Судья Соколова Д.Е.
Дело №2-74/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№11-6277/2022
г. Челябинск 21 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Пашковой А.Н., Морозовой Е.Г.,
при секретаре Клышевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2022 года по иску Кожевниковой В. Р., Кожевникова А. В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО65 Вероники Андреевны, ФИО66 Карины Руслановны, ФИО67 Данилы Сергеевича, ФИО68 Эдеи Ивановны, ФИО69 Мирослава Ивановича, ФИО70 Михаила Андреевича, к Администрации г. Челябинска, Управлению по делам молодежи Администрации г. Челябинска, публичному акционерному обществу «Челябинвестбанк» о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пашковой А.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска – ФИО14, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Кожевниковой В.Р., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кожевникова В.Р., Кожевников А.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО26 В.А., ФИО27 К.Р., ФИО28 Д.С., ФИО29 Э.И., ФИО30 М.И., ФИО31 М.А., обратились в суд с исковым заявлением к ПАО «Челябинвестбанк» о признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии документов по оплате расходов от 25 апреля 2021 года № 29-298, возложении обязанности принять документы, установленные пунктом 42 Правил и произвести действия, установленным законом (л.д. 4-11 том 1).
В обоснование заявленных исковых требований указали, что истцы как многодетная семья участвовали в Программе «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050. 30 марта 2021 года многодетная семья в рамках участия в Программе получила свидетельство №№ о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на сумму <данные изъяты> 02 апреля 2021 года истцами был открыт банковский целевой счет в ПАО «Челябинвестбанк» для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты. 15 апреля 2021 года ПАО «Челябинвестбанк» был дан отказ в соответствии с абз. 2 п. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Приложения №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в котором указано, что в принятии документов, отказано в связи с несоответствием площади в размере 85,1 кв.м купленного истцами жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и установленной учетной норме Красноармейского муниципального района 12 кв.м на человека, поскольку площадь дома должна быть не менее 96 кв.м, со ссылкой на абз. 4 п. 38 указанных Правил. Полагают, что данный отказ банка является незаконным, поскольку данная норма Правил должна применяться во взаимодействии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 7 Правил, поскольку преследует цель, в результате достижения которой чтобы выделения жилищного сертификата и его использования семья утрачивала право быть признанной нуждающейся в жилом помещении и участвовать в каких-либо жилищных программах повторно на тех же самых условиях. Полагают, что в данном случае в расчете на каждого члена молодой семьи следует исходить из совокупности жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности на всех членов семьи. На момент принятия многодетной семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кожевникова В.Р. является собственником 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения – 2,16 кв.м на человека и суммарно площадь превышает учетную норму, равную 12 кв.м на человека (2,16 + 10,64 кв.м на человека во вновь приобретенном доме). Таким образом, многодетная семья после использования средств сертификата утратила право быть признанной нуждающейся в жилом помещении, что и соответствует целям Программы.
Одновременно Кожевникова В.Р., Кожевников А.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО32 В.А., ФИО33 К.Р., ФИО34 Д.С., ФИО35 Э.И., ФИО36 М.И., ФИО37 М.А., обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения об отзыве из ПАО «Челябинвестбанк» оригинала свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности возвратить в ПАО «Челябинвестбанк» оригинал свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 5-12 том 3).
Определением от 06 октября 2021 года дела объединены в одно производство, суд перешел к рассмотрению объединенного дела в порядке гражданского судопроизводства.
Уточнив исковые требования и определив круг ответчиков – Администрация г. Челябинска, Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска, ПАО «Челябинвестбанк» в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцы окончательно заявили требования о признании незаконным решения Администрации г. Челябинска об отзыве из ПАО «Челябинвестбанк» оригинала свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности возвратить в ПАО «Челябинвестбанк» оригинал свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании незаконным и отмене решения ПАО «Челябинвестбанк» об отказе в принятии документов по оплате расходов от 25 апреля 2021 года № 29-298, возложении обязанности на ПАО «Челябинвестбанк» принять документы, установленные Правилами, и произвести действия, установленные законом, а именно: направить в Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов, а также копии указанных документов, возложении обязанности на Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска в течение 14 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление бюджетных средств на банковский счет владельца свидетельства перечислить средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку, обратить решение суда к немедленному исполнению, считать срок действия выданного сертификата для банка с момента вынесения решения суда (л.д. 151-153 том 3).
Истцы Кожевникова В.Р., Кожевников А.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО38 В.А., ФИО39 К.Р., ФИО40 Д.С., ФИО41 Э.И., ФИО42 М.И., ФИО43 М.А., в судебном заседании в суде первой инстанции на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска ФИО15 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья было выдано семье Кожевниковых незаконно, с нарушением правила об учетной норме на одного человека не менее 12 кв.м в приобретаемом жилом помещении, поскольку при приеме документов семьи ФИО44 специалистом Управления не учтен факт приобретения семьей жилого помещения на территории Красноармейского района Челябинской области.
