Решение по делу № 2-136/2019 от 11.06.2019

Дело № 2-136/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2019 года                            г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Сафронова А.Ю.,

при секретаре                        Зиновьевой А.С.,

представителя процессуального истца – ст. помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края     Копыловой А.И.,

материального истца:                 Ивановой Екатерины Павловны,

представителей КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» Зиминой О.В. и Любавиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ивановой Екатерины Павловны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница г. Змеиногорска» (далее - КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска») и Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности обеспечения льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики, о взыскании денежных средств затраченных на приобретение лекарственных препаратов,

У С Т А Н О В И Л:

Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд в интересах Ивановой Екатерины Павловны к КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» с вышеуказанным иском, указывая при этом, что Иванова Е.П. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» с диагнозом «Сахарный диабет 2 типа», имеет удостоверение о том, что она подвергалась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Так как Иванова Е.П. страдает указанным заболеванием, а также подвергалась радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, то она имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и как лицо, страдающее «сахарным диабетом 2 типа». В письме Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой» указано, что при отказе от набора социальных услуг, предусмотренного ФЗ «О государственной социальной помощи», за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890. В связи с необеспечением ответчиком истца льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики ею в период с 06.02.2019 по 06.06.2019 понесены расходы на лекарственные препараты на сумму 4798,20 руб.

На основании изложенного, истец просит суд возложить обязанность на КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» обеспечить Иванову Е.П. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» и взыскать затраченные в период с 06.02.2019 по 06.06.2019 средства на приобретение данных препаратов в сумме 4 798,20 руб.

В судебном заседании 29.07.2019 истец заявленные требования увеличил, предъявив их также к Министерству здравоохранения Алтайского края, указав также, что Ивановой Е.П. в период с 06.02.2019 по 29.07.2019 затрачены денежные средства на приобретение лекарственных препаратов в связи с её заболеванием в сумме 6 443,7 руб.

С учетом уточнения просит суд возложить обязанность на КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» и Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить Иванову Е.П. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» и взыскать затраченные в период с 06.02.2019 по 29.07.2019 средства на приобретение данных препаратов в сумме 6 443,7 руб.

В судебном заседании представитель процессуального истца и материальный истец уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объёме, так как Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2004 № 143 "Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи" установлено, что органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно постановлению администрации Алтайского края от 10.06.2013 № 306 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890" в целях обеспечения реализации права граждан на бесплатное и льготное (с оплатой в размере 50 процентов стоимости) лекарственное обеспечение за счет средств краевого бюджета осуществляется ведение краевых регистров лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки. Включение гражданина в краевой регистр является основанием для выписывания ему рецептов врачами (фельдшерами) краевых государственных медицинских организаций по месту постоянного проживания или по месту прикрепления для медицинского обслуживания. Данным Постановлением на министерство здравоохранения Алтайского края возложена организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за счет средств краевого бюджета и обеспечение ведения краевого регистра лиц, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств краевого бюджета в части обеспечения лекарственными препаратами по бесплатным рецептам врачей.

КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» во исполнение решения Змеиногорского городского суда от 11.02.2019 выдавались рецепты Ивановой Е.П., однако обязанности по обеспечению льготными препаратами у КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» нет. При предъявлении данных рецептов в АКГУП «Аптеки Алтая» Ивановой Е.П. было отказано, так как она не включена в федеральный и краевой регистр.

Представили также письменный отзыв, отражающий вышеизложенную позицию о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель ответчика - министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом. Предоставил в суд письменный отзыв, со ссылкой, помимо прочего, на письмо Минздрава России от 23.12.2016 № 11-7/10/2-8304. Указывают также, что краевым бюджетом не предусмотрены средства на лекарственное обеспечение по бесплатным рецептам граждан, включенных в краевой Регистр и отказавшихся от получения набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения и выбравших ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для приобретения лекарственных средств. Указывает также, что, согласно данным регионального сегмента федерального регистра, с 2009 года и по настоящее время Иванова Е.П. получает ежемесячную денежную выплату, предназначенную в том числе и на приобретение лекарственных препаратов. Для получения лекарственных препаратов по бесплатным рецептам врача согласно Перечню лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р) Ивановой Е.П. необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства с заявлением о выборе набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного по инициативе суда - территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (далее – ТО Росздравнадзора) в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, представили письменные пояснения со ссылками на нормы законодательства, согласно которым Иванова Е.П. является федеральным льготником и имеет социально значимое заболевание – «Сахарный диабет 2 типа», относится к отдельной категории граждан, включённых в Перечень групп населения, при лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, таким образом, одновременно относится к двум льготным категориям и имеет право на обеспечение лекарственными препаратами одновременно из средств федерального и краевого бюджетов. Согласно письму Минздравсоцразвития России от 03.02.2006 № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению но рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой» при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счёт средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение - по двум основаниям.

В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.

Полагают, что у Ивановой Е.П. имеются законные основания для обеспечения её лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения бесплатно, за счет средств субъекта Российской Федерации.

Выслушав представителя процессуального истца, материального истца, также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 06.08.2008 Иванова Е.П. признана подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» на основании данных реестра № 983к, утвержденного 15 октября    2007 года, представленного Главным управлением    Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Судом установлено, что так же Иванова Е.П. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа».

В соответствии с ответом на требование прокурора от 23.05.2019 КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» не видит нарушений, т.к. согласно информации Управления Пенсионного фонда РФ Иванова Е.П. является получателем ежемесячной денежной выплаты, которая назначается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и для возобновления набора социальных услуг в натуральном виде Иванова Е.П. в УПФР в Змеиногорском районе с соответствующим заявлением не обращалась. В связи с этим была исключена из регистра краевых и федеральных льготников на бесплатное лекарственное обеспечение. Согласно информации Министерства здравоохранения Алтайского края, так как краевым бюджетом не предусмотрены средства на лекарственное обеспечение по бесплатным рецептам граждан, включенных в краевой регистр и отказавшихся от получения набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения и выбравших ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для приобретения лекарственных средств у КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» не было оснований для выписки рецептов на льготное обеспечение лекарственными средствами Ивановой Е.П. В настоящее время рецепты на льготное обеспечение лекарственными препаратами выдаются.

Из копии амбулаторной карты больной Ивановой Е.П. установлено, что с апреля 2019 года КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» ей выдаются рецепты на бесплатное приобретение лекарственных препаратов по заболеванию «сахарный диабет 2 типа».

Вместе с тем из пояснений процессуального и материального истцов следует, что фактически указанные лекарственные препараты она приобретает за счет собственных средств, бесплатно она ими не обеспечивается, что не оспаривалось ответчиками.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, и гарантии реализации этих прав определены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон 323-ФЗ).

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно положениям ст. 3 Закона 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

Статьей 20 Закона 323-ФЗ на медицинские организации возложена обязанность бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч.2 ст.19 Закона 323-ФЗ Иванова Е.П. имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно пунктам 3 и 8 ст.2 Закона 323-ФЗ, а также пунктам 1 и 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", применение лекарственных препаратов для лечения заболеваний относится к медицинской помощи, так как входит в комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, профилактику диагностику и лечение заболеваний.

В силу статьи 81 Закона № 323-ФЗ, в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 29.12.2018 № 482 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021годов» (далее - Территориальная программа), установлен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление № 890).

В разделе VIII п. 8.3 указанной Территориальной программы установлен Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Так, согласно данному Порядку, бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя обеспечение граждан в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с пятидесятипроцентной скидкой, за исключением граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ №178), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, используемыми для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, за счет средств краевого бюджета согласно перечню.

В соответствии с п. 3 ст. 6.3 ФЗ № 178 с 01.01.2017 Иванова Е.П. отказалась от набора социальных услуг, в части, указанной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 ФЗ N 178-ФЗ «обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов», и на основании заявления, поданного в территориальный орган пенсионного фонда РФ, была исключена на 2018г. из Федерального регистра лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, в части лекарственного обеспечения.

При отказе гражданина от набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ № 178-ФЗ, он сохраняет право на получение лекарственных препаратов из средств регионального бюджета в соответствии с Постановлением № 890 и Территориальной программой государственных гарантий с её региональным перечнем лекарств.

Согласно разделу IV Территориальной программы в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая: медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования (приложение 6), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного; иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения, а также скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) в части заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, не установленная базовой программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с разделом V Территориальной программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, краевого бюджета, средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования (приложение 6), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

В соответствии со ст. 11 Закона 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу п. 2 ст. 19 Закона 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Иванова Е.П. имеет удостоверение серии СП № 67395, в соответствии с которым она подверглась радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения 5-25 сЗВ (бэр)    .

Иванова Е.П. является получателем ежемесячной денежной выплаты на основании ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне», с 23.12.2009 включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 862 утверждены правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме гражданином (его представителем) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (далее - территориальный орган), осуществляющий гражданину, ежемесячную денежную выплату, до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратился с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).

В силу п. 8 Правил при подаче заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) в территориальный орган лично гражданину разъясняются его права на получение социальных услуг, установленных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с пятидесятипроцентной скидкой, за исключением граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 ФЗ № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, используемыми для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, наделены федеральным законодательством особым правовым статусом, предоставляющим им право на одновременное получение мер социальной поддержки по различным основаниям и право выбора среди одинаковых мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Одновременно Иванова Е.П. страдает заболеванием «сахарный диабет 2 типа», при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия, медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно в соответствии с Постановлением N 890.

В соответствии с письмом Минздрава России от 23.12.2016 № 11- 7/10/2-8304 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью исключения дублирования льгот рекомендуется принять меры по уточнению групп и категорий граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с утвержденными Постановлением перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, при условии отсутствия указанных граждан в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ.

Данное письмо носит рекомендательный характер и необязательно для исполнения.

Следовательно, Иванова Е.П. имеет право на получение льгот как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и как лицо, страдающее заболеванием «сахарный диабет 2 типа».

Кроме того, также верно указано представителем ТО Росздравнадзора, данная позиция в пользу истца выражена в письме Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой»: «При одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

Таким образом, при отказе от набора социальных услуг в соответствии с п. 3 ст. 6.3 ФЗ № 178 за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.

Отказ в обеспечении Ивановой Е.П. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» является необоснованным и лишает Иванову Е.П. права на одновременное получение мер социальной поддержки и нарушает ее права.

Письмами Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 и от 23.12.2016 № 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 - 2020 годов" (вместе с "Методикой планирования ресурсов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях", "Методикой оценки эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда") разъяснено, что в рамках территориальных программ государственных гарантий за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется оплата медицинской помощи в хирургических дневных стационарах, курсов химиотерапии, проводимых пациентам (взрослым и детям) с онкологическими заболеваниями на основе стандартов медицинской помощи, в том числе в условиях дневного стационара. Лекарственное обеспечение данной категории пациентов осуществляется в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (с учетом норм, установленных приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", в части установления запрета на выписку рецептов на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях).

Указанные обстоятельства подтверждаются также решением Змеиногорского городского суда от 11.02.2019 по делу по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ивановой Екатерины Павловны к краевому бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница г. Змеиногорска» о признании незаконным отказа в предоставлении рецептов на бесплатное приобретение лекарственных препаратов и взыскании затраченных на их приобретение денежных средств, согласно которому исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора удовлетворены, признан незаконным отказ КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» в предоставлении Ивановой Е.П. рецептов на бесплатное приобретение лекарственных препаратов, взыскано с КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» в пользу Ивановой Екатерины Павловны денежные средства на приобретение данных препаратов в сумме 15 026,08 руб.

Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

В указанном решении судом сделан вывод о том, что при отказе от набора социальных услуг в соответствии с п. 3 ст. 6.3 ФЗ № 178 за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.

Отказ КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» в виде выписки льготных лекарственных препаратов по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» является необоснованным и лишает Иванову Е.П. права на одновременное получение мер социальной поддержки и нарушает её права.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Иное толкование вышеуказанных норм существенно ограничивает её права на обозначенные льготы.

Таким образом, ответчиками оспаривается наличие права истца Ивановой Е.П. на бесплатное приобретение лекарственных препаратов в связи с тем, что краевым бюджетом не предусмотрены средства на лекарственное обеспечение по бесплатным рецептам граждан, включенных в краевой Регистр и отказавшихся от получения набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения и выбравших ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для приобретения лекарственных средств.

Указанную позицию ответчиков в связи с вышеизложенными нормами права суд находит необоснованной, нарушающей права Ивановой Е.П. на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики ввиду состояния её здоровья, наличия обозначенного заболевания и статуса лица, подвергшегося радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний, на основании Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», а их доводы несостоятельными, основанными на неверном толковании закона, по следующим основаниям.

Истцом заявлены требования о возложении обязанности обеспечить Иванову Е.П. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» в отношении двух ответчиков - КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» и министерство здравоохранения Алтайского края.

Рассматривая указанные требования, суд приходит к следующему.

Лекарственное обеспечение граждан РФ на региональном уровне осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Полномочия по организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан за счет субвенций федерального бюджета с 01.01.2008 переданы субъектам Российской Федерации в соответствии в Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» относится к функциям органов исполнительной власти субъектов РФ и должно решаться ими за счет средств бюджета соответствующего уровня, а также внебюджетных источников.

Постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2013 № 306 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890" предусмотрено, что предоставление льготным категориям граждан мер социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами осуществляется Министерством здравоохранения Алтайского края за счет средств краевого бюджета, которое обязано организовать лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.

Таким образом, обязанность по обеспечению льготной категории граждан, необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в Алтайском крае возложена на Министерство здравоохранения Алтайского края.

Согласно п. 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 151, Министерство осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством.

На основании п. 3.5 указанного Положения финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год. Финансирование переданных Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья Министерству осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данным требованиям суд признает Министерство здравоохранения Алтайского края в связи с чем, исковые требования в части возложения обязанности обеспечить Иванову Е.П. льготными лекарственными препаратами и средствами диагностики по заболеванию «сахарный диабет 2 типа» возлагается на указанного ответчика, такая обязанность в связи с вышеизложенным не может быть возложена на ответчика КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска».

Кроме того, в связи необеспечением льготными лекарственными препаратами Ивановой Е.П. в период с 06.02.2019 по 29.07.2019 за счет собственных средств пришлось приобретать лекарственные препараты.

Данное обстоятельство подтверждается товарными чеками на общую сумму 6 443,7 руб.

Представленные истцом товарные чеки (в том числе дополнительно – в судебном заседании) на покупку лекарственных средств на общую сумму 6 443,7 руб. отражают факт приобретения Ивановой Е.П. лекарств на указанную сумму. Каким-либо образом указанные документы, а равно – расчёты истца не оспорены и не опровергнуты.

Судом расчёты истца проверены и признаны верными.

Указанная сумма также подлежит взысканию с ответчика министерства здравоохранения Алтайского края, поскольку обязанность по обеспечению лекарственными препаратами Ивановой Е.П. возложена на указанного ответчика, их приобретение истцом обусловлено нарушением обязанности указанным ответчиком по обеспечению истца лекарственными препаратами. В связи с чем не может быть возложена указанная обязанность на КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска».

Это не противоречит предыдущему судебному решению Змеиногорского городского суда от 11.02.2019 по делу № 2-20/2019 по иску Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ивановой Е.П. к КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска о признании незаконным отказа в предоставлении рецептов на бесплатное приобретение лекарственных препаратов и взыскании затраченных на их приобретение денежных средств, согласно которому суммы взысканы с КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска», поскольку в указанном (предыдущем) решении приобретение лекарственных препаратов обусловлено отказом в выдаче льготных рецептов на лекарственные препараты, допущенное КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска», а в настоящее время КГБУЗ «ЦРБ г. Змеиногорска» указанные рецепты выдаются истцу и права Ивановой Е.П. не нарушает.

Доказательств необходимости отказа в удовлетворении исковых требований суду не представлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ивановой Е.П. к министерству здравоохранения Алтайского края в полном объёме и отказе в удовлетворении исковых требований Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ивановой Е.П. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «ЦРБ г. Змеиногорска».

В связи с тем, что иск заявлен сразу к двум ответчикам, к одному из которых он удовлетворён в полном объёме, а к другому – отказан в удовлетворении в полном объёме, то в целом исковые требования удовлетворены судом частично.

Сумма государственной пошлины с ответчика не подлежит взысканию, так как он освобожден от её уплаты на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░».

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 06.02.2019 ░░ 29.07.2019 ░ ░░░░░ 6 443,7 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

2-136/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Екатерина Павловна
Змеиногорский межрайонный прокурор
Ответчики
КГБУЗ "ЦРБ г. Змеиногорска"
Другие
Любавина Мария Михайловна
Министерство здравохранения Алтайского края
Зимина Оксана Васильевна
Слинкина Елизавета Евгеньевна
ТО Росздавнадзор по Алтайскому краю
Копылова Алла Ивановна
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
zmeinogorsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее