, что заболевание Шмотьевой Н.А. установлено, операция ей проведена. К установлению либо неустановлению инвалидности больница отношения не имеет.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Закона № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Закона № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 6 Приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» Главное бюро проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
В соответствии с п. 8 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Пунктом 12 указанных Классификаций и критериев предусмотрено, что критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Из анализа указанных выше норм следует, что для установления соответствующей группы инвалидности недостаточно наличия только заболевания или их совокупности, а также их тяжести, так как необходимым условием для установления соответствующей группы инвалидности является то, что указанное заболевание имеет последствием соответствующее ограничение жизнедеятельности.
При рассмотрении дела судом установлено, что 15.11.2016 г. в отношении Шмотьевой Н.А. Бюро № 20 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, в ходе которой составлены протокол и акт № 1131.20.66/2016 от 15.11.2016 г., согласно которым дана количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма истца – <данные изъяты>%. Результаты экспертизы отражены в справке № 99 от 15.11.2016 г., из которой следует, что инвалидность в отношении Шмотьевой Н.А. не установлена.
В связи с несогласием истца с результатами данной экспертизы Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России была проведена очная медико-социальная экспертиза 06.12.2016 г. Составлены протокол, акт № 768.102.Э.66/2016, а также справка от 06.12.2016 № 232, из которых следует, что оснований для установления Шмотьевой Н.А. инвалидности нет. К аналогичным выводам пришел и Экспертный состав № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России (протокол и акт № 959.101.Э.66/2016 от 15.12.2016).
В судебном заседании установлено, что обжалуемые решения медико-социальных экспертиз ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России по жалобе истца были предметом рассмотрения Экспертного состава № 15 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, из протокола и акта которого от 30.01.2017 № 73.15.ФБ/2017 следует, что в результате комплексной оценки и анализа медицинских и медико-экспертных документов, представленных на проведение МСЭ, выявлены стойкие незначительные нарушения иммунных функций, статодинамических функций, функций сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем организма, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, не вызывают нуждаемости в мерах социальной защиты, включая проведение мероприятий по реабилитации, и не дают оснований для установления инвалидности. Максимально выраженное нарушение функций организма составляет 30% количественной системы оценки степени нарушений функций организма человека.
Следовательно, выводы ранее проведенных медико-социальных экспертиз ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России при проведении экспертизы в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, не отменены и не изменены.
Кроме этого, судом в целях установления юридически значимых обстоятельств для правильного разрешения настоящего спора была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведенная с согласия истца в ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России, из заключения которой от 10.04.2017 г. следует, что на момент вынесения решений по результатам медико-социальной экспертизы 15.11.2016 г., 06.12.2016 г., 15.12.2016 г. у Шмотьевой Н.А. имелись нарушения функций системы крови и иммунной системы - 30%, статодинамических функций – 10%, функций сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем организма – 10%, максимально выраженное нарушение функций организма – 30 %. На момент вынесения решений по результатам медико-социальной экспертизы 15.11.2016 г., 06.12.2016 г., 15.12.2016 г. у Шмотьевой Н.А. не установлены ограничения основных категорий жизнедеятельности человека ни в одной из основных категорий жизнедеятельности. На момент вынесения решений по результатам медико-социальной экспертизы 15.11.2016 г., 06.12.2016 г., 15.12.2016 г. оснований для установления инвалидности не имелось, при отказе в установлении инвалидности были учтены все имеющиеся заболевания.
Суд принимает заключение Экспертного состава № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» от 10.04.2017 г. в качестве допустимого, относимого доказательства по данному делу, так как оно является ясным, полным, научно обоснованным, не вызывающим сомнений в его правильности. В распоряжение экспертов судом были представлены все необходимые для производства судебной медико-социальной экспертизы медицинские документы. Выводы экспертами сделаны на основе представленных медицинских документов, личном осмотре Шмотьевой Н.А., согласуются с установленными в судебном заседании доказательствами, в том числе с результатами ранее проведенных экспертиз в отношении истца, заключение дано в соответствии с поставленными судом вопросами, экспертами полно и всесторонне исследована представленная медицинская документация, при этом, эксперты в установленном порядке были предупреждены за дачу заведомо ложного заключения, о чем поставили свои подписи, в связи с чем считает положить выводы экспертного заключения в основу решения.
Так как судом установлено, что у Шмотьевой Н.А. на время оспариваемых освидетельствований в периоды 15.11.2016, 06.12.2016 и 15.12.2016 гг. не имелось соответствующих нарушений основ жизнедеятельности, у ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России в лице филиала – Бюро № 20, Экспертного состава № 1 и № 2 не было оснований для установления Шмотьевой Н.А. инвалидности.
Таким образом, оспариваемые истцом протоколы и акты медико-социальных экспертиз от 15.11.2016 г., 06.12.2016 г. и 15.12.2016 г. основаны на объективных медицинских данных, исследованиях состояния здоровья Шмотьевой Н.А., обоснованность которых впоследствии подтверждена экспертным заключением Экспертного состава № 15 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, и заключением Экспертного состава № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области», выполненным в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела на основании определения суда.
При этом, доказательств обратного истцом в судебном заседании суду не представлено.
Доводы истца о том, что протокол и акт МСЭ от 15.11.2016 г. подписаны ненадлежащим должностным лицом судом во внимание не принимаются, т.к. подписавший их врач по медико-социальной экспертизе Бюро № 20 ФИО5 на момент проведения экспертизы в отношении Шмотьевой Н.А. являлся исполняющим обязанности руководителя Бюро № 20, что подтверждается пояснениями стороны ответчика и представленными ими документами, в том числе приказом о возложении обязанностей от 07.11.2016 № 441-лс, следовательно, являлся компетентным для подписания протокола и акта медико-социальной экспертизы лицом.
Доводы о том, что присутствие 15.12.2016 г. при принятии решения Экспертным составом № 1 решения в отношении Шмотьевой Н.А. должностного лица, ранее принимавшего участие при решении аналогичного вопроса в отношении истца, также судом признаются необоснованными, т.к. действующее законодательство о проведении медико-социальных экспертиз не содержит подобного запрета.
Допущенные при составлении протоколов неточности в отражении социально-бытовых условий Шмотьевой Н.А. и иных данных не могут являться основанием для признания их недействительными, и свидетельствующими о наличии оснований для признания истца инвалидом.
Таким образом, исковые требования Шмотьевой Н.А. об оспаривании отказов в установлении группы инвалидности являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шмотьевой Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Минтруда России об оспаривании решений об отказе в установлении инвалидности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.
Председательствующий Т.В. Мелкозерова