Представитель ответчика ПАО «Челябинвестбанк» ФИО45 действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве и письменных пояснениях, просил отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к ПАО «Челябинвестбанк».
Представитель третьего лица Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО17, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах, указав, что программа является дополнительной мерой социальной поддержки граждан, а площадь приобретаемого жилого помещения является значимым условием программы. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители ответчика Администрации г. Челябинска, третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Суд постановил решение, которым признал незаконным решение Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска № № от 16 июня 2021 года об отзыве оригинала свидетельства № №, выданного 30 марта 2021 года, о праве на получение семьей Кожевниковой В.Р. социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Возложил на Администрацию г. Челябинска обязанность предоставить Кожевниковой В.Р., Кожевникову А.В., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО46 В.А., ФИО47 К.Р., ФИО48 Д.С., ФИО49 Э.И., ФИО50 М.И., ФИО51 М.А., социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Признал незаконным решение ПАО «Челябинвестбанк» № № от 25 апреля 2021 года об отказе в принятии документов по оплате расходов на основании свидетельства № №, выданного 30 марта 2021 года, о праве на получение семьей Кожевниковой В.Р. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Возложил на ПАО «Челябинвестбанк» обязанность повторно принять у семьи Кожевниковой В.Р. документы для оплаты приобретенного по договору купли-продажи от 07 октября 2020 года земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, и направить в адрес Администрации г. Челябинска заявку о перечислении денежных средств по указанному свидетельству.
Возложил на Администрацию г. Челябинска обязанность на основании полученной заявки банка произвести перечисление социальной выплаты на приобретение жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от 07 октября 2020 года, на основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судом постановленное решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что Правительство Российской Федерации, закрепляя в Правилах, утвержденных постановлением Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее по тексту Правила № 1050), порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, и реализуя возложенные на него полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов, было вправе определить, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома (в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» п. 2 Правил № 1050). При этом ссылается на то, что нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам № 1050 и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется. Учитывая вышеизложенное, приводит доводы о необоснованности утверждений истцов о том, что следует учитывать совокупность жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (1/2 долю квартиры, принадлежащей Кожевниковой В.Р. на праве совместной собственности и приобретенный жилой дом).
Податель апелляционной жалобы полагает, что судом ошибочно абз. 4 п. 38 Правил № 1050 применен в системном толковании с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный Кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а статья 51 Кодекса устанавливает основания и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Кожевникова В.Р., Кожевников А.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО52 В.А., ФИО53 К.Р., ФИО54 Д.С., ФИО55 Э.И., ФИО56 М.И., ФИО57 М.А., полагают доводы жалобы необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска – без удовлетворения.
Истец Кожевников А.В., представители ответчиков акционерного ПАО «Челябинвестбанк», Администрации г. Челябинска, третьих лиц Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Во исполнение положений части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище».
С 01 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
В качестве Приложения №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила), устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2020 года № 700-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области», в рамках которой действует подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
19 марта 2021 года между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области, Администрацией г. Челябинска и ПАО «Челябинвестбанк» заключено соглашение № № о сотрудничестве и взаимодействии в реализации в 2021-2025 годах подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» (л.д. 110-121 том 3).
В соответствии с пп. «е» пункта 2 Правил № 1050 социальные выплаты используются для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
В пункте 38 Правил установлено право распорядителя счета использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц, за исключением указанных в пункте 2(1) настоящих Правил № 1050, и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья – претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы: предусмотренные подпунктами «б» - «и» пункта 19 настоящих Правил, - в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 Правил № 1050 (пп. «б» п. 31 Правил № 1050).
Согласно п. 33 Правил № 1050 орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил № 1050.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 Правил № 1050.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что семья Кожевниковой В.Р. и Кожевникова А.В. в составе 8 человек (Кожевникова В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кожевников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО58 В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО59 К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО60 Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО61 Э.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО62 М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО63 М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) являлись участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жилье и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
07 октября 2020 года Кожевникова В.Р. и Кожевников А.В. заключили договор купли-продажи земельного участка и жилого дома с Барановой Н.И., по условиям которого приобрели в общую совместную собственность жилой дом, общей площадью 85,1 кв.м, и земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 1 730 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, общей стоимостью <данные изъяты>, из которых по условиям договора денежная сумма <данные изъяты> оплачивается за счет денежных средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, <данные изъяты> оплачивается за счет кредитных денежных средств, предоставленных Кожевникову А.В. ПАО «Сбербанк России» (л.д. 109-112 том 2).
13 октября 2020 года Управлением Росреестра по Челябинской области за Кожевниковой В.Р., Кожевниковым А.В. произведена государственная регистрация права общей совместной собственности на вышеуказанный жилой дом и земельный участок (л.д. 25-34 том 1, л.д. 113-119 том 2).
09 декабря 2020 года Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска была направлена выписка из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Челябинской области, утвержденного Правительством Челябинской области 27 ноября 2020 года.
21 декабря 2020 года семье Кожевниковых было направлено письменное уведомление о необходимости предоставления комплекта документов для получения социальной выплаты в 2021 году, с указанием полного перечня документов, предусмотренных п.п. 1-5, 7, 8 пункта 5 Порядка реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (приложение №34 к государственной программе Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области»), утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года №349-П) (л.д. 121-123 том 2).
30 декабря 2021 года семья Кожевниковых предоставила в Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска комплект документов для получения социальной выплаты и использования ее средств на погашение суммы основного долга по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в полном объеме, что не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного разбирательства (л.д. 75 том 2).
30 марта 2021 года Администрацией г. Челябинска молодой семье Кожевниковых выдано свидетельство № № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в сумме <данные изъяты> на приобретение (строительство) жилья на территории Челябинской области, подлежащее предъявлению в банк до 30 апреля 2021 года включительно и действительное по 30 октября 2021 года включительно (л.д. 24 том 1).
02 апреля 2021 года Кожевниковой В.Р. был открыт блокированный целевой счет № № для учета средств, представленных в качестве социальной выплаты, оригинал свидетельства № № передан в банк.
После получения выписок о государственной регистрации права собственности на приобретенный жилой дом и земельный участок, истцы, приложив все предусмотренные порядком предоставления социальных выплат гражданам документы, обратилась в ПАО «Челябинвестбанк» с заявлением о перечислении денежных средств вышеуказанной социальной выплаты.
Письмом от 15 апреля 2021 года № 23-298 Кожевниковой В.Р. отказано банком в принятии документов со ссылкой на то, что приобретенный жилой дом имеет площадь 85,1 кв.м и находится на территории Красноармейского района Челябинской области, где установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади на одного человека, тогда как из свидетельства о праве на получение социальной выплаты следует, что молодая семья Кожевниковых состоит из 8 человек, соответственно, общая площадь жилого помещения (жилого дома) не может быть меньше 96 кв.м (л.д. 12-13 том 1).
На основании приказа Управления от 04 мая 2021 года № 4/1 «О проведении внеплановой проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги», письменного обращения молодой семьи Кожевниковой В.Р. от 21 апреля 2021 года (вх. № 81-ОГ от 28 апреля 2021 года) Управлением проведена внеплановая проверка правомерности выдачи молодой семьей Кожевниковой В.Р. свидетельства (л.д. 158 том 2).
В акте № № от 15 июня 2021 года в отношении молодой семьи Кожевниковой В.Р. установлено, что в нарушение пп. 1, 4 п. 14 административного регламента, молодой семье Кожевниковой В.Р. 30 марта 2021 года по вине специалиста Управления по делам молодежи г. Челябинска выдано свидетельство № 0193, размер социальной выплаты составляет <данные изъяты> (л.д. 159-166 том 2).
16 июня 2021 года письмом № 014-900 Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска истребовало в ПАО «Челябинвестбанк» оригинал свидетельства № №, выданного семье Кожевниковой В.Р. в нарушение порядка предоставления муниципальной услуги «Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям – участникам муниципальной программы «Оказание молодым семья государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017-2020 годы» (пп. 4 п. 14 административного регламента) (л.д. 70-71 том 1).
В целях устранения выявленного в ходе внеплановой проверки нарушения порядка предоставления муниципальной услуги, выразившегося в неисполнении пп. 4 п. 14 административного регламента, 16 июня 2021 года в ПАО «Челябинвестбанк» направлено письмо о неправомерности выдачи молодой семьей Кожевниковой В.Р. свидетельства № № и необходимости предоставления оригинала свидетельства в Управление.
21 июня 2016 года ПАО «Челябинвестбанк» возвращено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № № от 30 марта 2021 года, также банком расторгнут договор блокированного целевого счета № от 02 апреля 2021 года (л.д. 73 том 1).
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы не могут нести ответственность за действия должностных лиц, которые ненадлежащим образом исполнили свои обязанности при выдаче молодой семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с чем, учитывая отсутствие правовых препятствий для реализации семьей истца предусмотренного Правилами № 1050 права на предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, принимая во внимание, что ранее выданное семье Кожевниковых свидетельство № № от 30 марта 2021 года о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения было аннулировано, суд первой инстанции принял решение о возложении на Администрацию г. Челябинска обязанности предоставить истцам социальную выплату в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения. Оснований для переоценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска о несоблюдении истцами абз. 4 п. 38 Правил, предусматривающего, что в случае использования социальной выплаты для погашения жилищного кредита общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома, являлись предметом проверки суда первой инстанции, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Суду апелляционной инстанции представителем Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска указано на повторную выдачу семье Кожевниковых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также представлены документы подтверждающие фактическое исполнение оспариваемого судебного решения.
В адрес Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска ПАО «Челябинвестбанк» направлено погашенное свидетельство о праве на получение спорной выплаты в сумме <данные изъяты> выданное 30 марта 2022 года, с отметкой о направлении денежных средств в счет погашения ипотечного кредита, оформленного семьей Кожевниковых с целью приобретения жилого помещения (л.д. 97, 98 том 4).
В ходе судебного разбирательства было установлено и со стороны ответчиков не оспаривалось то обстоятельство, что семьей Кожевниковых были предоставлены все требуемые от них документы в соответствии с п.п. 1-5, 7, 8 пункта 5 Порядка реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (приложение №34 к государственной программе Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области») с целью предоставления социальной выплаты на приобретение жилья на территории Челябинской области. Обстоятельств предоставления недостоверных сведений со стороны молодой семьи Кожевниковой В.Р. в ходе судебного разбирательства не установлено, на такие обстоятельства не ссылались и ответчики.
В результате рассмотрения представленных многодетной семьей документов было выдано свидетельство, предъявленное в ПАО «Челябинвестбанк» и подтверждающее право семьи на получение социальной выплаты.
Со стороны Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска не представлено доказательств отмены принятого решения со стороны муниципального органа, уполномоченного на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Доводы о том, что на основании приказа Управления от 04 мая 2021 года № 4/1 «О проведении внеплановой проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги», проведена внеплановая проверка правомерности выдачи молодой семьей Кожевниковой В.Р. свидетельства, в результате которой принято решение об отзыве свидетельства, не состоятельны.
Поскольку в акте № № от 15 июня 2021 года, которым по мнению стороны ответчика, установлено, что в нарушение пп. 1, 4 п. 14 административного регламента, молодой семье 30 марта 2021 года по вине специалиста Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска выдано свидетельство № № (размер социальной выплаты составляет 1 666 728 рублей), фактически лишь указано на наличие нарушений, допущенных со стороны специалиста Управления. Данным актом фактически лишь внесены предложения о подготовке уведомления в банк о неправомерной выдаче молодой семье свидетельства №№, а также иные предложения (л.д. 159-166 том 2).
Каких либо доказательств об отмене решения о выдаче свидетельства №№ со стороны Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска не представлено, и более того, сообщено суду апелляционной инстанции о том, что порядок отмены решения о выдаче свидетельства о праве на социальную выплату отсутствует.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Кожевникова В.Р., представляя необходимые для участия в Программе документы, совершила какие-либо действия, направленные на введение в заблуждение орган, уполномоченный на принятие решения о выдаче свидетельства о праве на социальную выплату, либо представила не достоверные документы. Истцом была в полном объеме представлена информация о характеристиках приобретенного объекта недвижимого имущества, его площади и месте расположения, из которой специалист Управления объективно имел возможность сделать выводы о соответствии или несоответствии приобретаемого объекта условиям Программы.
В настоящее время, семья Кожевниковых, обладая на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, площадь. 85,1 кв.м, а также ? долей в праве собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты>.м, фактически обеспечена жилой площадью, исходя из действующей учетной нормы, а также прекратила свое участие в ведомственной целевой программе по обеспечению жильем молодых семей «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жилье и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Таким образом, цели Программы фактически достигнуты, молодая семья не имеет правовых оснований для получения социальной выплаты повторно на тех же условиях.
Более того, суду апелляционной инстанции представитель Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска пояснил, что в случае удовлетворения апелляционной жалобы, отмены судебного решения и осуществлении поворота исполнения оспариваемого решения суда фактически исполненного ответчиками, молодая семья Кожевниковой В.Р. не сможет принять участие в Программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» и получить право на социальную выплату, поскольку участники Программы на 2022 год в настоящее время утверждены, а в 2023 году семья истцов не будет соответствовать условиям Программы, поскольку Кожевников А.В. достиг предельного возраста.
При таких обстоятельствах, у Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска не было оснований для отзыва выданного молодой семье Кожевниковой В.Р. свидетельства о праве на социальную выплату, в связи с чем суд пришел к верному решению о необходимости удовлетворения исковых требований.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержат.
Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 326-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июня 2022 года.