Дело № 2-4870-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 17 сентября 2015 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ножниной Е.К.,
при секретаре Ермолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах Архангельской области и муниципального образования «Северодвинск» к Чертушкину Михаилу Михайловичу о взыскании имущественного налогового вычета,
установил:
военный прокурор Северодвинского гарнизона обратился в интересах Архангельской области и муниципального образования «Северодвинск» с иском к Чертушкину М.М. о взыскании неосновательно полученного имущественного налогового вычета в размере <данные изъяты>
В обоснование требований указал, что Чертушкин М.М. являясь военнослужащим войсковой части ....., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобрел в собственность жилое помещение – <адрес> по Московскому проспекту <адрес> за <данные изъяты> рублей. Из данной суммы <данные изъяты> были оплачены за счет личных денежных средств Чертушкина М.М., <данные изъяты> – за счет средств займа по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, <данные изъяты> – за счет накоплений накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ ..... и от ДД.ММ.ГГГГ ....., Чертушкину М.М. был предоставлен имущественный налоговый вычет на общую сумму <данные изъяты>. На основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ ..... и от ДД.ММ.ГГГГ ..... Чертушкин М.М. получил указанную сумму. Полагает, что в силу действующего законодательства Чертушкин М.М. имеет право на получение данного вычета только исходя из суммы его личных денежных средств, потраченных на приобретение указанного жилого помещения, в данном случае на сумму <данные изъяты> В связи с чем, полагает, что <данные изъяты> полученных Чертушкиным М.М., являются неосновательным обогащением. Просил взыскать с Чертушкина М.М. неосновательно полученные денежные средства в размере <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Гусельников В.В. требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Ответчик Чертушкин М.М. и его представитель Белых С.Н. в судебном заседании с иском согласились частично. Полагали, что денежные средства в размере <данные изъяты>., внесенные за счет накоплений накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также являются его личными средствами.
Представитель Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве полагал, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Представители Администрации муниципального образования «Северодвинск», министерства финансов Архангельской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения прокурора, ответчика, его представителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Чертушкин М.М. являясь военнослужащим войсковой части Чертушкин М.М. являясь военнослужащим войсковой части ..... на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобрел в собственность жилое помещение – <адрес> по Московскому проспекту <адрес> за <данные изъяты>. Из данной суммы <данные изъяты> были оплачены за счет личных денежных средств Чертушкина М.М., <данные изъяты>. – за счет средств займа по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, <данные изъяты> – за счет накоплений накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ ..... и от ДД.ММ.ГГГГ ....., Чертушкину М.М. был предоставлен имущественный налоговый вычет на общую сумму <данные изъяты>. На основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ ..... и от ДД.ММ.ГГГГ ..... Чертушкин М.М. получил указанную сумму.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также объяснениями сторон, никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
В соответствии с абзацем 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика, не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется.
К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
Пунктом 4 статьи 3 названного Федерального закона определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Согласно пункту 8 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О накопительно- ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник накопительно- ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы.
Из содержания указанных правовых норм следует, что накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих реализуется за счет средств федерального бюджета, и, соответственно, денежные средства направленные в данном случае на приобретение жилого помещения, в том числе, за счет накоплений накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, собственными денежными средствами военнослужащих не являются.
При указанных обстоятельствах, суд отвергает довод ответчика о том, что денежные средства в размере <данные изъяты>., направленные на приобретение жилья за счет накоплений накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, являются собственными денежными средствами ответчика.
Таким образом, вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья для налогоплательщика за счет средств федерального бюджета, в силу абзаца 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации не производится.
Следовательно, ответчик вправе был получить имущественный налоговый вычет только исходя из суммы его личных денежных средств, потраченных на приобретение указанного жилого помещения, т.е. исходя из <данные изъяты> что составляет <данные изъяты>
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, в силу названных правовых норм, полученный ответчиком имущественный налоговой вычет в размере <данные изъяты> является неосновательным обогащением.
В связи с чем, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и взыскивает с ответчика неосновательно полученный имущественный налоговой вычет в размере <данные изъяты> с перечислением 15 процентов от указанной суммы в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» и 85 процентов в доход бюджета Архангельской области.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах Архангельской области и муниципального образования «Северодвинск» к Чертушкину Михаилу Михайловичу о взыскании имущественного налогового вычета удовлетворить.
Взыскать с Чертушкина Михаила Михайловича неосновательно полученный имущественный налоговой вычет в размере <данные изъяты>, с перечислением 15 процентов от указанной суммы в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» и 85 процентов в доход бюджета Архангельской области.
Взыскать с Чертушкина Михаила Михайловича в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.К. Ножнина