Дело № 2-992/2020
61RS0017-01-2020-002141-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
17 сентября 2020 года г. Красный Сулин
Ростовская область
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Мищенко Е.В.
при секретаре Аликиной А.В.,
с участием ст. помощника Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации к Администрации Красносулинского района Ростовской области об обязании совершить действия, третье лицо: Администрации Красносулинского городского поселения
у с т а н о в и л :
в Красносулинский районный суд обратился прокурор г. Красный Сулин в интересах неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации к Администрации Красносулинского района Ростовской области по тем основаниям, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией Красносулинского района законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических требований, в ходе которой установлено, что согласно паспорта регионального проекта «Чистая страна» утвержденного Советом по проектному управлению при Губернаторе Ростовской области 30 декабря 2019 года, целью которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных в Ростовской области на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, одним из участников проекта является администрация Красносулинского района. Организацию работ по ликвидации вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» определен порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Администрацией Красносулинского района по состоянию на 31 июля 2020 года не направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведения, и документы для рассмотрения вопроса о включении в государственный реестр объекта «свалка, расположенная по адресу: <адрес> Должностными лицами не приняты меры по сбору необходимой документации, в связи с чем до настоящего времени объект накопленного вреда не включен в государственный реестр объектов накопленного вреда, что препятствует дальнейшей реализации мероприятий по рекультивации объекта накопленного вреда окружающей среде в рамках регионального проекта «Чистая страна», в том числе по его финансированию. Администрацией Красносулинского района 20 марта 2020 года заключен муниципальный контракт № с ООО «<данные изъяты>» на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Рекультивация свалки, расположенной по адресу: <адрес> Срок выполнения работ установлен до 01 октября 2021 года. Вместе с тем сведения, необходимые для включения указанного объекта накопленного вреда в Реестр объектов накопленного вреда, ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области могут быть получены на стадии выполнения проектно-изыскательских работ. Просит суд обязать администрацию Красносулинского района Ростовской области принять меры по включению объекта накопленного вреда - свалки, расположенной по адресу: <адрес> в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в течении 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник Красносулинского городского прокурора Говоркова Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить их.
Представитель ответчика администрации Красносулинского района и представитель третьего лица администрации Красносулинского городского поселения в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, от представителя ответчика в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят установить срок для добровольного исполнения решения суда до 01 октября 2021 года, и провести судебное заседание в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства и дав оценку всем доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, прокурором подано заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования г. Красный Сулин Ростовской области, а также в защитуинтересов муниципального образования «Красносулинское городское поселение» и Российской Федерации.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст.ст. 22, 39 Федерального закона № 52-ФЗ п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из нрканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В силу ч. 1 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 №542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» организацию работ по ликвидации вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» (далее Постановление № 445) определен порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Согласно п. 2, 3 Постановления № 445 ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра.
Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что на территории <адрес> находится объект накопленного вреда - свалка, расположенная по адресу: <адрес>, что ответной стороной не оспаривается.
Постановлением главы администрации Красносулинского района № от 30 июня 2017 года свалка, расположенная по адресу: <адрес> была закрыта (л.д.18).
Решением Красносулинского районного суда от 22 октября 2018 года на Администрацию Красносулинского района Ростовской области возложена обязанность по разработке проекта рекультивации земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № - для размещения полигона бытовых отходов (л.д.41-45).
Из паспорта регионального проекта «Чистая страна (Ростовская область)», утвержденного Советом по проектному управлению при Губернаторе Ростовской области (Протокол от 20.04.2020 №6), следует, что одним из участников регионального проекта является Красносулинское городское поселение (л.д.19-28).
Указанный выше объект накопленного вреда не внесен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, что также не оспаривается ответной стороной, и подтверждается представлением прокурора от 01 апреля 2020 года в адрес главы администрации Красносулинского района (л.д.8-10), сообщениями администрации Красносулинского района в адрес Красносулинского городского прокурора (л.д.11,12-15, 16-17).
Администрацией Красносулинского района принимаются меры по ликвидации указанного объекта накопленного вреда, а именно 20 марта 2020 года заключен муниципальный контракт № с ООО «<данные изъяты> на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Рекультивация свалки, расположенной по адресу<адрес> Срок выполнения работ установлен до 01 октября 2021 года (л.д. 29-40).
В соответствии с п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбор) (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Принятие администрацией Красносулинского района мер направленных на скорейшее установление объемом накопленных отходов и направление документации для включения свалки в реестр объектов накопленного вреда, позволит заблаговременно решить вопрос обеспечения финансирования мероприятий по рекультивации свалки, расположенной по адресу: <адрес>
Таким образом, требования прокурора об обязании администрации Красносулинского района принять меры по включению объекта накопленного вреда - свалки, расположенной по адресу: <адрес>, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде - обоснованы, подтверждены представленными в судебное заседание доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок исполнения работ по сбору необходимой документации, для включения свалки в государственный реестр объектов накопленного вреда является разумным, соответствует сложности работ, их объему.
Кроме того, ответчик не лишен возможности просить суд первой инстанции об отсрочке исполнения решения в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставив суду доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин для его неисполнения в определенный в нем срок.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.