Дело № 2а-4458/2019 в окончательной форме 24 июня 2019 года
78RS0014-01-2019-002986-40 29 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
с участием представителя административного истца заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона - Фатеева М.С., действующего на основании доверенности №6/775 от 05.02.2019 года, сроком по 31.12.2019 года,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» - Саакян Л.А., действующей на основании доверенности № 3 от 31.05.2018 года, сроком до 31 мая 2019 года,
при секретаре Папукчи А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к призывной комиссии Московского района г.Санкт-Петербурга, Военному комиссариату Московского района г.Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к призывной комиссии Московского района г.Санкт-Петербурга, Военному комиссариату Московского района г.Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения призывной комиссии Московского района г. Санкт-Петербурга по Московскому округу «Гагаринское» от 16.06.2017 года № 22 об освобождении ФИО7 от призыва на военную службу и зачислении в запас, об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проведенной военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона проверкой установлено, что согласно протоколу заседания призывной комиссии от 16.06.2017 года №22, призывной комиссией Московского района г. Санкт-Петербурга по МО «Гагаринское», принято решение об освобождении ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от призыва на военную службу и зачислении в запас в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Проверкой установлено, что 14.06.2017 года в период призыва граждан на военную службу, при прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате Московского района г. Санкт-Петербурга ФИО9. выдано направление на медицинское обследование в СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35», в которой по результатам прохождения обследования ФИО10. выставлен диагноз «Врожденный порок сердца. Аномалия коронарных артерий, коронарно-легочная фистула, открытое овальное окно». На основании медицинского заключения, решением призывной комиссии ФИО11 в соответствием со ст. 42 в Расписания болезней выставлена категория годности «В», что послужило основанием для освобождения ФИО12 от призыва на военную службу и зачислении в запас. Решение утверждено призывной комиссией военного комиссариата г. Санкт-Петербурга. Однако, в соответствии с сообщениями СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35» ФИО13 не состоял на учете в данной поликлинике. На медицинское обследование по направлению районного военкомата не прибывал и не мог быть фактически обследован 2017 году, поскольку по достижению 18 летнего возраста в 2013 году подлежал бы передаче под наблюдение взрослой сети, при этом 12.07.2017 года ВК Московского района ФИО14 выдан военный билет серии №. Личное дело ФИО15 утрачено, в связи с чем не представляется возможным дать оценку иным материалам учетно-призывной работы, проведенной должностными лицами районного военкомата в отношении ФИО16 При принятия призывной комиссией Московского района в отношении ФИО17 решения о признании его ограниченно годным к военной службе допущены нарушения установленного порядка освобождения граждан от призыва на военную службу и зачислении в запас, в связи с чем просит признать его незаконным, обязать военный комиссариат Московского района Санкт-Петербурга провести в отношении ФИО18 мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а призывную комиссию организовать медицинское освидетельствование с вынесением одного из решений, соответствующих положениям ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военный билет серии №, выданный на имя ФИО19 признать недействительным.
Представитель административного истца заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона – Фатеев М.С., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал согласно доводам административного искового заявления. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» - Саакян Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Московского района г.Санкт-Петербурга, Военного комиссариата Московского района г.Санкт-Петербурга, заинтересованное лицо ФИО20. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте его проведения.
Суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, определил возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив и оценив в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд в защиту интересов Российской Федерации, если решениями органов созданы препятствия к осуществлению прав и свобод государственных органов или на государство возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии помимо прочих также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п. п. 13, 14, 15, 18, 20, 21 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С».
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по установленным категориям.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.
В соответствии с п. 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии или военный комиссариата (приложение № 32 к данной Инструкции), а именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями) главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключений ем врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас и ему, после утверждения этого решения призывной комиссией субъекта Российской Федерации, выдается военный билет установленного образца.
Таким образом, согласно указанных требований закона, необходимым условием законности решения призывной комиссии муниципального образования об освобождении гражданина от призыва на военную службу по состоянию здоровья, помимо прочих, является прохождение этим гражданином медицинского освидетельствования с последующим представлением его результатов в призывную комиссию, а также личная явка призывника на заседание этой комиссии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в военном комиссариате города Санкт-Петербурга по Московскому району.
По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, на основании ст. 42 в Расписания болезней и п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» ФИО22 присвоена категория годности к военной службе «В», диагноз: <данные изъяты> Диагноз ФИО23. выставлен по результатам его обследования в СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35» в период 2017 года.
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «Гагаринское» Московского района от 16 июня 2017 года (протокол № 22 от 16 июня 2017 года) ФИО24 был признан ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас.
19.06.2017 года решение призывной комиссии Московского района от 16.06.2017 года утверждено призывной комиссией военного комиссариата г. Санкт-Петербурга.
12 июля 2017 года ФИО25 военным комиссариатом Московского района Санкт-Петербурга выдан военный билет серии №.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 62 КАС РФ бремя доказывания законности действий, решений возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, проведенной в отношении освобождения от призыва на военную службу и зачислении в запас ФИО26 ответа главного врача СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35» от 25.03.2019 года, медицинская карта на ФИО27 в СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35» отсутствует. По данным кабинета медицинской статистки ФИО28., 16.03.1996 года рождения, в базе данных поликлиники нет. При этом в ответе главного врача указано, что ФИО29 не мог быть обследован в период 2017 года, так как по достижению 18 летнего возраста был бы передан под наблюдение взрослой сети.
Приложением № 13 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе предусмотрена форма «Направления» для направления на обследование, которая предусматривает отрывной «талон», в котором призывник обязуется явиться в военный комиссариат с результатами его обследования.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» в судебном заседании пояснила, что ФИО30 выдавалось направление на обследование в СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35», однако личное дело призывника утеряно, в связи с чем предоставить документы не представляется возможным.
При указанных обстоятельствах суд критически относится к обстоятельствам о прохождении призывником ФИО31 обследования в СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35», что послужило основанием для установления ему диагноза: <данные изъяты> что, в свою очередь, явилось основанием для освобождения его от призыва на военную службу и зачислении в запас.
Доказательств обратного суду не представлено, ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом доказательства административного истца, вопреки требований ст. 62 КАС РФ, не оспорены.
Таким образом, решение призывной комиссии об освобождении вышеуказанного призывника от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушает неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из чего следует, что срок обращения с иском в суд определяется не из факта и даты события, а со дня, когда лицу стало известно о нарушенном праве, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с иском 09.04.2019.
Из материалов дела, а именно, ответа главного врача СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35» от 25.03.2019 года на запрос заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, последнему стало известно 26.03.2019 года о том, что ФИО32 не обращался в это лечебное учреждение для обследования.
Таким образом, военный прокурор обратился в суд с иском в установленный законом срок.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования административного иска о признании незаконным изложенного в протоколе №22 от 16.06.2017 года решения об определения категории годности ФИО33 к военной службе, освобождении его от призыва и зачислении в запас, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 150, 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к призывной комиссии Московского района г.Санкт-Петербурга, Военному комиссариату Московского района г.Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения, об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии Московского района г.Санкт-Петербурга по МО «Гагаринское» от 16.06.2017 года №22 об освобождении ФИО34 от призыва на военную службу и зачислении в запас на основании п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» как гражданина, не подлежащего призыву на военную службу по состоянию здоровья с категорией годности «В».
Обязать военный комиссариат Московского района г.Санкт-Петербурга провести в отношении ФИО35 мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а призывную комиссию Московского района г.Санкт-Петербурга по МО «Гагаринское» организовать медицинское освидетельствование ФИО36 и принять одно из решений в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Признать военный билет серии №, выданный на имя ФИО37., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 12.07.2017 года должностными лицами военного комиссариата Московского района г.Санкт-Петербурга недействительным и подлежащим возврату в орган его выдавший– в военный комиссариат Московского района Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Соколова