Дело № 2-2554/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 год г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд в составе председательствующего судьи Политко Ф.В., при секретаре Антипенко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мастеркова ВА к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, обязать назначить социальную помощь в виде социального пособия, взыскании компенсации морального вреда, третье лицо Министерство труда и социального развития РО,
УСТАНОВИЛ:
Мастерков В.А. обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Он является отцом несовершеннолетних детей: МВВ <дата> г.р., МСВ, <дата> г.р., МКВ, <дата> г.р., МСВ, <дата> г.р.
Согласно справке о среднедушевом доходе семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для получения бесплатной юридической помощи № 11 от 3 апреля 2023 г. он является малоимущим. Среднедушевой доход его семьи составляет 686,75 руб. Величина прожиточного минимума, установленного в Ростовской области на 2022 год, составляет 13085 рублей.
7 апреля 2023 года он подал заявление через ЕПГУ в Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, однако получил необоснованный отказ от 17 апреля2023 года №550, в котором указано, что он не представил заявление о декларировании дохода, и должен платить детям алименты на основании ст. 80 СК РФ. Также ему навязывали заключение социального контракта на поиск работы.
Считает уведомление об отказе необоснованным. Он имеет право на назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия. В настоящее время у него имеется судебный спор о трудоустройстве.
Просит суд признать незаконным решение Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска от 17 апреля 2023 года №550 об отказе Мастеркову ВА в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Обязать Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска назначить Мастеркову ВА государственную социальную помощь в виде социального пособия по заявлениям от 7 апреля 2023 года, заявлению от 17 апреля 2023 года.
Взыскать с Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска за счет казны муниципального образования в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Мастерков В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании его представитель адвокат Пищейко И.Ф., действующий на основании ордера, настаивал на удовлетворении иска, по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска по доверенности Винокуров Э.А. возражал против удовлетворения иска, предоставил письменные возражения.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития РО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", цитируемого Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, (статья 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе, на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь, в том числе, на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно п. 1 ст. 7 Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Согласно ст. 7 данного закона малоимущие - проживающие на территории Ростовской области семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, не превышающий величин прожиточных минимумов, определенных в соответствии со статьями 7 и 8.2 настоящего Областного закона.
Суд установил, что 07.04.2023 и 18.04.2023 года Мастерков ВА обратился в Управление с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия. Отказывая в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия комиссия и орган социальной защиты населения руководствовались нормами права отраженными в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в Областном законе от <дата> N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" и устанавливающими, что наличие только лишь среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума не может являться основополагающей причиной для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия (л.д.68).
Из материалов дела следует, что Мастерков В.А. с февраля 2019 года не трудоустроен (л.д.81). Согласно письму директора Центра занятости населения города Новочеркасска Мастерков В.А. состоял на регистрационном учете в центре занятости населения в качестве безработного с 08.09.2022 г. по 08.02.2023 г. По состоянию на 18.04.2023 г. на регистрационном учете в центре занятости не состоит (л.д.92).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что отсутствие работы у истца, к уважительным причинам отсутствия дохода не относится, это является его свободным. Доказательств невозможности трудоустроиться по уважительным причинам Местерков В.А. не предоставил.
Из взаимосвязанного толкования вышеприведенных норм следует, что право на получение адресной социальной помощи возникает у гражданина только при одновременном наличии нескольких условий: граждан (члены его семьи) не только должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, но и подтвердить невозможность по объективным причинам, не связанным с его (их) волей и действиями, получать доход в большем размере за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Назначение и выплата адресной социальной помощи не может выступать в качестве меры постоянного содержания лица, который не желает самостоятельно предпринимать меры по преодолению сложной жизненной ситуации.
Доказательств того, что семья заявителя имеет среднедушевой доход, не превышающий прожиточный минимум по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) суду не предоставлено.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что в 2023 году бывшая супруга истца РСВ обратилась в Управление с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия указав в составе семьи 4-х детей. Семье в составе пяти человек указанная помощь была оказана.
При этом, Мастерков В.А. в своем заявлением об оказании государственной социальной помощи указывает этих же детей, на которых социальное пособие уже выплачено бывшей супруге РСВ
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку суд не усмотрел нарушений прав Мастеркова В.А. действиями ответчика, то отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.