Дело № 2а-4528/2021
УИД 75RS0001-02-2021-005705-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Управлению федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, ведущему судебному приставу-исполнителю МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В адрес Министерства обороны Российской Федерации поступило постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 09.04.2021 г. № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с Министерства обороны Российской Федерации. Указанное постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства №-ИП по исполнительному листу, выданному органом: Центральный районный суд г. Читы по делу № 2-141/2019 от 04.09.2020, предмет исполнения: обязать Министерство обороны РФ срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы земельных участков, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <адрес>, загрязненных нефтепродуктами с учетом исследования проведенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю и Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГУП «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу». После определения границ загрязненных участков ликвидировать последствия загрязнения на земельных участках в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № в срок до 1 сентября 2020 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде за счет средств федерального бюджета представляет собой длительный процесс, регламентированный законодательством Российской Федерации. Министерством обороны Российской Федерации, являющимся Государственным заказчиком, заключаются государственные контракты по содержанию объектов недвижимости. Заключение государственного контракта возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Считает, что Министерство обороны РФ принимает все меры для исполнения решения Центрального районного суда г. Читы по делу № 2-141/2019 в добровольном порядке. Просит признать действия ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 09.04.2021 г. № по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с Министерства обороны Российской Федерации по исполнительному производству №-ИП, незаконными и необоснованными, а также восстановить срок на обжалование постановления от 09.04.2021 г. №,так как постановление ведущего пристава - исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 09.04.2021 г. № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей поступило в адрес Министерства обороны Российской Федерации 17.06.2021 г. далее направлено рассмотрения по линии ответственности, куда поступило 24.06.2021 г вх. № 6571. Представителю Министерства обороны РФ для организации правового сопровождения поступило 29.06.2021 г., что подтверждается штампом ФГКУ «ВРУПО» МО РФ вх. № 21539 от 29.06.2021 года.
Согласно поступившим уточнениям от представителя административного истца, просят признать действия ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 08.04.2021 г. № по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с Министерства обороны Российской Федерации по исполнительному производству №-ИП, незаконными и необоснованными, а также восстановить срок на обжалование постановления от 08.04.2021 г. №.
Представитель Министерства обороны РФ по доверенности – Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменные пояснения, согласно которым исковые требования и уточнения к исковым требованиям поддержала, просит удовлетворить в полном объеме.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Т.С., МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю надлежаще извещенные в зал суда не явились.
Представитель Военного прокурора Читинского гарнизона, помощник военного прокурора Читинского гарнизона Каев А.А. полагал исковые требования, ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участника, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец копию постановления о взыскании исполнительского сбора от 08.04.2021г. получил 17.06.2021 г., затем материал был направлен для рассмотрения по линии ответственности, куда поступило 24.06.2021 г вх. № 6571. Представителю Министерства обороны РФ для организации правового сопровождения поступило 29.06.2021 г., что подтверждается штампом ФГКУ «ВРУПО» МО РФ вх. № 21539 от 29.06.2021 года. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что представителю Министерства обороны РФ копия постановления поступила за пределами срока для обжалования акта судебного пристава-исполнителя, Суд считает возможным восстановить срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора от 08.04.2021г. по исполнительному производству №-ИП.
Как установлено материалами дела, на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Министерства обороны РФ на основании исполнительного документа, выданного по решению Центрального районного суда г. Читы.
Предметом исполнения исполнительного производства №-ИП является: обязать Министерство обороны РФ срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы земельных участков, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № загрязненных нефтепродуктами с учетом исследования проведенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю и Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений филиала ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону ФГУП «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу». После определения границ загрязненных участков ликвидировать последствия загрязнения на земельных участках в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № в срок до 1 сентября 2020 г.
Материалами дела также подтверждается, что 08.04.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках исполнительного производства№-ИП было вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок;
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником требования исполнительного документа не исполнены. Постановление от 08.04.2021г. №-ИП о взыскании исполнительского сбора с Министерства обороны РФ в размере 50000 рублей вынесено надлежащим должностным лицом, в рамках возбужденного исполнительного производства, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения судебного акта, каких либо нарушений законодательства при вынесении данного постановления судом не усматривается. Каких-либо доказательств незаконности и неправомерности оспариваемого постановления административным истцом не представлено. Следовательно, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления от 08.04.2021г. №-ИП.
Вместе с тем, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При этом из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
В обоснование отсутствия своей вины административный истец указывает на то, что административным истцом приняты все меры для исполнения решения Центрального районного суда. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ, что регламентировано частью 3 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде за счет средств федерального бюджета представляет собой длительный процесс, регламентированный законодательством Российской Федерации. Министерством обороны Российской Федерации, являющимся Государственным заказчиком, заключаются государственные контракты по содержанию объектов недвижимости. Заключение государственного контракта возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного ответчика в неисполнении требования исполнительных документов в установленный срок, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить, частично.
Освободить Министерство обороны Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 08.04.2021 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Решение суда в окончательной форме принято 27 сентября 2021 г.
Судья О.А. Маркова