Дело №2а-211/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пыть-Ях                           18 марта 2021 года

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Старшиновой Н.В., при секретаре Аллахвердиевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко О.В. к муниципальному казенному учреждению Дума города Пыть-Яха о признании недействующим с момента принятия решения Думы города Пыть-Яха о досрочном прекращении полномочий,

установил:

Шевченко О.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Думы города Пыть-Ях "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В.", мотивируя требования тем, что он избран председателем Думы города Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва на срок полномочий на основании решения Думы города Пыть-Ях шестого созыва «Об избрании председателя Думы города Пыть-Ях шестого созыва». Думой города Пыть-Ях принято решение "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В". Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права, ссылаясь на нарушение процедуры принятия решения и на его несоответствие закону.

Административный истец Шевченко О.В. и его представитель Родненко О.И. в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям, представителем административного истца заявлено о немедленном исполнении решения суда. Указали, что на внеочередном заседании Думы города Пыть-Яха, состоявшемся 12.02.2021 депутатами рассмотрены вопросы, не включенные в повестку дня, решение принято в отсутствие кворума, нарушен срок и порядок принятия решения, решение подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, кроме того, основания для принятия решения отсутствовали.

Представитель Думы города Пыть-Ях Чулакова Т.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснила, что в адрес Думы города поступило письмо Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об установленном факте предоставления неполных сведений о доходах супруги Шевченко О.В., однако председатель Думы города Шевченко О.В. с целью ухода от ответственности за совершение коррупционного нарушения не вынес письмо Губернатора округа на рассмотрение комиссии. Депутатом направлен запрос председателю Думы города Шевченко О.В. с требованием предоставить письмо Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутатам. Депутатами Думы города Пыть-Ях было принято решение рассмотреть письмо Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на заседании постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению. В этот же день данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии, на котором присутствовало более половины от общего членов комиссии, было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города шестого созыва Шевченко О.В. в связи с утратой доверия, также принято решение рассмотреть на ближайшем внеочередном заседании Думы представленный депутатами проект решения "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В.", организационно-правовому отделу дано поручение подготовить все необходимые документы к данному проекту. Указанное поручение не исполнено по указанию руководителя Думы города Шевченко О.В. В дальнейшем проект был рассмотрен и утвержден на внеочередном заседании Думы, однако Шевченко О.В. это решение не подписал. На внеочередное заседание Думы города Пыть-Яха депутатом внесено в повестку заседания первым и вторым вопросами два проекта решения Думы, ранее рассмотренных на комиссии по местному самоуправлению: о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. и об избрании председателя Думы города Пыть-Яха шестого созыва, в проект внесены поправки, исключена формулировка «утрата доверия». В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Устава города, решение Думы города считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 11 депутатов Думы города. За принятие указанного решения проголосовало 11 депутатов, полагает, что решение Думой города принято законно и полномочным составом, порядок его принятия соблюден. Считает, что пункт 4 Порядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Пыть-Яха, в связи с утратой доверия, в соответствии с которым решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия считается принятым в случае, если за него проголосовало не менее двух третьих от установленной численности депутатов Думы города Пыть-Яха, противоречит действующему законодательству и применению не подлежит. Обжалуемый правовой акт не является нормативным, процедурные нарушения, на которые указывает административный истец не являются существенными для признания акта недействительным, поскольку не предусмотрены Федеральным законодательством, являются формальными, возникшими исключительно по причине злоупотребления своими правами административным истцом, который в нарушение статьи 22 Устава не вынес обращение Губернатора округа на рассмотрение депутатов. Частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» императивно установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным федеральным законом. Факт несоблюдения Шевченко О.В. указанных ограничений установлен, в связи с чем его полномочия прекращаются в силу федерального закона, обоснование своего права находиться на муниципальной должности после совершения коррупционного проступка процедурными нарушениями местных актов недопустимо. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания незаконными оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух юридически значимых обстоятельств: не соответствие решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, нормативным правовым актам и нарушение этими решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, включая депутатов, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) и другими федеральными законами

Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ.

В силу положений части 4 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона №273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом №273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона №273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч.7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шевченко О.В. избран депутатом Думы города Пыть-Яха шестого созыва на срок полномочий 5 лет, на основании решения Думы города шестого созыва избран председателем Думы города Пыть-Яха.

В адрес Думы города Пыть-Ях поступило обращение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о применении в отношении председателя Думы города Пыть-Ях Шевченко О.В. мер ответственности, предусмотренных законодательством, в связи с установлением факта представления председателем Думы города Пыть-Ях Шевченко О.В. неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (в части отсутствия информации о доходе его супруги, полученном за участие в подготовке и проведении выборов) по итогам проверки, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

По результатам рассмотрения обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа решением Думы города Пыть-Ях шестого созыва полномочия депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва и председателя Думы Горда Пыть-Яха Шевченко О.В. прекращены досрочно в связи с несоблюдением положений, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Разрешая требования истца, суд находит необоснованными его доводы относительно того, что оспариваемое решение принято неправомочным составом Думы в отсутствие кворума.

Так, в силу части 1 статьи 18 Устава города Пыть-Яха представительным органом муниципального образования является Дума города Пыть-Яха.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Устава города Пыть-Яха Дума города состоит из 21 депутата, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 14 депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии с п.5 ст.24 Регламента Думы города Пыть-Яха заседание Думы правомочно (имеет кворум), если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст.32 Устава города Пыть-Яха решение Думы города считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 11 депутатов Думы города, если иной порядок не предусмотрен настоящим Уставом.

Протоколом внеочередного заседания Думы города подтверждается, что на заседании присутствовало 14 депутатов, за принятие указанного решения проголосовало 11 депутатов. Таким образом, оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий, кворум для голосования имелся.

