Дело № 2-252/2021
УИД № 75RS0019-01-2021-000295-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сретенск 03 августа 2021 года
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Красовской С.В.,
с участием истца – помощника прокурора Сретенского района Перекрест Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сретенский район» о возложении обязанности приобрести и ввести в эксплуатацию автономный (резервный) источник электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Сретенского района Забайкальского края Гагаринова Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере электроснабжения. В ходе проверки установлено, что в сельских поселениях «Дунаевское» и «Верхне-Куэнгинское» объекты жилищно-коммунального хозяйства находятся в собственности администрации муниципального района «Сретенский район» и эксплуатируются ООО «Авангард Плюс» на основании концессионных соглашений. Потребителями тепловой энергии являются граждане, проживающие в жилых домах в с. Дунаево и в с. Верхняя Куэнга, в том числе многоквартирных, детские образовательные учреждения, административные здания и др. На котельных, расположенных в в с. Дунаево и в с. Верхняя Куэнга отсутствуют резервные источники электроснабжения, что в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации может повлечь нарушение прав потребителей, в том числе право на пользование теплоснабжением в полном объеме, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, истец просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу приобрести, установить и ввести в эксплуатацию автономный (резервный) источник электроснабжения на котельных, расположенных в сельских поселениях «Дунаевское» и «Верхне-Куэнгинское».
В судебном заседании истец – помощник прокурора Перекрест Т.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что приобретенная в ноябре 2020 г. администрацией сельского поселения «Дунаевское» дизельная электростанция мощностью 100 кВт. может использоваться для подключения оборудования при проведении ремонтных работ в случае аварии на котельной, однако как резервный источник электроснабжения не может быть использована в виду ее недостаточной мощности. На сегодняшний день котельные данных поселений резервными источниками электроснабжения не оборудованы.
Представитель ответчика – администрации муниципального района «Сретенский район» Рюмкин Г.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участвуя в предыдущем судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на то, что электроснабжение сельских поселений «Дунаевское» и «Верхне-Куэнгинское» осуществляется от нескольких независимых линий электропередач и в случае отключения электроэнергии возможно подключение к линии электроснабжения, принадлежащей железной дороге, в связи с чем приобретение резервных источников электроснабжения на котельные нецелесообразно. Кроме того, 26 ноября 2020 г. администрацией сельского поселения «Дунаевское» приобретена дизельная электростанция «Исток» в комплекте с полуприцепом тракторным. 19 января 2021 года между администрацией сельского поселения «Дунаевское» и администрацией муниципального района «Сретенский район» подписано соглашение о взаимодействии, в рамках которого администрация сельского поселения приняла на себя обязательства по безвозмездному предоставлению дизельной электростанции в случае возникновения аварийных ситуаций на котельных, принадлежащих ответчику. Планируется данную электростанцию перебрасывать с одного поселения на другое, так как расстояние между ними около 11 км.
Представители третьих лиц – администрации сельского поселения «Дунаевское», «Верхне-Куэнгинское», ООО «Авангард Плюс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 4 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. От 08.12.2020) "О теплоснабжении" (далее - ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 17 ст. 2 указанного закона предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Из пункта 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 24.03.2003 № 115 следует, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Положениями подпунктов «в» и «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 4.8 СП 89.13330 "СНиП П-35-76 Котельные установки", утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 944/пр, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории: первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещении ниже предусмотренных действующими нормативными документами (больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.); вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч. (жилые и общественные здания - до 120С; промышленные здания - до 80С); третья категория - все остальные потребители.
В силу п. 4.9 вышеуказанных строительных правил котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. К первой категории относят котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников тепловой энергии. Вторая категория - все остальные котельные.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» - для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств первой категории надежности, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания. В случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (пункт 47).
В соответствии с п. 1.2.19, 1.2.20 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок», электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Следовательно, скважины забора воды, водоочистные комплексы и котельные относятся ко второй категории электроприемников, так как перерыв их электроснабжения может привести к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Судом установлено, что котельная, расположенная в с. Верхняя Куэнга по ул. Луговая, д. 1 «а», котельные в с. Дунаево по ул. Вокзальная, д. 9, ул. Школьная, 43 «е», ул. Школьная, д. 2 «а» находятся в собственности администрации муниципального района «Сретенский район».
ООО «Авангард Плюс» является организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению в сельских поселениях «Дунаевское» и «Верхне-Куэнгинское» на основании концессионных соглашений от 08.06.2016 г. № 8 и № 9 соответственно.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на указанных котельных отсутствуют резервные источники электроснабжения. По данному факту в адрес главы администрации муниципального района «Сретенский район» прокурором внесено представление об устранении допущенных нарушений.
В ответ на представление прокурора и.о. главы муниципального района «Сретенский район» Чекунова М.М. сообщила, что электроприемники сел Дунаево и Верхняя Куэнга относятся ко второй категории и должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. В настоящее время администрацией приобретена одна передвижная дизельная электростанция мощностью 100 кВт., которая способна обеспечить потребность обесточенной котельной, приобрести ДЭС на каждую котельную не представляется возможным из-за высокой стоимости оборудования.
Вместе с тем, одна дизельная электростанция мощностью 100 кВт в силу своих технических характеристик неспособна обеспечить бесперебойную работу нескольких котельных в качестве резервного источника электроснабжения в случае наступления аварийной ситуации.
В силу вышеприведенных правовых норм, в обязанности администрации муниципального района «Сретенский район» входит организация обеспечения теплоснабжением населения, создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а потому обязанность по обеспечению котельных, расположенных в с. Дунаево и в с. Верхняя Куэнга резервным источником электропитания, необходимо возложить на ответчика как на собственника имущества.
Отсутствие резервного источника питания на котельной является нарушением действующего законодательства, а выход из строя котельных в отопительный период может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создаст реальную угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
Довод представителя ответчика о том, что в случае аварии электроснабжение указанных сельских поселений может осуществляться путем подключения к отдельной линии электропередач, принадлежащей Забайкальской железной дороге, ни чем не подтвержден и во внимание судом не принимается.
Учитывая, что для приобретения резервного источника электроснабжения требуется заключение муниципального контракта и соблюдение процедуры, предусмотренной Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сретенского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести, установить и ввести в эксплуатацию автономный (резервный) источник электроснабжения на котельные, расположенные в сельских поселениях «Дунаевское» и «Верхне-Куэнгинское».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Коробенкова
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.