УИД34RS0036-01-2019-001265-93 Административное дело№ 2а-51/2020
Судья Улицкая Н.В. Дело № 33а-5323/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 25 июня 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Камышниковой Н.М., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлении зарегистрированного кандидата в депутаты Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области Михина И.В. к территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии
по апелляционной жалобе административного истца Михина И.В.
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 февраля 2020 г., которым отказано в удовлетворении требований Михина И.В..
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Михин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Светлоярского района Волгоградской области, в котором просит: признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Светлоярского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О внесении изменений в форму избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 8 сентября 2019 г.», утвержденного постановлением территориальной избирательной комиссией Светлоярского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об утверждении форм и текста избирательных бюллетеней на выборах в органы местного самоуправления в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области 8 сентября 2019 г.»; признать недействительным и отменить Постановления Территориальной избирательной комиссии Светлоярского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об определении результатов выборов депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области; восстановить нарушенные избирательные прав административного истца; обязать Территориальную избирательную комиссию Светлоярского муниципального района Волгоградской области провести повторные выборы депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование исковых требований указал, что 8 сентября 2019 г. состоялись выборы в Думу Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области. В верхней части бюллетеня был описан порядок заполнения и указано, что при заполнении бюллетеня ставится только один знак в одном из квадратиков справа от выбранной фамилии кандидата. Однако накануне дня голосования, то есть ДД.ММ.ГГГГ, правила заполнения бюллетеня по выборам в Думу Светлоярского городского поселения были изменены, путем вычеркивания вручную правил заполнения, а в кабинках для голосования были вывешены новые правила по заполнению бюллетеня, а именно ставить любой знак не более чем в двух квадратиках. При этом данная информация была напечатана на листах бумаги без указания информации о том, кто внес изменения. При досрочном голосовании на данном участке проголосовало 22 избирателя, однако в бюллетени при досрочном голосовании данные изменения не были внесены и поэтому избиратели, голосовавшие досрочно были поставлены в неравные условия с другими избирателями. Таким образом, бюллетень для досрочного голосования отличается от бюллетеней в день голосования, в связи с чем считает, бюллетени досрочного голосования, выданные избирателям в помещении ТИК до дня официального голосования должны быть признаны недействительными.
После подсчета голосов, была выдана копия протокола об итогах голосования. Вместе с тем согласно информации, размещенной на сайте ЦИК Избирком имеются различия в первой части протокола по общему количеству бюллетеней, с общим количеством бюллетеней, указанных в выданной копии протокола.
Таким образом, считает, что нарушены его избирательные права, поскольку данные нарушения не позволяют установить действительное волеизъявление избирателей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Михин И.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм процессуального и материального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав административного истца Михина И.В., представителя административного истца Михина И.В. – О.А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, председателя Территориальной избирательной комиссии Светлоярского муниципального района Волгоградской области М.А.М., считавшего решение районного суда законным и обоснованным, заинтересованных лиц С.В.И., А.А.Н., А.А.А., прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Б.А.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).
В силу ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 1 ст.67 Федерального закона№ 67-ФЗучастковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Порядок подсчета голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования установлен ст. 68 названного Федерального Закона.
Согласно ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может обратиться, в том числе, гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.
Отказывая Михину И.В., зарегистрированному в установленном порядке и участвовавшему в выборах в качестве кандидата в депутаты Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушений порядка голосования и установления итогов голосования на избирательном участке, иных нарушений законодательства о выборах, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
В силу ч. 1.2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, в частности, в случае:
нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Аналогичные разъяснения даны в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что решением Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> были назначены выборы депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области на 8 сентября 2019 г.
Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> полномочия избирательной комиссии муниципального образования - Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области возложены на территориальную избирательную комиссию Светлоярского района Волгоградской области (далее – ТИК Светлоярского района).
Постановлением ТИК Светлоярского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Светлоярского муниципального района Волгоградской области» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Светлоярского городского поселения, в том числе по избирательному участку № 3507, возложены на территориальную избирательную комиссию Светлоярского района Волгоградской области».
Согласно п. 3 ст. 55 Закона Волгоградской области от 6 декабря 2006 г. №1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области» (далее – Закон № 1373-ОД) форму избирательного бюллетеня по одномандатному (многомандатному) избирательному округу для голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, утверждает избирательная комиссия муниципального образования. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Как следует из ст. 56 названного Закона Волгоградской области, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем избирательного бюллетеня в помещении избирательной комиссии муниципального образования (а если в организации и обеспечении подготовки и проведения выборов участвуют территориальные избирательные комиссии - территориальной избирательной комиссии), соответствующей окружной избирательной комиссии (за 10 дней - 4 дня до дня голосования, в том числе и повторного) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования, в том числе и повторного).
