РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Басманный районный суд адрес в составе председательствующего судьи ..., при помощнике судьи фио, представителя административного истца наименование организации - по доверенности фио, представителя административного ответчика Департамента культурного наследия адрес – по доверенности фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску наименование организации к Департаменту культурного наследия адрес о признании предписания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в суд с иском к Департаменту культурного наследия адрес о признании предписания недействительным.
В обосновании исковых требований истец указал, что Департаментом культурного наследия адрес наименование организации вынесено предписание № ПР-152/дата о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: адрес, фиоадрес. Согласно данному предписанию наименование организации надлежит в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документацией, разработанной организацией, имеющей реставрационную лицензию, производить замену установленных оконных заполнений на реставрационные в срок до дата. С данным предписание общество не согласно, поскольку здание по адресу: адрес, фиоадрес, д. 8\2, стр. 8, расположено на территории выявленного объекта культурного наследия - достопримечательного места «Хитровка» с окружающей застройкой в составе кварталов 123,124,125, 126, 127 и входит в его состав в качестве объекта градостроительной среды. В предписании указано, что материал, композиционные решения, архитектурно-художественное оформление фасадов ( в том числе оконных и дверных заполнений) объектов историко - градостроительной среды ХVII – сер ХХ вв. входят в предмет охраны объекта. На основании приведенных данных специалистом Мосгорнаследия сделан вывод о том, что замена окон на балконе в границах квартиры № 6 здания, как самостоятельно входящих в предмет охраны объекта, произведена без получения разрешения Мосгорнаследия, в связи с чем могут быть произведены соответствующие реставрационные работы. Между тем, согласно Приказу Мосгорнаследия от дата № 270 в качестве предмета охраны объекта определены материалы, композиционные решения. Архитектурно-художественное оформление фасадов (в том числе оконных и дверных заполнений) объектов историко-градостроительной среды ХVII – сер ХХ вв., тогда как этим же приказом здание отнесено к иной категории - объектам, заявленным к постановке под государственную охрану. Таким образом, на момент утверждения предмета охраны здание не являлось объектом историко-градостроительной среды, требований к неизменности материалов, композиционного решения, архитектурно-художественного оформления, колористического решения фасадов а также оконных и наружных дверных заполнений здания не предъявлялось. Согласно Предписанию, обществу необходимо произвести замену установленных оконных заполнений здания на реставрационные силами организации, обладающей лицензией Минкультуры России. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия определен положениями ст. 45 Закона № 73- ФЗ, при этом требования о наличии лицензии Минкультуры России предъявлются в случае проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия. Таким образом, выполнение реставрационных работ на ценном градоформирующем объекте не представляется возможным. Требования предписания в части выполнения работ по реставрации ценного градоформирующего объекта противоречит действующему законодательству в сфере сохранения объектов культурного наследия, в связи с чем административный истец просит признать предписание Мосгорнаследия № ПР-152/дата от дата о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: адрес, фиоадрес, д. 8\2, стр. 8, вынесенное Консультантом отдела № 1 Управления территориального контроля фио дата , недействительным.
Представитель административного истца наименование организации - по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, поддержала представленные письменные пояснения, указав, что приказ Мосгорнаследия от дата № 270 не был опубликован Статус объекта, расположенного по адресу: адрес, в качестве ценного градоформирующего объекта определен в дата.
Представитель административного ответчика Департамента культурного наследия адрес – по доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала представленный отзыв и дополнения к нему, пояснив, что выданное наименование организации предписание является законным и обоснованным, проведенными работами нарушен предмет охраны объекта, нарушены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия. В необоснованным и несостоятельным является довод о том, что предписание обязывает истца производить реставрационные работы на ценном градоформирующем объекте, поскольку в предписание требование о замене установленных оконных заполнений на реставрационные означает возврат оконных заполнений, существовавших до замены. Правовые акты Департамента опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos. ru. Обжалуемое истцом предписание является законным. Истец дата обращался в Департамент культурного наследия о продлении срока исполнения предписания, срок исполнения предписания продлен до дата. дата истец повторно обратился с заявление о продлении срока исполнения предписания, указывая на заключение договора подряда с наименование организации на разработку проектной документации по замене оконных заполнений и разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта, приложил копию с соответствующей лицензией Министерства культуры Российской Федерации, что подтверждает, что истец находится в процессе исполнения обжалуемого предписания.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела. дом, расположенный по адресу: адрес, фиоадрес, является исторически ценным градоформирующим объектом «Комплекс жилых и административных зданий Военно-инженерной Академии им. фио, втор. четв. ХХ в. - серед. ХХ в. – жилой дом дата, арх. фио (под руководством фио) в основе адрес полицейской части, 1890-гг» и находится на территории выявленного объекта культурного наследия (достопримечательного места) «Хитровка» с окружающей застройкой в составе кварталов 123, 124, 125, 126, 127.
Режимы сохранения территории объекта утверждены приказом Мосгорнаследия от дата № 476. адрес объекта определены Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению предметов охраны объектов культурного наследия при Москомнаследии от дата № 23, утвержденным приказом Москомнаследия от дата № 270.
наименование организации является владельцем квартиры, расположенной по адресу: адрес, л. фиоадрес.
Указанный дом включен в перечень объектов историко-градостроительной среды квартала 124 объекта.
Распоряжением Мосгорнаследия от дата № 82 дом отнесен к исторически ценным градоформирующим объектам, включен в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению, включен в перечень объектов историко-градостроительной среда квартала 124 объекта.
В предмет охраны объекта входит материал, композиционное решение, архитектурно-художественное оформление фасадов ( в том числе оконных и дверных заполнений) объектов историко-градостроительной среды XVIII- сер. XX вв.
Актом осмотра от дата № 321/2021 зафиксирован факт замены окон на балконе квартиры № 6, расположенной в жилом доме по адресу: адрес пер., д. 8/2, стр.8. В акте указано, что проектная документация на проведение данных работ в здании на территории объекта в Мосгорнаследие не поступала, разрешения на проведение работ не выдавались. По результатам мероприятия по надзору выявлены нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия: ст. 45 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 20 адрес от дата № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры».
Истцу выдано предписание от дата № ПР-152/дата с требованием о замене оконных заполнений на реставрационные в срок до дата 201 года в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документации, разработанной организацией, имеющей реставрационную лицензию, о принятых мерах и результатах проинформировать Мосгорнаследие.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Разрешая заявленные административным истцом требования суд исходит из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России урегулированы Федеральным законом от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 56.4 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Статьей 11 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что предметом государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия являются для федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, защитных зон объектов культурного наследия федерального значения установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая: требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия.
Актом осмотра от дата № 321/2021 зафиксирован факт замены окон на балконе квартиры № 6, расположенной в жилом доме по адресу: адрес пер., д. 8/2, стр.8. В акте указано, что проектная документация на проведение данных работ в здании на территории объекта в Мосгорнаследие не поступала, разрешения на проведение работ не выдавались. По результатам мероприятия по надзору выявлены нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предписание Департамента культурного наследия адрес от дата № ПР-152/дата является законным и обоснованным.
Из пояснений представителя ответчика и представленных дополнениях на отзыв следует, что предписание обязывает ответчика произвести возврат оконных заполнений, существующих до их замены, в связи с чем оснований полагать, что предписание возлагает на истца проводить реставрационные работы на всем ценном градоформирующем объекте, не имеется.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что наименование организации дата обращался в Департамент культурного наследия о продлении срока исполнения предписания, срок исполнения предписания продлен до дата. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение со стороны представителя административного истца, в связи с чем оснований полагать, что выданное предписание не может являться неисполнимым не имеется.
Приказы и распоряжения Департамента в силу ст. 4 адрес адрес от дата № 25 относятся к правовым актам, принимаемым отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти адрес по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти адрес, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
В соответствии со ст. ст. 19, 20 Закона адрес от дата № 25 нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию; распоряжения и приказы органов исполнительной власти адрес вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом правовом акте, если правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то правовой акт вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Официальным опубликованием правовых актов органов исполнительной власти адрес считается первая публикация полного текста в официальном издании Мэра и Правительства Москвы – журнал «Вестник Москвы» (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правовые акты Департамента опубликовываются на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos. ru.
Приказ Москомнаследия от дата № 476, распоряжение Мосгорнаследия от дата № 82 опубликованы на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos. ru.
Учитывая вышеизложенное, довод представителя административного истца о том, что нормативно-правовые акты органа исполнительной власти о правовом статусе Объекта, о включении дома в перечень объектов историко - градостроительной среды квартала 124 Объекта, об отнесении дома к исторически ценным градоформирующим объекта не имеют юридической силы, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенные, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании предписания Мосгорнаследия № ПР-152/дата от дата о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: адрес, фиоадрес, вынесенное Консультантом отдела № 1 Управления территориального контроля фио дата, недействительным, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░