РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 28 декабря 2021 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-630/2021 по административному иску прокурора Куйтунского района к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об информации, информационных технологиях и их защите, путем мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц, установлен интернет-сайт: https://f007.fisher-f.ru/, на котором содержится публичная оферта о продаже электроудочек для незаконного лова рыбы. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в связи с чем, ознакомиться с содержанием указанной страницы, воспользоваться предлагаемыми в ней схемами, а также скопировать информацию со страницы, в том числе для последующего противоправного распространения, в электронном варианте может любой пользователь сети «Интернет». Распространение на сайте оспариваемой информации негативно сказывается на правоотношениях в сфере природоохранного законодательства Российской Федерации. Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: https://f007.fisher-f.ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного истца помощник прокурора Куйтунского района Пузанков А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Судом установлено, что в ходе проведенного прокуратурой Куйтунского района мониторинга сети «Интернет» установлен Интернет-сайт https://f007.fisher-f.ru/, на котором размещена информация о продаже электроудочек для незаконного лова рыбы.
Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Суду представлены скриншоты с указанных сайтов.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 694 «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации, в том числе электроловильных систем.
Согласно ст. 43.1 названного Закона основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, которыми устанавливаются виды, нормативы и сроки разрешенного рыболовства, ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, требования к их сохранению.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Как следует из положений пунктов 15.2,33 Правил рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 07.11.2014 №435 при осуществлении добычи водных биологических ресурсов запрещается использовать орудия и способы добычи, воздействующие на водные биологические ресурсы электрическим током.
Аналогичные требования содержатся в Правилах рыболовства для иных рыбохозяйственных бассейнов на всей территории РФ.
Орудием добычи водных биологических ресурсов, при котором используется электрический ток (ловля рыбы с помощью подачи в воду электрического разряда), признается электроудочка, которая является одним из наиболее варварских методов браконьерского лова. Подаваемый при использовании указанного орудия электрический ток не может быть направлен в отношении конкретного водного биологического объекта. В связи с чем, электроудочка обоснованно признается средством массового истребления водных биологических ресурсов, поскольку несет катастрофические последствия для ихтиофауны.
За использование электроудочки действующим законодательством предусмотрена ответственность, в том числе ст.ст. 8.17,8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 256 УК РФ.
При этом, в соответствии с положениями п. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» добыча водных биоресурсов с использованием запрещенных орудий лова, основанных на действии электротока, во всех случаях является незаконной.
Вышеприведенные положения действующего законодательства являются императивными и подлежат безусловному соблюдению всеми лицами без исключения.
Таким образом, информация о продаже электроудочек, размещенная на Интернет-сайте https://f007.fisher-f.ru/ оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о возможных способах добычи водных биоресурсов, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению преступлений и правонарушений.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Так, согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В Реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая на интернет-странице сайта: https://f007.fisher-f.ru/ является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, расположенную по адресу: https://f007.fisher-f.ru/ информацией, запрещенной к распространению в РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья В.П. Степаненко