Согласно п. 13 ст. 56 и ст. 60 Закона № 1373-ОД, вопрос о недействительности бюллетеней решается избирательной комиссией. В соответствии с п. 13 ст. 56 Закона № 1373-ОД, бюллетени для досрочного голосования признаются недействительными участковой избирательной комиссией, если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные Законом № 1373-ОД, либо из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу.
Пунктом 17 ст. 60 Закона № 1373-ОД установлено, что недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов или в которых количество проставленных в квадратах знаков превышает количество имеющихся у избирателя голосов.
Как видно из материалов дела, территориальной избирательной комиссией Светлоярского района Волгоградской области принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об утверждении формы и текста избирательных бюллетеней на выборах в органы местного самоуправления в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области 8 сентября 2019 года».
Постановлением территориальной избирательной комиссии Светлоярского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в форму избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 8 сентября 2019 г. внесены изменения. При этом внесённые изменения касались исключительно разъяснения порядка заполнения бюллетеня. Названное постановление принято в установленном порядке, компетентным органом, и соответствует нормам права.
А потому, суд пришел к верному выводу о законности оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Светлоярского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и о несостоятельности доводов стороны административного истца, который полагал необоснованным внесение изменений в форму бюллетеней, касающихся разъяснения порядка его заполнения.
8 сентября 2019 г. по окончании времени голосования, участковой избирательной комиссией избирательного участка № 3507 были подведены итоги голосования по выборам депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области на 8 сентября 2019 г. по <.......> многомандатному избирательному округу № <...>, которые оформлены протоколом территориальной избирательной комиссии от 8 сентября 2019 г. Согласно протоколу результаты голосования по данному участку следующие: А.С.А. – 184; Б.С.В. – 214; К.А.С. – 165; К.И.Н. – 151; М.И.В. – 132; С.М.С. – 20.Также указано, что число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом составило – 1275; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 456; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – 22.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Светлоярского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об определении результатов выборов депутатов Думы Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 8 сентября 2019 г.» выборы депутатов по <.......> многомандатному избирательному округу № <...> признаны состоявшимися, результаты – действительными. Признаны избранными депутатами по данному избирательному округу № <...>: А.С.А., Б.С.В., получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Доводы административного истца о недействительности бюллетеней досрочного голосования, выданных избирателям в помещении Территориальной избирательной комиссии до дня официального голосования в связи с тем, что они (форма их заполнения) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и наличия в связи с этим оснований для отмены итогов голосования, ошибочны.
Как следует из вышеизложенных норм избирательного законодательства и правовых позиций Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования являются только те нарушения правил составления списков избирателей, нарушения порядка голосования, установления итогов голосования, иные нарушения законодательства о выборах, которые не позволяют выявить действительную волю, волеизъявление избирателей и если эти нарушения соответственно повлияли на итоги выборов.
Между тем таких нарушений законодательства о выборах при проведении голосования и подведении итогов выборов на избирательном участке, судебной коллегией не усматривается.
Так, на обстоятельства, предусмотренные п. 13 ст. 56 и п. 17 ст. 60 Закона №1373-ОД, на основании которых бюллетени могут быть признаны недействительными, административный истец не ссылается, по делу они не установлены.
По иным обстоятельствам, в том числе на которых административный истец основывает свои требования, законодатель не предусматривает возможность признания их недействительными судом.
Факт того, что при досрочном голосовании избиратели могли проголосовать за только 1 кандидата не свидетельствует о невозможности установить действительное волеизъявление избирателей на участке, поскольку избиратели исходя из своих предпочтений однозначно выразили свою волю и сделали выбор. При этом все кандидаты находились в равных условиях, как при досрочном голосовании избирателей, так и при голосовании в день выборов.
Так, из названного выше протокола территориальной избирательной комиссии от 8 сентября 2019 г. о результатах выборов по <.......> многомандатному избирательному округу № <...> следует, что досрочно проголосовали по данному округу только 22 избирателя, следовательно голоса указанных 22 избирателей с учетом распределившейся разницы голосов между двумя победившими кандидатами, не могли повлиять на итоги голосования за кандидата Михина И.В. и не повлияли соответственно на возможность выявить действительную волю избирателей по данному избирательному округу.
В связи с изложенным суд обоснованно не нашел оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений и отмене итогов голосования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учётом вышеперечисленного, судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, проанализировал и оценил все доводы сторон и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, вследствие чего оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Михина И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи