Дело № 3а-815/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовца А.А.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием финансового управляющего Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Натальи Николаевны в лице финансового управляющего Л., действующего на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2019 № А60-20766/2019, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
заявитель обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости используемого под размещение объектов недвижимости, принадлежащих Кузнецовой Н.Н., земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый производственной базой, площадью 17 917 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3773 320 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Административный истец в лице финансового управляющего Л. на заявленном требовании настаивает.
Административный ответчик Правительство Пермского края указывает, что требования истца сводятся к реализации в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем Правительство не имеет противоположных с истцом юридических интересов. Представитель административного ответчика просит провести судебное заседание в свое отсутствие.
Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, администрация г. Березники Пермского края представителей в суд не направили, причины неявки неизвестны.
В соответствие с положениями ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) дело рассмотрено при данной явке.
Судом установлено, что Кузнецова Н.Н. является собственником объектов недвижимости:
1-этажное кирпичное здание склада, площадь 228,7 кв.м, кадастровый номер **, адрес объекта: ****;
1-этажное кирпичное здание мехмастерские-гараж, площадь 456,3 кв.м, кадастровый номер **, адрес объекта: ****;
2-этажное кирпичное здание мехмастерских и складов, площадь 1 103 кв.м, кадастровый номер **, адрес объекта: ****.
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый производственной базой, площадью 17 917 кв.м, адрес объекта: ****. Права Кузнецовой Н.Н. на земельный участок не оформлены.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013№ 1610-п в размере 39178566,39 руб.
Согласно отчета об оценке № 303/08.19, подготовленного ИП М., рыночная стоимость данного земельного участка на дату оценки 01.01.2013 составляет 3773320 руб.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Кузнецова Н.Н. в силу положений ст.ст. 65, 39,7 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 № 604-ПК «О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, собственность на которые не разграничена» обязана вносить плату за фактическое землепользование в размере 4% от кадастровой стоимости земельного участка. В силу п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» у нее имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, которая и в настоящее время является актуальной, что иными лицами, участвующими в деле, под сомнение не ставится.
В соответствие с ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Суд признает отчет № 303/08.19 по определению рыночной стоимости земельного участка достоверным, относимым и допустимым доказательством.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, выполнен в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральными стандартами оценки. Каких-либо нарушений стандартов оценочной деятельности, позволяющих усомниться в несоответствии определенной стоимости объекта критериям, приведенным в ст. 3 вышеуказанного Закона, не установлено.
Рыночная стоимость определена оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж. Выбор данного способа им надлежаще мотивирован. Данные объектов-аналогов приведены в отчете, проанализированы оценщиком. Определение итоговой величины рыночной стоимости произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнительного подхода.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, суду не представлено, отчет об оценке, представленный административным истцом, не оспорен, ходатайств об истребовании относимых доказательств не заявлено.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Административным истцом подано ходатайство о восстановлении срока в связи с не проведением Правительством Пермского края государственной кадастровой оценки земельного участка.
Поскольку до настоящего времени Правительством Пермского края не проведена государственная кадастровая оценка в отношении земель населенных пунктов, то имеются основания для восстановления заявителю срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кузнецовой Натальи Николаевны в лице финансового управляющего Л. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый производственной базой, площадью 17 917 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3773 320 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 9 сентября 2019 г.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 23 октября 2019 г.
Судья подпись.