Решение по делу № 8Г-10265/2021 [88-9994/2021] от 11.05.2021

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    № 88-9994/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  17 июня 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.

судей: Гусева Д.А., Раужина Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном гражданское дело №2-1343/2020 (УИД ) по иску Григорьевой С.В, к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, ГКУ Иркутской области «Службы заказчика Иркутской области» о признании незаконным постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования в части признания помещения подлежащим капитальному ремонту, признании права на социальную выплату, обязании принять меры по составлению сметы на проведение капитального ремонта

по кассационной жалобе Григорьевой С.В. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Григорьева С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, ГКУ Иркутской области «Службы заказчика Иркутской области» о признании незаконным постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования в части признания помещения подлежащим капитальному ремонту, признании права на социальную выплату, обязании принять меры по составлению сметы на проведение капитального ремонта.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В результате наводнения в июне 2019 года на территории Иркутской области указанное жилое помещение попало в зону затопления. В сентябре 2019 года жилой дом был впервые обследован представителями межведомственной комиссии Нижнеудинского муниципального образования, о чем был составлен акт обследования жилого дома № , на основании которого было вынесено заключение об оценке соответствия жилого дома пригодным для проживания -Т, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

В марте 2020 года жилой дом был обследован инженерами федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», которые составили заключение /Нижнеудинск-03/20, согласно которому у жилого дома установлена категория технического состояния в ограниченно-способном состоянии.

В мае 2020 года обследование было произведено представителями межведомственной комиссии Нижнеудинского муниципального образования для обследования дома, о чем был составлен акт обследования жилого дома № от 28 мая 2020 г., на основании которого вынесено заключение -р, согласно которому жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту, согласно оснований для признания жилого дома пригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. .

Истец указывает на то, что между тем, ее жилой дом находился в эпицентре паводка, как и другие дома по <адрес>, однако не признан пострадавшим от наводнения.

Истец Григорьева С.В. просила признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 мая 2020 г. в части признания помещения подлежащим капитальному ремонту, расположенного по адресу: <адрес>, принятого без учета повреждений, причиненных паводком и

постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. № 956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования»; признать за истцом право на социальную выплату на осуществление капитального ремонта жилого дома в соответствии с пунктом 2 главы 1, пунктами 23, 24 главы 4 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанности принять меры по составлению сметы на проведение капитального ремонта в соответствии с пунктами 23, 24 главы 4 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп в отношении поврежденного жилого дома; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г., в удовлетворении исковых требований Григорьевой С.В. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения» по Нижнеудинскому району Иркутской области, администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, ГКУ Иркутской области «Службы заказчика Иркутской области» о признании незаконным постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования в части признания помещения подлежащим капитальному ремонту, признании права на социальную выплату, обязании принять меры по составлению сметы на проведение капитального ремонта, отказано.

Григорьевой С.В. на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных и необоснованных.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Григорьева С.В. является собственником жилого дома, общей площадью 31,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 сентября 2019 г.

В соответствии с постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. №2956 улица Советская входит в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка.

При обследовании жилого дома в сентябре 2019 г., межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 января 2018 г. №103 «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» на основании акта обследования и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования», выявила основания для признания жилого дома, пригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14 сентября 2019 г. №1488 признано соответствие помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их пригодности к проживанию, в том числе жилого помещения по адресу: <адрес> (пункт 1.20).

Согласно ответу администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15 ноября 2019 г. №9891 на заявление Григорьевой С.В., заключением межведомственной комиссии от 12 ноября 2019 г. дом признан подлежащим под капитальный ремонт не от паводка водами реки Уды, произошедшего в июне 2019 г., ущерб жилому помещению не причинен.

17 января 2020 г. Григорьева С.В. вновь обратилась к председателю Межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии, производстве обследования и рассмотрения вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

25 мая 2020 г. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 января 2018 г. №103 «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» составила акт обследования помещения №27, согласно которому выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47р.

В акте от 25 мая 2020 г. в графе сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, имеется ссылка на заключение /Нижнеудинск-03/20 по инструментальному обследованию и оценке технического состояния индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которому: общее техническое состояние жилого дома оценивается как ограничено-работоспособное, ограниченно-работоспособное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ, возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияние не оказало. Здание морально устарело и не соответствует СП 55.13330.2016 дома жилые одноквартирные. В качестве рекомендаций межведомственной комиссии и предлагаемых мер, которые необходимо принять для создания нормальных условий для постоянного проживания собственнику жилого помещения, с учетом рекомендаций в заключении /Нижнеудинск-03/20 предлагается принять меры по безопасной эксплуатации жилого дома по <адрес>. В виду сильного физического износа мероприятия по приведению жилого дома к требованиям СП55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» и раздела 6 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических района» экономически нецелесообразным, так как потребуют усиление, либо полную замену несущих конструкций.

4 июня 2020 г. истец получила Акт обследования от 25 мая 2020 г. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 мая 2020 г. , на основании заключений по инструментальному обследованию и оценке технического состояния индивидуальных жилых домов, представленных ФАУ «РосКапСтрой» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (пункт 1.59), признан подлежащим капитальному ремонту.

Разрешая заявленные требования, установив, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности Григорьевой С.В., признан подлежащим капитальному ремонту, как имеющий сильный физический износ в связи с длительной эксплуатацией и не в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июне 2019 г в Иркутской области, при этом в судебном заседании истец и его представитель под сомнение заключение межведомственной комиссии, составленное на основании акта межведомственной комиссии, о выявлении оснований для признания спорного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту не ставили, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 мая 2020 г. в части признания жилого помещения по адресу <адрес> подлежащим капитальному ремонту. При этом суд обоснованно исходил из невозможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

27 июня 2019 г. указом губернатора Иркутской области №134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03 июля 2019 г. №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).

18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 (в ред. от 31 октября 2019 г.) утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. -пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: 1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения); 2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, а также Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, исходя из того, что материалы дела не содержат допустимых доказательств свидетельствующих о необходимости проведения ремонтно – восстановительных работ жилого помещения по адресу: <адрес> в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации, решение межведомственной комиссии не оспорено, помещение, принадлежащее истцу признано подлежащим капитальному ремонту, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что правовые основания для признания за истцом права на социальную выплату на осуществление капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> предоставления Григорьевой С.В. мер социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой или повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы о повреждении, принадлежащего Григорьевой С.В. жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, подтверждении доводов истца инженерно – техническим заключением ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «Сампад», необоснованности решений администрации Нижнеудинского муниципального образования не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами не допущено.

Доводы кассатора о том, что судебными инстанциями не была дана оценка законности решений межведомственной комиссии подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что проверка законности решений межведомственной комиссии, связанных с оценкой состояния жилого помещения, принадлежащего истцу, предметом исковых требований не являлась.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 марта 2021 г. оставить без изменения,    кассационную жалобу Григорьевой С.В.    – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-10265/2021 [88-9994/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Григорьева Светлана Владимировна
Ответчики
Министерство строительства дорожного хозяйства Иркутской области
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району
Администрация Нижнеудинского МО
ГКУ Иркутской области Служба заказчика Иркутской области
Министерство социальной защиты и попечительства в Иркутской области
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Раужин Е.Н. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
17.06.2021Судебное заседание
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее