Дело № 2-306/2016
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2016 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего Богачевой Е.Б.
При секретаре Поленовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах Б.Е.О. (В.Е.О.) к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о предоставлении специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Буйский межрайонный прокурор в интересах В.Е.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о предоставлении на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории Красносельского муниципального района Костромской области, изолированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района Костромской области.
Свои требования мотивировал тем, что Буйской межрайонной прокуратурой по обращению В.Е.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что В.Е.О. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать, А.Н.В., отец, В.О.П., лишены родительских прав (решение Буйского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением главы администрации городского округа г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ № В.Е.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В настоящее время по информации Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации за В.Е.О. объектов недвижимости не значится.
В.Е.О. имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в Красносельском муниципальном районе в ГОУ «Ченцовский детский дом» и соответственно приобрела право на получение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района, с учетом норм предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района.
В судебном заседании представитель Буйской межрайонной прокуратуры по поручению - помощник прокурора Красносельской прокуратуры Красносельского района Костромской области С.Ю.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что в связи со сменой фамилии в результате заключения брака жилье подлежит предоставлению Б.Е.О.. дополнив, что считает, что именно администрация Красносельского муниципального района обязана предоставить жилье Б.Е.О., поскольку в настоящее время она постоянно проживает и зарегистрирована в Красносельском районе, и право на предоставление такого жилья не утратила. Какого-либо иного жилья за ней не было сохранено.
В судебном заседании Б.Е.О. (В.Е.О.) исковые требования поддержала и пояснила, что она была признана сиротой в связи с тем, что её родители были лишены родительских прав по решению суда. Она была помещена в детский дом. Ей известно, что она была поставлена на учет, как ребенок сирота, и ей обязаны предоставить жилое помещение. До настоящего времени таким жильем она не обеспечена. После детского дола она поступила в учебное заведение и жила в общежитии. Проживает, и зарегистрирован она в доме, принадлежащем родителям её мужа. Своего жилья она не имеет. В связи с тем, что она вышла замуж, то её фамилия изменилась на Боркову, и в настоящее время она беременная.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Бурков А.Д. исковые требования не признал и пояснил, что он не оспаривает того факта, что Б.Е.О. (В.Е.О.) имеет право на предоставление ей специализированного жилого помещения, так как она является сиротой. На учет она была поставлена на законных основаниях. Однако, в списке лиц такой категории по Красносельскому району имеются и другие лица, которые имеют право на предоставление жилого помещения еще раньше В.Е.О. Так же после принятия закона о передаче им полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам не определен порядок предоставления субвенций на приобретение такого жилья. На приобретение жилья денежные средства району не были перечислены, поэтому приобрести жилье они в этом году не могут.
Третье лицо по делу - Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №1 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве на исковое заявление указали, что исковые требования поддерживают. На внеочередном предоставлении жилья В.Е.О. не настаивают.
Третье лицо по делу - Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. Представили заявление, в котором просят дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, заявленные требования не поддерживают, в связи с тем, что истец просит предоставить жилое помещение В.Е.О. в первоочередном порядке, то есть вне зависимости от очередности, что ущемляет права и законные интересы иных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Подтверждают факт того, что В.Е.О. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Третье лицо по делу Департамент финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие. Также указали, что считают администрацию Красносельского района надлежащим ответчиком, так как именно им переданы все полномочия по предоставлению такого жилья детям сиротам, но считают, что такое жилье не должно быть предоставлено ей в первоочередном порядке, так как нарушаются права других лиц, имеющих право на такое жилье.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования Буйского межрайонного прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно свидетельству о рождении серии I-ГО №, выданному <данные изъяты> родителями В.Е.О. являются: В.О.П. и А.Н.В. /л.д.№/.
Решением Буйского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ В.О.П. и А.Н.В.. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери В.Е.О. /л.д.№/
Постановлением главы администрации г.Буя № от ДД.ММ.ГГГГ В.Е.О. направлена в детское государственное учреждение /л.д.№/.
На основании постановления главы администрации городского округа город Буй № от ДД.ММ.ГГГГ В.Е.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей /л.д.№/.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ В.Е.О. зарегистрирована по адресу: <адрес> /л.д.№/.
ДД.ММ.ГГГГ В.Е.О. зарегистрировала брак с Б.С.А. и ей присвоена фамилия «Б.» (свидетельство о заключении брака серии I-ГО №, выданное отделом ЗАГС по Красносельскому муниципальному району управления ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
В настоящее время Б.Е.О. (В.Е.О.) зарегистрирована по этому адресу постоянно, о чем свидетельствует штамп в паспорте.
Из уведомления Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о недвижимом имуществе В.Е.О. отсутствуют /л.д.№/.
Иных данных о наличии у Б.Е.О. (В.Е.О.) жилья ответчиками не представлено.
Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).
Согласно абз.1 п.1 ст.8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Костромской областной Думой был принят Закон Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>".
В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
В соответствии с ч.1 ст.10.1 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце втором настоящей части, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Законов Костромской области от 25.11.2013 N 450-5-ЗКО, от 09.06.2015 N 698-5-ЗКО)
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в ред. от 25.12.2015 N 45-6-ЗКО) государственные полномочия Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области. Закон в данной редакции действует с 01 января 2016 года.
Учитывая, что место постоянного жительства Б.Е.О. (В.Е.О.) находится в Красносельском районе Костромской области, то именно администрация Красносельского муниципального района с 01.01.2016 года обязана предоставить ему специализированное жилое помещение в пределах Красносельского муниципального района.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Б.Е.О. (В.Е.О.), ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в Красносельском муниципальном районе в ГОУ «<данные изъяты> детский дом» и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района, с учетом норм предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района, требования Буйского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не может в данном случае служить основанием для отказа в иске и регистрация брака.
Одновременно суд считает необходимым по своей инициативе определить срок для исполнения этого требования, поскольку в соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока для исполнения решения суда, суд учитывает тот факт, что со дня принятия Закона о передаче полномочий муниципальному району по предоставлению жилых помещений такой категории лиц прошло мало времени (с 01.01.2016 года), средства на приобретение такого жилья ответчику еще не направлены. Порядок финансирования муниципальных районов на такие мероприятия до настоящего времени не определен. На учете В.Е.О. состояла в г. Буе и о необходимости предоставления жилья в Красносельском районе ответчику стало известно в момент подачи истцом искового заявления в суд. В связи с тем, что срок должен быть разумным, а решение исполнимым, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда следует определить до 1 марта 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Буйского межрайонного прокурора в интересах Б.Е.О. (В.Е.О.) к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о предоставлении специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области предоставить Б.Е.О. (В.Е.О.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> на основании договора найма специализированного жилого фонда Красносельского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района Костромской области в срок до 01 марта 2017 года.
Решение в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 08 августа 2016 года может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.
Судья: