Решение от 01.12.2022 по делу № 05-0570/2022 от 03.03.2022

№ 5-570/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 

город Москва 31 марта 2022 года

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.

 

Судья Тимирязевского районного суда города Москвы Пугачева Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Козловского Матвея Владимировича, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В отношении Козловского М.В. 2 марта 2022 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы Чупыровой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка проведения публичного мероприятия, выразившегося в невыполнении законных требований сотрудников полиции.

Козловский М.В. в судебное заседание явился, вину не признал, объяснения, которые он давал сотрудникам ОМВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы, подтвердил и показал, что 2 марта 2022 года приблизительно в 19 час. 53 мин. он приехал на станцию метро Театральная с целью возложить цветы на Могилу Неизвестного Солдата в Александровском саду. На Манежной площади было много сотрудников полиции и Росгвардии, вход в Александровский сад был закрыт. Он услышал, как по громкоговорителю сообщили, что Манежная площадь перекрывается и всем необходимо срочно ее покинуть. Вместе с этим в его направлении стали двигаться сотрудники полиции и Росгвардии. Следуя требованиям покинуть площадь, он двинулся в сторону подземного перехода на улицу Тверская. Примерно в 20 час. 05 мин. он вышел из подземного перехода на поверхность в районе дома № 2 по Тверской улице. Людей на Тверской улице практически не было. Практически сразу к нему подошли сотрудники полиции и не представившись попросили предъявить к осмотру рюкзак и показать им документы, что он сразу сделал. Затем, не объясняя причину задержания и не разъясняя права, они потребовали проехать с ними в отдел полиции и отвели в полицейский автобус. В митинге и\или пикетировании он участия не принимал, лозунги не выкрикивал. Никаких противоправных действий им не совершалось, общественный порядок он не нарушал, санитарные нормы им соблюдались, социальная дистанция не нарушалась. Ни инфраструктура, ни движение транспорта и пешеходов, ни какие-либо другие объекты или лица и их интересы не пострадали от его действий, доказательств обратного сотрудниками полиции не представлено. Примерно с 20 час.10 мин. до 21 час. 15 мин. он находился в полицейском автобусе, что подтверждается сделанной им внутри автобуса фотографией в 20 час. 12 мин.. Таким образом, он не мог находиться в 20 час. 30 мин. ни никаком публичном мероприятии, как это указано в протоколе САО № 0991917.

Защитник Якиманский Д.Д. просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, так как на момент задержания Козловский М.В. участия в митинге не принимал и не намеревался принимать, также обращая внимание на возможность любого гражданина реализации своего права на свободное выражение мнения, своей гражданской позиции. Также указал, что каких-либо оснований для задержания Козловского М.В. и доставления в ОМВД не было, сотрудники полиции имели возможность составить в отношении него протокол немедленно на месте. Просил учесть, что Козловский М.В. хороший семьянин, работает, ранее к административной ответственности не привлекался.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Козловского М.В. и его защитника, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Названным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1 и 2 ст. 5).

Пунктом 2 ст. 2 Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа Москвы либо на территории более чем одного административного округа Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.

Как следует из материалов дела, 2 марта 2022 года в 20 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 4 состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании митинга и пикетирования, несогласованное с органами исполнительной власти г. Москвы, в котором принимали участие не менее 200 граждан, в ходе которого они выкрикивали лозунги, тем самым привлекая к данной акции внимание средств массовой информации, блогеров и неопределённого круга граждан. Одним из участников данного мероприятия являлся Козловский М.В., который 2 марта 2022 года в 20 час. 30 мин. по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д. 4 принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном мероприятии, во время которого выкрикивал лозунги. Таким образом, 2 марта 2022 года в 20 час. 30 мин. Козловский М.В., находясь по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д. 4, сознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на себя и исполняя функции участника публичного мероприятия, в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», игнорируя разъяснения сотрудников полиции, принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы публичном мероприятии – пикетрировании.

Факт совершения административного правонарушения и вина Козловского М.В. подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении от 2 марта 2022 года, где изложено событие вменяемого правонарушения;

- рапортами сотрудников полиции 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Усова М.С. и Паринского И.Е.;

- письменными объяснениями должностных лиц полицейских 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве Усова М.С. и Паринского И.Е., предупрежденных по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложных показаний;

- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 2 марта 2022 года;

- ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которому, уведомления о проведении 1, 2, 3, 4, 6, 7 марта 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части г. Москвы в органы исполнительной власти города не поступали, их проведение не согласовывалось.

Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, составлены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем, суд находит вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.

То обстоятельство, что протокол об административном правонарушении не был составлен немедленно при выявлении правонарушения, не может являться основанием для признания его недопустимым доказательством о делу, поскольку, установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными, и их нарушение не может быть признано существенным недостатком протокола.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Козловского М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Козловский М.В. 2 марта 2022 года принял участие в проведении публичного мероприятия, не согласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти города Москвы, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, чем допустил нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

При этом суд считает необходимым уточнить время совершения Козловским М.В. административного правонарушения, указав, что административное правонарушение совершено Козловским М.В. 2 марта 2022 года в 20 час. 05 мин., что прямо следует из его показаний и подтверждается представленным скриншотом сведений о сделанной Козловским М.В. фотографии в автозаке.

Доводы Козловского М.В. и его защитника об отсутствии состава вменяемого Козловскому М.В. административного правонарушения, со ссылкой на то, что Козловский М.В. не принимал участие в незаконном публичном мероприятии, находился в центре Москвы, поскольку приехал на станцию метро Театральная с целью возложить цветы на Могилу Неизвестного Солдата в Александровском саду, однако был беспричинно задержан, при этом ничего противоправного не совершал, лозунгов не выкрикивал, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Участие Козловского М.В. в несогласованном публичном мероприятии и невыполнение последним неоднократных требований сотрудников полиции, прямо следует из рапортов и письменных объяснений должностных лиц 2 СПП ГУ МВД России по г. Москве, протокола об административном правонарушении, иных доказательств.

При этом оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции, а также в их письменных объяснениях сведения являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Козловского М.В. указанными лицами, которые находились при исполнении своих служебных обязанностей и непосредственно выявили совершение Козловским М.В. инкриминируемого ему административного правонарушения, не установлено, а тот факт, что сотрудники полиции являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять составленным ими документам.

Сведениями о фальсификации материалов суд не располагает, признание доказательств сфальсифицированными производится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласиться с доводом о нарушении права на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, её статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав на свободу выражения мнения и свободу собраний.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий сотрудников полиции в деле нет, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Козловским М.В. административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 1 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено доставление, которое, согласно ст. 27.2 КоАП РФ, заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, о чем составляется соответствующий протокол.

Протокол о доставлении Козловского М.В. в ОМВД России по району Восточное Дегунино г. Москвы составлен надлежащим должностным лицом, в непродолжительный период времени с момента выявления административного правонарушения, что соответствует требованиями ст. 27.2 КоАП РФ.

При назначении наказания Козловскому М.В. суд в соответствии со ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершенного им административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, личность виновного, который ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствием отягчающих вину обстоятельств, и с учётом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым назначить Козловскому М.В.наказание в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░. ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░);

░░░: 7712037564, ░░░░░ ░░░░░: 03100643000000017300 ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░//░░░ ░░ ░. ░░░░░░;

░░░: 18811601201019000140;

░░░ 774301001, ░░░░░ 45337000, ░░░: 004525988;

░░░ 18880477220009919170.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

 

 

 

░░░░░

 

 

05-0570/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу
Ответчики
Козловский Матвей Владимирович
Суд
Тимирязевский районный суд Москвы
Судья
Пугачева Д.К.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
03.03.2022Зарегистрировано
10.03.2022Рассмотрение
29.03.2022Назначено адм. наказание
18.04.2022Обжаловано
01.12.2022Вступило в силу
03.03.2022У судьи
19.04.2022В канцелярии
21.11.2022Направлено в апелляционную инстанцию
15.12.2022В канцелярии
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее