Решение по делу № 2а-8330/2022 от 19.07.2022

УИД 11RS0001-01-2022-011553-31 №2а-8330/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Огневой Ольги Александровны, Самариной Татьяны Викторовны к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании срока для добровольного сноса многоквартирного дома, возложении обязанности установить новый срок для добровольного сноса,

у с т а н о в и л :

Огнева О.А., Самарина Т.В. обратились в суд с административным иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» о признании незаконным срока для добровольного сноса многоквартирного дома №... по ул.... г.Сыктывкара, установленного в требованиях №01-04/31 от 31.03.2022, направленных на имя каждой из них. При этом, настаивали на возложении на административного ответчика обязанности установить им новый срок для добровольного сноса указанного МКД, определив его периодом 6 месяцев с момента направления требований - то есть, до 30.09.2022 года.

В обоснование указали, что являются собственниками кв.№... и №... МКД №... по ул.... г.Сыктывкара, установленный им, как собственникам, срок на добровольный снос указанного дома, признанного аварийным, до 16.09.2024 года нарушает их права, поскольку лишь затягивает расселение жильцов, создавая, тем самым, угрозу их жизни и здоровью.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Управление жилищно- коммунального хозяйства (УЖКХ) АМОГО «Сыктывкар», а также должностное лицо, подписавшее оспариваемые требования - начальник УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., в качестве заинтересованных лиц- правообладатели остальных помещений МКД №110 по ул.Северная г.Сыктывкара.

В судебном заседании административные ответчики, административные истцы, как и остальные правообладатели квартир МКД №... по ул.... г.Сыктывкара, непосредственного участия не приняли, о рассмотрении дела судом извещены надлежаще.

Представитель Огневой О.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленного иска настаивал по заявленным в нем основаниям.

    Заслушав явившегося представителя, оценив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, МКД№... по ул.... г.Сыктывкара имеет статус многоквартирного жилого дома, в 2021 году был обследован специализированной организацией –ООО «НЕСКО».

Согласно техническому заключению ООО «НЕСКО» от 29.07.2021 года, по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., состояние конструкций здания оценено как аварийное согласно классификации ГОСТ 31937-2011. Как отмечено в заключении, на момент проведения обследования фундаменты здания в аварийном состоянии, материалы несущих и ограждающих конструкций здания не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил. Физический износ многоквартирного дома, на момент обследования по выводам специалистов составил 71 %.

Заключением МВК №... от 20.08.2021, принятым на основании технического отчета по обследованию здания, учитывая аварийное техническое состояние и угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объем ремонтных работ по их замене, указанный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании Заключения МВК №... от 20.08.2021, АМОГО « Сыктывкар» 15.09.2021 было принято постановление №9/2948, которым МКД №... по ул.... г.Сыктывкара признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2 постановления на администрацию возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, в срок до 2028 года.

Пунктом 4 постановления №9/2948 от 15.09.2021, на Управление ЖКХ МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность направить собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, требования о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

Во исполнение данного пункта, 31.03.2022 за подписью начальника УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., на имя Огневой О.А., Самариной Т.В. направлены требования (№01-04/31), в которых со ссылкой на положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ им установлен срок для добровольного сноса данного многоквартирного дома до 16.09.2024 года.

Рассматривая заявленные административными истцами требования, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя (часть 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, тем не менее, данные сроки должны отвечать требованиям разумности.

Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).

Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений правовых норм следует, что определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, равно как и установление срока для добровольного сноса такого дома его собственниками, является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом, сам по себе установленный в требованиях №01-04/31 от 31.03.2022, направленных на имя Огневой О.А., Самариной Т.В., срок на добровольный снос дома его собственниками, направлен на обеспечение условий для осуществления гражданами своих жилищных прав и принятия самостоятельного взвешенного решения о дальнейшей судьбе их дома, возможности его реализации, а потому, не может рассматриваться в качестве нарушающего права и свободы либо создающего какие- либо препятствия к осуществлению прав и свобод.

Предъявление собственникам помещений в признанном аварийном жилом доме требования о его сносе в силу прямого указания части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение органом местного самоуправления срока, в течение которого такой снос должен быть осуществлен.

При установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия единого взвешенного решения о судьбе дома - его сносе в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома. Единственным предусмотренным законом критерием для установления этого срока является его разумность.

Единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома единого решения о сносе дома является решение данного вопроса путем проведения общего собрания собственников помещений МКД.

Частью 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно частям 2 и 4 ст. 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно ч.1 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу ч.3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч.4 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.

Обязанности по пересмотру первоначально установленного им срока на добровольный снос МКД в случае получения отказа его собственников от реализации такого права, на муниципальный орган Законом не возложено.

Принимая во внимание то обстоятельство, что соблюдение установленных законодательством процедур принятия собственниками решения о сносе МКД и реализации данного решения в случае его принятия, требует значительных временных затрат, суд полагает, что установленный административным ответчиком в оспариваемых требованиях срок добровольного сноса и расселения МКД №110 по ул.Северная г.Сыктывкара отвечает критерию разумности и сам по себе какого- либо негативного влияния на права и законные интересы заявителей, как правообладателей квартир в составе указанного многоквартирного дома, не оказывает.

Напротив, установление срока для добровольного сноса дома до 30.09.2022 не будет отвечать принципам разумности, поскольку не позволит в установленном порядке соблюсти все процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы о том, что установленный ответчиком срок добровольного сноса влечет нарушение прав граждан на безопасную среду обитания, не могут быть приняты во внимание, поскольку пунктом 3 постановления АМОГО « Сыктывкар» №9/2948 от 15.09.2021 Комитету жилищной политики АМОГО «Сыктывкар» поручено направить гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомлений о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Соответственно, вопрос о целесообразности переезда в предложенные помещения маневренного фонда разрешается усмотрением самих собственников, не зависимо от принятия ими решения о добровольном сносе дома, или об отказе от такового.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными, при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. Между тем, такая совокупность императивных оснований судом по настоящему делу не установлена.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Огневой О.А., Самариной Т.В., о признании незаконными направленных им требований №01-04/31 от 31.03.2022 и возложении на административного ответчика обязанности установить новый срок для добровольного сноса МКД №... по ул.... г.Сыктывкара до 30.09.2022 года, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Огневой Ольги Александровны, Самариной Татьяны Викторовны к Администрации МОГО «Сыктывкар», Управлению ЖКХ АМОГО «Сыктывкар», начальнику УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г. о признании незаконным срока для добровольного сноса МКД №... по ул.... г.Сыктывкара, установленного в требованиях №01-04/31 от 31.03.2022, на имя Огневой О.А., Самариной Т.В., возложении обязанности установить срок для добровольного сноса МКД №... по ул.... г.Сыктывкара до 30.09.2022 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -                              Ю.А.Дульцева

...

2а-8330/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Огнева Ольга Александрована
Самарина Татьяна Викторовна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Володина Марина Витальевна
Степанова А.М.
Борисова Наталья Викторовна
Макарова Юлия Анатольевна
Самарина Татьяна Викторовна
Огнева Ольга Александровна
Степанов Миаил Леонидович
Панюков Семен Иванович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация административного искового заявления
21.07.2022Передача материалов судье
22.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее