ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2019 года по делу N 33-5629/19
Судья: Суденко О. В.
15 мая 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Станковой Е.А.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяконова А. Н. к УМВД России по г.Волжскому о взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам УМВД по г. Волжскому Волгоградской области и ГУ УМВД России по Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2019 года которым постановлено:
исковые требования Дьяконова А. Н. к УМВД России по г.Волжскому о взыскании выходного пособия, денежной компенсации за форменную одежду, денежной компенсации за задержку выплат, компенсацию морального вреда - удовлетворить частично;
взыскать с Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г.Волжскому Волгоградской области в пользу Дьяконова А. Н. компенсационную выплату в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 7 821 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, судебные расходы в размере 2000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя УМВД по г. Волжскому Волгоградской области – Шмойлову Л.В., представителя ГУ УМВД России по Волгоградской области – Струкову Е.М., поддержавших доводы жалобы,
установила:
Дьяконов А.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по г.Волжскому о взыскании выходного пособия, денежной компенсации за форменную одежду, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, в обоснование требований указав на то, что истец 22 октября 2018 года уволен с должности полицейского группы обслуживания дежурной части ОП № 3 УМВД по г. Волжскому по выслуге лет.
Однако, в соответствии с действующим законодательством на момент увольнения с ним не был произведен расчет выходного пособия в размере 126 ООО рублей, денежной компенсации взамен положенного по нормам форменной одежды в размере 97 347 рублей.
В связи с тем, что ему не была выплачена денежная компенсация в установленные законом сроки, он испытывал финансовые трудности и душевные переживания.
На основании изложенного, просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за задержку выплат в порядке ст.236 ТК РФ в размере 7 821 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, судебные расходы в размере 2000 рублей.
Определением суда производство по делу в части взыскания с ответчика выходного пособия в размере 126 000 рублей, денежной компенсации взамен положенного по нормам форменной одежды в размере 97 347 рублей было прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах УМВД по г. Волжскому Волгоградской области и ГУ УМВД России по Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность решения суда в части удовлетворенных требований и просят его в указанной части отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическим обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами президента и правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 года. № 342-ФЗ, сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с п. 6 Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного приказом МВД России от 10 января 2013 г. № 8, сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится в следующем порядке: сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация; сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.
В соответствии с ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Из материалов дела следует, что с 28 ноября 1994 года истец проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел РФ, в том числе в должности заместителя начальника отдела оперативно-розыскной информации.
На основании приказа УМВД России по г.Волжскому Волгоградской области № 838 л/с от 22 октября 2018 года Дьяконов А.Н. был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Однако, при увольнении с истцом не был произведен окончательный расчет, так как выходное пособие в размере 126 025 рублей было выплачено истцу лишь 20 декабря 2018 года, а денежная компенсация за неполученное вещевое имущество в размере 97 347 рублей 45 копеек - только 11 января 2019 года.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные истцом требования о взыскании процентов за задержку выплаты денежных средств при увольнении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что единовременное пособие и компенсация за неполученное вещевое имущество были выплачены истцу с нарушением срока, предусмотренного ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в связи с чем, истец вправе требовать взыскания процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, поскольку в специальном законе отсутствует норма права, регулирующая ответственность работодателя за несвоевременное осуществление окончательного расчета при увольнении.
Ключевая ставка ЦБ РФ с 22 октября 2018 года по 16 декабря 2018 года составляет 7,5 %, а с 17 декабря 2018 года по 11 января 2019 года – 7, 75 %.
Таким образом, исходя из размера задолженности суммы выходного пособия перед истцом - 126 025 рублей, сумма процентов за период с 22 октября 2018 года по 16 декабря 2018 года составила 3 528 рублей (из расчета: 126 000 рублей х 56 дней х 1/500 х 7,5%), а за период с 17 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года составила 260 рублей 40 копеек (из расчета: 126 000 рублей х 4 дня х 1/500 х 7,75 %), а всего 3 788 рублей 40 копеек.
Исходя из размера задолженности суммы денежной компенсации за неполученное вещевое имущество - 97 347 рублей 45 копеек, сумма процентов за период с 22 октября 2018 года по 16 декабря 2018 года составила 2 725 рублей 72 копейки (из расчета: 97 347 рублей 45 копеек х 56 дней х 1/500х 7,5%), а за период с 17 декабря 2018 года по 11 января 2019 года составила 1 307 рублей 69 копеек (из расчета: 97 347 рублей 45 копеек х 26 дней х 1/500х 7,75 %), а всего 4033 рубля 41 копеек.
Общая сумма процентов за задержку выплаты денежных средств составляет 7 821 рублей 81 копейка (3 788 рублей 40 копеек + 4033 рубля 41 копеек).
Произведенный истцом расчет судебная коллегия находит математически верным, основанным на законе.
Таким образом, с учетом положений статьи 196 ГПК РФ суд обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсационной выплаты в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 7 821 рублей.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела был установлен факт нарушения трудовых прав истца, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.
Доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по Волгоградской области о том, что срок спорных выплат законом не установлен, что в свою очередь препятствует применению положений ст. 236 ТК РФ, являются несостоятельными, так как ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, возлагающая на работодателя обязанность по осуществлению окончательного расчета с увольняемым сотрудником органов внутренних дел в последний день его службы, не содержит указания на то, что при расчете в день увольнения подлежит выплате только денежное довольствие.
Возникновение у ответчика обязанности по осуществлению выплат, на которые истец просил начислить проценты, связано с прекращением служебных отношений с сотрудником органов внутренних дел, в связи с чем, данные выплаты относятся к указанным в ст. 236 ТК РФ другим выплатам, причитающимся при увольнении, на которые производится начисление процентов.
Более того, ч. 1 ст. 140 ТК РФ содержит аналогичные ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ положения, согласно которым при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения.
Таким образом, в последний день службы увольняемому сотруднику органов внутренних дел должны быть выплачены все причитающиеся ему суммы (как денежное довольствие, так и иные выплаты, установленные действующим законодательством). За нарушение срока выплат подлежат начислению проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, возможность применения которой к спорным правоотношениям прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Ссылка в апелляционной жалобе УМВД России по г.Волжскому Волгоградской области на осуществление окончательного расчета по мере поступления денежных средств, в связи с несвоевременным поступлением средств из федерального бюджета, несостоятельна, так как в силу ст. 236 ТК РФ, обязанность по выплате процентов за задержку выплат, причитающихся работникам, возникает независимо от наличия вины работодателя. Следовательно, причины нарушения ответчиком срока выплаты истцу сумм при увольнении и источник финансирования работодателя правового значения не имеют и не освобождают последнего от обязанности по выплате сумм, с уплатой процентов.
Иные доводы апелляционных жалоб также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения суда и, по сути, дублируют позицию ответчиков в суде первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 февраля 2019 года по гражданскому делу по иску Дьяконова А. Н. к УМВД России по г.Волжскому о взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционные жалобы УМВД по г.Волжскому Волгоградской области и ГУ УМВД России по Волгоградской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -