дело № 5-211/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Сибай 29 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года.
Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Кутлубаев Азамат Агзамович (адрес: Республика Башкортостан, г.Сибай, ул.Клары Цеткин, д.1/2),
с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Исмагилова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Муниципального унитарного предприятия «Сибайводоканал» (сокращенное наименование МУП «Сибайводоканал»), ИНН №, КПП №, ОГРН №, адрес юридического лица: <адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан,
привлекаемого по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
В отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по РБ, уполномоченного выдавать разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, поступила информация (Служебная записка №-с от ДД.ММ.ГГГГ) о хозяйствующих субъектах на территории Республики Башкортостан, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты без разрешения на сброс, в т.ч. указаны сведения по МУП «Сибайводоканал» о сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в реку Карагайлы.
Согласно представленным Камским БВУ ОВР по РБ (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) сведениям, полученным в результате учета объема и качества сброса сточных вод, за 2016 год МУП «Сибайводоканал» отведено в водный объект 2192 тыс.м3 нормативно-очищенных сточных вод, в том числе за 1 квартале 2016 года - 524,836 тыс.м3, за 2 квартал 2016 года - 548,659 тыс.м3, за 3 квартал 2016 года - 559,225 тыс.м3, за 4 квартал 2016 года - 560,561 тыс.м3, за 1 квартал 2017 года — 563,776 тыс.м3 нормативно-очищенных сточных вод, за 2 квартал 2017 года — 580,479 тыс.м3. Перечень и количество загрязняющих веществ сброшенных в водный объект <адрес> период с 2016 года по 2 квартал 2017 года представлены в таблице 1 протокола об административном правонарушении.
По сведениям отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, уполномоченного выдавать разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, МУП «Сибайводоканал» за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в адрес Управления не обращалось.
Таким образом, в нарушение требований ст.44 Водного кодекса РФ, ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП «Сибайводоканал» в 2016-2017 годах нарушило правила водопользования в части осуществления сброса загрязняющих веществ в окружающую среду в отсутствии разрешения на сброс, а именно: МУП «Сибайводоканал» в 2016 году, 1-2 квартале 2017 года осуществляло сброс загрязняющих веществ (железа, нитрат-иона, нитрит-иона, сульфат-иона, аммонийного иона, хлорид-иона, СПАВ, сухого остатка, взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, хлоридов, БПК, ХПК, меди, никеля, марганца, алюминия, свинца, хрома (6+), хрома (3+), кобальта, кадмия, цинка) со сточными водами в окружающую среду (водный объект - <адрес>) в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
В судебное заседание законный представитель юридического лица МУП «Сибайводоканал» не явился, хотя извещен о его времени и месте проведения своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, что позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
По сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц местом нахождения юридического лица МУП «Сибайводоканал» является адрес: <адрес> (л.д. 115).
Извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено по адресу нахождения юридического лица МУП «Сибайводоканал», которое заблаговременно получено адресатом. Тем самым созданы необходимые условия для реализации установленных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник юридического лица МУП «Сибайводоканал» Исмагилов Р. Н., действующий на основании доверенности, факт совершения административного правонарушения не признал. Пояснил, что в протоколе об административном правонарушении неверно указано время и место совершения административного правонарушения, МУП «Сибайводоканал» не включен в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 сентября 2010 №402, а также у МУП «Сибайводоканал» не было возможности получить разрешение. Также указал на проведение проверки с нарушением законодательства, так как МУП «Сибайводоканал» не включен в план проверок юридических лиц на 2017 года не включен, юридическое лицо не уведомлено о проведении проверки в течении 24-х часов, проверка проведена в отсутствии соответствующего приказа, отсутствует акт проверки, который им не направлялся.
Изучив представленные материалы, выслушав защитника юридического лица, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ "Об охране окружающей среды") в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Как определено в части 4 статьи 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, в отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан от отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по РБ, уполномоченного выдавать разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, поступила информация (Служебная записка №-с от ДД.ММ.ГГГГ) о хозяйствующих субъектах на территории Республики Башкортостан, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты без разрешения на сброс, в т.ч. указаны сведения по МУП «Сибайводоканал» о сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в реку Карагайлы.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан у Камского БВУ ОВР по РБ запрошены отчеты по форме 2-ТП (водхоз) и формам 3.1- 3.3 приказа МПР России от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ-2016 гг. и за 1-2 квартал 2017 года.
Согласно представленным Камским БВУ ОВР по РБ сведениям, полученным в результате учета объема и качества сброса сточных вод, за 2016 год, 1, 2 квартал 2017 года МУП «Сибайводоканал» отведено в водный объект 2192 тыс.м3 нормативно-очищенных сточных вод, в том числе за 1 квартале 2016 года - 524,836 тыс.м3, за 2 квартал 2016 года - 548,659 тыс.м3, за 3 квартал 2016 года - 559,225 тыс.м3, за 4 квартал 2016 года - 560,561 тыс.м3, за 1 квартал 2017 года — 563,776 тыс.м3 нормативно-очищенных сточных вод, за 2 квартал 2017 года — 580,479 тыс.м3. Перечень и количество загрязняющих веществ сброшенных в водный объект <адрес> период с 2016 года по 2 квартал 2017 года представлены в таблице 1 протокола об административном правонарушении.
По сведениям отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, уполномоченного выдавать разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, МУП «Сибайводоканал» за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в адрес Управления не обращалось. Следовательно, МУП «Сибайводоканал» в 2016 году, 1-2 квартале 2017 года осуществляло сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект <адрес> (код водного объекта Кас/Урал/2002/27), в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которое устанавливает перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект.
Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды" возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений МУП «Сибайводоканал» в 2016-2017 годах нарушило правила водопользования в части осуществления сброса загрязняющих веществ в окружающую среду в отсутствии разрешения на сброс, а именно: МУП «Сибайводоканал» в 2016 году, 1-2 квартале 2017 года осуществляло сброс загрязняющих веществ (железа, нитрат-иона, нитрит-иона, сульфат-иона, аммонийного иона, хлорид-иона, СПАВ, сухого остатка, взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, хлоридов, БПК, ХПК, меди, никеля, марганца, алюминия, свинца, хрома (6+), хрома (3+), кобальта, кадмия, цинка) со сточными водами в окружающую среду (водный объект - <адрес>) в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Эти обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №-В/ЭВ от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской№-с от ДД.ММ.ГГГГ; запросом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Камского БВУ ОВР по РБ; ответами Камского БВУ ОВР по РБ за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Исходя из изложенного, материалами дела установлены факты нарушений привлекаемым лицом, что образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Доводы защитника о том, что в протоколе местом правонарушения указано местонахождение МУП «Сибайводоканал», в то время как по данному адресу сброс не производился, что является неверным, подлежат отклонению в связи с ошибочным толкованием.
Так, в подп.3 п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
По настоящему делу нарушение в виде невыполнения правил водопользования связано с бездействием МУП «Сибайводоканал» в получении разрешения, которое совершено по месту нахождения юридического лица. Согласно материалам дела адрес юридического лица: <адрес>. Следовательно, указанный адрес является местом административного правонарушения.
Доводы защитника о том, что время совершения правонарушения является неверным, не могут быть приняты как обоснованными, поскольку объекты водоснабжения и водоотведения были переданы в хозяйственное ведение МУП «Сибайводоканал» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно в период времени 2016 года и 1,2 квартал 2017 года МУП «Сибайводоканал» осуществляло сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект <адрес> в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Доводы защитника о том, что МУП «Сибайводоканал» не включен в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 сентября 2010 №402 (в редакции от 21 февраля 2014 года) подлежат отклонению, поскольку отсутствие МУП «Сибайводоканал» в указанном Перечне не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Доводы защитника о том, что у МУП «Сибайводоканал» не было возможности получить разрешение, так как для этого требуется значительное время, по существу не имеют правового значения в рамках рассматриваемого дела, поскольку МУП «Сибайводоканал» не должен был осуществлять сброс загрязняющих веществ в отсутствии разрешения. При этом следует отметить, что со дня передачи очистных сооружений в ведение МУП «Сибайводоканал» и до возбуждении дела об административном правонарушении прошло более года.
Доводы о том, что отсутствует вина МУП «Сибайводоканал» в виде бездействия несостоятельны, поскольку МУП «Сибайводоканал» осуществлял сброс загрязняющих веществ в отсутствии разрешения.
Доводы о том, что проверка в отношении МУП «Сибайводоканал» была проведена с нарушениями, так как МУП «Сибайводоканал» не включен в план проверок юридических лиц на 2017 года, юридическое лицо не уведомлено о проведении проверки в течении 24-х часов, проверка проведена в отсутствии соответствующего приказа, подлежат отклонению, поскольку проверка в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении юридического лица не проводилась, правонарушение было выявлено при поступлении в отдел экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес> от отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по РБ, уполномоченного выдавать разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, поступила информация (Служебная записка №-с от ДД.ММ.ГГГГ) о хозяйствующих субъектах на территории Республики Башкортостан, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты без разрешения на сброс, в т.ч. указаны сведения по МУП «Сибайводоканал» о сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в реку Карагайлы.
Оснований для признания совершенного МУП «Сибайводоканал» правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность по делу не установлены.
Санкция части 1 статьи 8.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая характер деятельности МУП «Сибайводоканал», характер совершенного правонарушения, считаю справедливым назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное унитарное предприятие «Сибайводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Сумму административного штрафа следует внести или перечислить по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810100000010001 Отделение НБ Республики Башкортостан, БИК 048073001, КБК 04811625081016000140, получатель: УФК по Республике Башкортостан (Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) ИНН получателя: 0278007626, КПП получателя: 027801001, ОКТМО 80743000.
Квитанцию об уплате административного штрафа следует предоставить в Сибайский городской суд Республики Башкортостан в кабинет № 108.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: Кутлубаев А.А.