Пункт 4 Порядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Пыть-Яха, в связи с утратой доверия, утвержденного решением Думы города Пыть-Яха шестого созыва, с изменениями, внесенными решением Думы города, согласно которому решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия считается принятым в случае, если за него проголосовало не менее двух третьих от состава Думы города Пыть-Яха, суд находит не подлежащим применению, поскольку утрата доверия основанием для принятия оспариваемого решения не являлась.

Также отклоняются судом доводы административного истца об отсутствии оснований для принятия оспариваемого решения.

Случаи досрочного прекращения полномочий депутата Думы города предусмотрены статьей 22 Устава и статьей 11 Регламента Думы города Пыть-Яха.

Так, в силу пп.11 п.1 ст.22 Устава города, п.п. «л» п.2 ст.11 Регламента Думы города Пыть-Яха полномочия депутата прекращаются досрочно в иных случаях в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.22 Устава города Пыть-Ях полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Истец не оспаривает сам факт непредставления сведений о доходах супруги, что подтверждено им в настоящем судебном заседании, в то время как непредставление данных сведений депутатом представительного органа муниципального образования в силу вышеприведенных норм закона влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

При оценке доводов административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого решения Думы города Пыть-Ях, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно ст.31 Регламента Думы города Пыть-Яха в повестку заседания Думы включаются вопросы, рассмотренные на совместных и профильных заседаниях постоянных депутатских комиссий. Повестка дня утверждается Думой на заседании по представлению председательствующего. Дума обязана рассмотреть все вопросы утвержденной повестки, либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание или исключении этих вопросов из повестки.

В силу п.1 ст.31 Регламента Думы города Пыть-Ях на заседании Думы рассматриваются проекты, вынесенные совместными или профильными постоянными депутатскими комиссиями.

Решение Думы города считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 11 депутатов Думы города, если иной порядок не установлен действующим законодательством, Уставом города Пыть-Яха (п.3 ст.31 Регламента).

Как следует, из протокола внеочередного заседания Думы города Пыть-Яха вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В. был включен в повестку дня, за включение данного вопроса в повестку дня проголосовало 11 депутатов, повестка дня была принята. Проект решения «О досрочном прекращении депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В.» рассматривался на заседании постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с общественностью. В связи с чем доводы административного иска в данной части судом не принимаются.

Согласно ч.11 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 22 Устава города Пыть-Яха.

Суд находит обоснованными доводы административного истца о нарушении административным ответчиком сроков принятия оспариваемого решения, поскольку обращение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа поступило в адрес Думы города Пыть-Яха.

Указанное обращение содержит сведения о несоблюдении депутатом Шевченко О.В. требований законодательства о противодействии коррупции в части предоставления неполных сведений о доходах его супруги, полученных за участие в подготовке и проведении выборов.

Таким образом, с момента поступления в адрес Думы города Пыть-Яха обращения Губернатора округа о применении в отношении председателя Думы города Шевченко О.В. мер ответственности, предусмотренных законодательством, прошли установленные законом и Уставом муниципального образования сроки для досрочного прекращения полномочий депутата Думы города Пыть-Ях.

Суд также находит обоснованными доводы административного истца об отсутствии у депутата Думы города полномочий на подписание оспариваемого решения.

По смыслу положений п.3 ст.23, ст.33.2 Устава города Пыть-Яха в случае отсутствия председателя Думы города (командировка, болезнь и др.) его обязанности временно исполняет заместитель председателя Думы города, избираемый думой города из своего состава.

Оспариваемое решение подписано председателем Думы города, при этом избрана председателем Думы города Пыть-Яха шестого созыва на основании решения Думы города, следовательно, не имела полномочий на подписание решения Думы города Пыть-Яха.

Также суд находит обоснованными доводы истца и его представителя о противоречии пункта 3 решения Думы города Пыть-Яха требованиям п.1 ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ст.36 Устава города Пыть-Ях.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Суд полагает, что оспариваемым решением Думы города Пыть-Яха шестого созыва о досрочном прекращении полномочий депутата шестого созыва Шевченко О.В. нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации право административного истца быть избранным в органы местного самоуправления.

Учитывая, что оспариваемое решение Думы города Пыть-Ях принято с нарушением порядка и сроков его принятия, суд находит административное исковое заявление Шевченко О.В. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, решение Думы города Пыть-Яха о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. признается судом незаконным.

Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением истцом соблюдены.

С учётом изложенного, доводы представителя административного ответчика о законности оспариваемого решения и соблюдении порядка его принятия, являются несостоятельными.

Какого-либо злоупотребления правом в действиях административного истца судом не установлено, доводы представителя административного ответчика в данной части судом отклоняются.

В силу п.4 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным возложить на Думу города Пыть-Яха обязанность опубликовать настоящее решение в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Административный истец при подаче административного иска в суд понес судебные расходы по оплате государственной пошлины, возмещение которых подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно частям 1,2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Представителем административного истца заявлено о немедленном исполнении решения суда. Вместе с тем, доводов о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шевченко О.В. - удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Думы города Пыть-Яха о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В.

Возложить на муниципальное казенное учреждение Дума города Пыть-Яха обязанность опубликовать настоящее решение в печатном средстве массовой информации «Официальный вестник» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального казенного учреждения Дума города Пыть-Яха в пользу Шевченко О.В. госпошлину.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Мотивированный текст решения изготовлен 02 апреля 2021 года.

Председательствующий судья              (подпись)                          Н.В. Старшинова

2а-211/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Олег Викторович
Ответчики
МКУ Дума города Пыть-Ях
Другие
Родненко Олег Иванович
Суд
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Старшинова Н.В.
Дело на сайте суда
pth.hmao.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация административного искового заявления
25.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее