гражданское дело №2-1332/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2015 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пронькина В.А.
при секретаре судебного заседания Серповской Ю.Г.
с участием старшего помощника Буденновского межрайпрокурора Лавровой Т.Э., представителя ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» Боровик М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Буденновского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» об обязании оборудования пандусами,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Буденновского межрайпрокурора обратился в суд с иском в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором указал следующее.
Буденновской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Ставропольского края, проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (ООН от 13.12.2006), ратифицированную Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Так, согласно п. 1.1 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №605 (далее СНиП 35-01-2001), свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования СНиП 35-01-2001 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания.
В соответствии с п.п. 4.1.1, 5.1.1, 5.5.1, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности в местах входа, если не все входы в здание, сооружение являются доступными. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.
Вместе с тем, из представленной информации главного врача ГБУЗ Буденновская ЦРБ от 01.07.2015г. установлено, что здания амбулаторий ГБУЗ «Буденновская центральная больница», расположенные в <адрес> и <адрес>, не имею входа, доступного для инвалидов и других маломобильных групп населения, отсутствует контрастная разметка и тактильные элементы для слабовидящих людей, отсутствует информационное обозначение доступных маломобильным группам населения элементов символами доступности.
С учетом изложенного, здания вышеуказанных амбулаторий ГБУЗ «Буденновская центральная больница», не отвечает требованиям по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - медицинскому учреждению.
В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относит обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
С учетом изложенного, администрация ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» обязана создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в вышеуказанные помещение для получения ими медицинской помощи.
Вместе с тем, из представленной информации главного врача ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» от 01.07.2015 следует, что здания вышеуказанных амбулатории ГБУЗ «Центральная районная больница», не имеют входа, контрольной разметки, тактильных элементов, информационного сообщения, элементов символов доступности для инвалидов, слабовидящих людей и других МГН.
Указанное свидетельствует о нарушении ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» Закона №181-ФЗ, Закона Ставропольского края от 27.02.2008 №7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» которыми предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для подъема с поверхности земли и из каждого доступного для лиц подземного или надземного перехода, соединенного с эти зданием.
Таким образом, допущенные нарушения нормативов существенно затрудняют реализацию инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, права на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, прокурор просит суд: обязать ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» в срок до 01.01.2016 произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания амбулаторий ГБУЗ «Буденновская центральная больница», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> оборудовать центральный вход в здание пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами и др.).
В судебном заседании прокурор Лаврова Т.Э. требования поддержала и просила об их удовлетворении.
Представитель ответчика ГБУЗ «Буденновская центральная больница» Боровик М.М. требования прокурора признала в части, что в зданиях амбулаторий ГБУЗ «Буденновская центральная больница», расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> и <адрес> входы в здания не оборудованы пандусами, либо иными специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами и др.). для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что вызвано отсутствием финансирования на эти цели. Учитывая, что до конца 2015 года увеличение бюджета ГБУЗ «Буденновская центральная больница» не предвидится, то срок до 01.01.2016г. является не исполнимым, просит суд, при удовлетворении требований прокурора, рассмотреть вопрос о предоставлении срока для оборудования амбулаторий до 30.06.2016г.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (ООН от 13.12.2006), ратифицированной ФЗ от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Преамбулой ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно п. 1.1 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №605 (далее СНиП 35-01-2001), свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования СНиП 35-01-2001 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания.
В соответствии с п.п. 4.1.1, 5.1.1, 5.5.1, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности в местах входа, если не все входы в здание, сооружение являются доступными. Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.
Суд находит, прокурором представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что здания амбулаторий ГБУЗ «Буденновская центральная больница», расположенные в <адрес> и <адрес>, не имеют входа, доступного для инвалидов и других маломобильных групп населения, отсутствует контрастная разметка и тактильные элементы для слабовидящих людей, отсутствует информационное обозначение доступных маломобильным группам населения элементов символами доступности, то есть, не отвечают требованиям по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - медицинскому учреждению.
В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относит обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
С учетом этого требования прокурора об обязании ГБУЗ «Буденновская центральная районная больница» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в вышеуказанные помещения амбулаторий для получения ими медицинской помощи, с уд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание доводы в судебном заседании представителя ответчика, что до конца 2015 года увеличение бюджета ГБУЗ «Буденновская центральная больница» не предвидится, суд находит эти доводы заслуживающими внимание, и устанавливает для ответчика срок исполнения обязательства до 30.06.2016 года.
Одновременно требования прокурора о сроке исполнения ответчиком обязанности до 01.01.2016г., суд находит необоснованным, поскольку такой срок истцом немотивирован, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требования прокурора в части, касающейся установления срока исполнения до 01.01.2016г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 30.06.2016░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2016░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1-░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.