Решение по делу № 2-3250/2024 от 15.05.2024

57RS0023-01-2024-003587-14

Дело № 2-3250/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2024 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Курдюмовой Е.В.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Конопелькина Александра Дмитриевича к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда

установил:

Конопелькин А.Д. обратился в суд с иском к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда.

В обоснование указано, что, при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, у ответчика не было выявлено имеющиеся заболевание «смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации».

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. признан годным к ее прохождению и призван на военную службу.

В период прохождения военной службы у Конопелькина А.Д выявлено вышеуказанное заболевание, в связи с чем, он был уволен в запас в связи с заболеванием.

Полагая, что принятие указанного решения призывной комиссии повлекло нарушение его права на охрану здоровья, он не может создать семью, читься и работать, просил признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ и взыскать с Министерства обороны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.

Представитель истца Конопелькина А.Д. по доверенности Колесникова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Ставцева В.С. полагала исковые требования необоснованными.

Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» по доверенности Сапунова Т.В. в судебном заседании полагала исковые требования Конопелькина А.Д. необоснованными, и просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 указанного Кодекса в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пункта 1 статьи 125 названного Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Как следует из пункта 5 указанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий, которые, в свою очередь, определены в пункте 7 данного Положения, и в их число входит в том числе организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 29), координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету (подпункт 30), организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, поступлению граждан Российской Федерации в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, профессиональной переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (подпункт 33).

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, организуют осуществляемый призывными комиссиями призыв на военную службу через свои структурные подразделения (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53).

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах, в соответствии с которым военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации в целях в том числе обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности (пункт 2), являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4), а руководство их служебной деятельностью осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7).

Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах являются в том числе организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета (подпункт 1), организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет (подпункт 4), организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (подпункт 19); организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подпункт 20), проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) ряда мероприятий, в числе которых мероприятия по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы (подпункт 21).

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве на военную службу), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2006 г. N 663.

Как следует из абзаца первого пункта 2 Положения о призыве на военную службу, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссариат) посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) (пункт 3).

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 закрепляет в том числе обязанность призывной комиссии по организации медицинского освидетельствования при осуществлении призыва граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности, о зачислении в запас.

Согласно пункту 2 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.

Статьей 23 указанного Закона граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу (подпункт «а» пункта 1).

В пункте 17 Положения о призыве на военную службу определено, что при наличии оснований, указанных в заявлении призывника об освобождении от исполнения воинской обязанности (призыва на военную службу) или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, поданного в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций), предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18).

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что федеральным законодателем обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, возложена на военные комиссариаты, которые подведомственны Министерству обороны Российской Федерации.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).

Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан (пункт 5.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, которым определен порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, в том числе контрольного освидетельствования, и соответствующие полномочия призывных комиссии разного уровня.

В силу пункта 22(1) указанного Положения призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления. Личные дела призывников, а также медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан, представляются военными комиссариатами муниципальных образований на изучение врачам-специалистам, включенным в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, по соответствующим профилям увечий, заболеваний согласно спискам граждан, получивших, отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и в соответствии с графиком представления личных дел призывников, утверждаемым председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Если в результате изучения представленных документов врачом-специалистом по соответствующему профилю увечья, заболевания установлено, что диагноз увечья, заболевания является необоснованным и (или) заключение о категории годности к военной службе гражданина не соответствует требованиям настоящего Положения, то в листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника указанного гражданина делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая подписью и личной печатью врача-специалиста, проводившего изучение документов гражданина, и указывается дата его проведения. В этом случае врачом, руководящим работой по контрольному (повторному) освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, в учетной карте призывника делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая его личной подписью и печатью военного комиссариата, в листе медицинского освидетельствования указанного гражданина делается отметка об ознакомлении с указанным заключением и определяется дата прибытия гражданина на контрольное освидетельствование, а секретарь призывной комиссии субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах списка граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, делает запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости прибытия гражданина на контрольное освидетельствование в указанную дату и заверяет ее личной подписью.

По итогам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимаются следующие решения:

об утверждении решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и заключение о категории годности к военной службе были признаны обоснованными;

об отмене решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданину отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождения от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и (или) заключение о категории годности к военной службе были признаны необоснованными, - и о вызове указанных граждан на контрольное освидетельствование.

При этом непосредственный порядок проведения контрольного освидетельствования урегулирован пунктом 22(2) Положения.

В приложении к указанному Положению определены Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствие со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - 1 графа.

К заболеваниям, предусмотренным пунктом «б» статьи 18 Расписания болезней, относятся расстройства личности умеренно выраженные.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Конопелькин А.Д., ДД.ММ.ГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГ поставлен на воинский учет, и являлся призывником на военную службу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 581 «О призыве в октябре - 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осуществлялся осенний призыв на военную службу с 1 октября по 31 декабря 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Указом Губернатора Орловской области от 17 сентября 2020 года № 430 «О создании призывной комиссии Орловской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Орловской области для проведения призыва граждан на военную службу в октябре - декабре 2020 года» создана призывная комиссия Орловской области, призывные комиссии муниципальных районов и городских округов области, утверждены основные и резервные составы призывных комиссий муниципальных районов и городских округов области.

Из личного дела призывника и учетной карты призывника Конопелькина А.Д. следует, что по результатам обследования призывной комиссией в ноябре 2020 г. у истца психических расстройств не выявлено, он признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (установлена категория годности к военной службе Б-3).

Решением призывной комиссии Орловского муниципального округа Орловской области от ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. призван на военную службу.

ДД.ММ.ГГ истец убыл к месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГ во время прохождения военной службы по призыву истец госпитализирован <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. освидетельствован психиатрической военно-врачебной комиссией ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н, Бурденко», по результатам которой признан ограниченно годным к военной службе, в связи с установлением заболевания «Смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации» с причинной связью «заболевание получено в период военной службы».

ДД.ММ.ГГ на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 истец уволен с военной службы.

Для разрешения вопроса о наличии у Конопелькина А.Д. заболевания, категории его годности к прохождению военной службы, определением суда была назначена военно-врачебная экспертиза, проведение которой поручено частному медицинскому учреждению «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», имеющей лицензию на производство военно-врачебных экспертиз (общедоступная информация).

Согласно результатам военно - врачебной экспертизы, эксперты пришли к выводу о том, что у Конопелькина А.Д. фиксировались отклонения развития от сверстников, отмечались признаки эмоционально – лабильного расстройства личности.

Ко времени призыва на военную службу (ноябрь 2020 г.) психопатологические проявления нивелировались, наступил период стойкой компенсации расстройства личности. Позднее в жестко – регламентированных условиях прохождения военной службы произошла декомпенсация личностных расстройств, что послужило основанием для направления его на стационарное обследование в психиатрическое отделение с последующим увольнением Конопелькина А.Д. из вооруженных сил по заболеванию «Смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации» с причинной связью «заболевание получено в период военной службы».

На момент прохождения контрольного медицинского освидетельствования в ноябре 2020 г. при призыве на военную службу у Конопелькина А.Д. имелись заболевания «деформация грудной клетки, без нарушения функции», «смешанное расстройство личности, состояние компенсации», которые не являлись препятствием прохождения Конопелькиным А.Д. военной службы.

Категория годности Конопелькина А.Д, к военной службе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2003 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» на момент прохождения контрольного медицинского освидетельствования в ноябре 2020 г. при призыве на военную службу – Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями по заболеванию «деформация грудной клетки», без нарушения функции на основании статьи 66д расписания болезней и таблицы I (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно – учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565).

Заболевание «смешанное расстройство личности, состояние компенсации» под действие статей расписание болезней и таблицы I (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно – учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565), не подходит.

Исходя из того, что экспертное заключение проведено на основании определения суда, эксперты предупреждены об уголовной ответственности, ссылки на определение категории годности Конопелькина А.Д. сделаны с учетом результатов медицинских освидетельствований и установленных диагнозов, а достоверных и достаточных доказательств опровергающих выводы экспертов сторонами представлено не было, то суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства.

Суд не принимает во внимание, представленные стороной истца заключение специалистов ФИО8 и ФИО9, поскольку они получены вне рамок судебного разбирательства, специалисты, проводившие исследование, не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Суд отмечает, что указанные исследования выполнено по заказу и за счет Конопелькина А.Д., соответственно, в момент составления заключения специалисты действовали на коммерческой основе, что вызывает сомнения относительно достоверности сделанных им выводов и отсутствии их заинтересованности в исходе дела, при этом сами выводы специалистов являются предположением.

Кроме того, согласно пунктам 1, 2 и 3 Положения о военно-врачебной экспертизе утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565 независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Следовательно, в силу названных выше нормативных положений, специалисты ФИО8 и ФИО9 не имеют права на осуществление военно-врачебной экспертизы ввиду отсутствия медицинской лицензии на производство военно-врачебной экспертизы.

Установив эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ принято при наличии законных оснований, в пределах компетенции названной комиссии, выполняющей публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу, соответствует требованиям Закона о воинской обязанности.

Истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва в 2020 г. он имел заболевания, позволяющие принять решение о негодности к военной службе.

При таких обстоятельствах дела, суд полагает об отказе в удовлетворении искового заявления об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ, поскольку требования законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ответчиками, действовавшим в пределах предоставленных им полномочий, соблюдены.

Поскольку, с учетом всех обстоятельств, суд пришел к выводу об обоснованности и законности решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ, то правовых оснований для взыскания в пользу Конопелькина А.Д. с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, как главного распорядителя бюджетных средств, компенсации морального вреда, также не имеется.

В пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом в абзаце 2 пункта 81 указанного Постановления отмечено, что неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган - ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.

Данные разъяснения по аналогии применимы и при разрешении настоящего спора о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, в связи с чем, по мнению суда, Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Конопелькина А.Д. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Конопелькина Александра Дмитриевича к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 04 декабря 2024 г.

Судья Е.Е. Бардина

Матированное решение изготовлено 04 декабря 2024 г.

57RS0023-01-2024-003587-14

Дело № 2-3250/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2024 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Курдюмовой Е.В.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Конопелькина Александра Дмитриевича к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда

установил:

Конопелькин А.Д. обратился в суд с иском к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда.

В обоснование указано, что, при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, у ответчика не было выявлено имеющиеся заболевание «смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации».

Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. признан годным к ее прохождению и призван на военную службу.

В период прохождения военной службы у Конопелькина А.Д выявлено вышеуказанное заболевание, в связи с чем, он был уволен в запас в связи с заболеванием.

Полагая, что принятие указанного решения призывной комиссии повлекло нарушение его права на охрану здоровья, он не может создать семью, читься и работать, просил признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ и взыскать с Министерства обороны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.

Представитель истца Конопелькина А.Д. по доверенности Колесникова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Ставцева В.С. полагала исковые требования необоснованными.

Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области» по доверенности Сапунова Т.В. в судебном заседании полагала исковые требования Конопелькина А.Д. необоснованными, и просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 указанного Кодекса в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу пункта 1 статьи 125 названного Кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Как следует из пункта 5 указанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий, которые, в свою очередь, определены в пункте 7 данного Положения, и в их число входит в том числе организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 29), координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету (подпункт 30), организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыву и приему на военную службу, поступлению граждан Российской Федерации в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, профессиональной переподготовке граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (подпункт 33).

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, организуют осуществляемый призывными комиссиями призыв на военную службу через свои структурные подразделения (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53).

Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах, в соответствии с которым военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации в целях в том числе обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности (пункт 2), являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4), а руководство их служебной деятельностью осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7).

Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах являются в том числе организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета (подпункт 1), организация и осуществление при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет (подпункт 4), организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (подпункт 19); организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подпункт 20), проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) ряда мероприятий, в числе которых мероприятия по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы (подпункт 21).

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве на военную службу), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2006 г. N 663.

Как следует из абзаца первого пункта 2 Положения о призыве на военную службу, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссариат) посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) (пункт 3).

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 закрепляет в том числе обязанность призывной комиссии по организации медицинского освидетельствования при осуществлении призыва граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности, о зачислении в запас.

Согласно пункту 2 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.

Статьей 23 указанного Закона граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу (подпункт «а» пункта 1).

В пункте 17 Положения о призыве на военную службу определено, что при наличии оснований, указанных в заявлении призывника об освобождении от исполнения воинской обязанности (призыва на военную службу) или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, поданного в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций), предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18).

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что федеральным законодателем обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, возложена на военные комиссариаты, которые подведомственны Министерству обороны Российской Федерации.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).

Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан (пункт 5.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, которым определен порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, в том числе контрольного освидетельствования, и соответствующие полномочия призывных комиссии разного уровня.

В силу пункта 22(1) указанного Положения призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления. Личные дела призывников, а также медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан, представляются военными комиссариатами муниципальных образований на изучение врачам-специалистам, включенным в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, по соответствующим профилям увечий, заболеваний согласно спискам граждан, получивших, отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и в соответствии с графиком представления личных дел призывников, утверждаемым председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Если в результате изучения представленных документов врачом-специалистом по соответствующему профилю увечья, заболевания установлено, что диагноз увечья, заболевания является необоснованным и (или) заключение о категории годности к военной службе гражданина не соответствует требованиям настоящего Положения, то в листе медицинского освидетельствования и учетной карте призывника указанного гражданина делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая подписью и личной печатью врача-специалиста, проводившего изучение документов гражданина, и указывается дата его проведения. В этом случае врачом, руководящим работой по контрольному (повторному) освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, в учетной карте призывника делается запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости направления гражданина на контрольное освидетельствование, заверяемая его личной подписью и печатью военного комиссариата, в листе медицинского освидетельствования указанного гражданина делается отметка об ознакомлении с указанным заключением и определяется дата прибытия гражданина на контрольное освидетельствование, а секретарь призывной комиссии субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах списка граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, делает запись о необоснованности диагноза увечья, заболевания и (или) заключения о категории годности к военной службе и необходимости прибытия гражданина на контрольное освидетельствование в указанную дату и заверяет ее личной подписью.

По итогам проверки наличия оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильности их предоставления призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимаются следующие решения:

об утверждении решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и заключение о категории годности к военной службе были признаны обоснованными;

об отмене решения призывной комиссии муниципального образования о предоставлении гражданину отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождения от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья - в отношении граждан, у которых по результатам проведенной проверки диагноз увечья, заболевания и (или) заключение о категории годности к военной службе были признаны необоснованными, - и о вызове указанных граждан на контрольное освидетельствование.

При этом непосредственный порядок проведения контрольного освидетельствования урегулирован пунктом 22(2) Положения.

В приложении к указанному Положению определены Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствие со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - 1 графа.

К заболеваниям, предусмотренным пунктом «б» статьи 18 Расписания болезней, относятся расстройства личности умеренно выраженные.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Конопелькин А.Д., ДД.ММ.ГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГ поставлен на воинский учет, и являлся призывником на военную службу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 581 «О призыве в октябре - 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осуществлялся осенний призыв на военную службу с 1 октября по 31 декабря 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Указом Губернатора Орловской области от 17 сентября 2020 года № 430 «О создании призывной комиссии Орловской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Орловской области для проведения призыва граждан на военную службу в октябре - декабре 2020 года» создана призывная комиссия Орловской области, призывные комиссии муниципальных районов и городских округов области, утверждены основные и резервные составы призывных комиссий муниципальных районов и городских округов области.

Из личного дела призывника и учетной карты призывника Конопелькина А.Д. следует, что по результатам обследования призывной комиссией в ноябре 2020 г. у истца психических расстройств не выявлено, он признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (установлена категория годности к военной службе Б-3).

Решением призывной комиссии Орловского муниципального округа Орловской области от ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. призван на военную службу.

ДД.ММ.ГГ истец убыл к месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГ во время прохождения военной службы по призыву истец госпитализирован <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ Конопелькин А.Д. освидетельствован психиатрической военно-врачебной комиссией ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н, Бурденко», по результатам которой признан ограниченно годным к военной службе, в связи с установлением заболевания «Смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации» с причинной связью «заболевание получено в период военной службы».

ДД.ММ.ГГ на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 истец уволен с военной службы.

Для разрешения вопроса о наличии у Конопелькина А.Д. заболевания, категории его годности к прохождению военной службы, определением суда была назначена военно-врачебная экспертиза, проведение которой поручено частному медицинскому учреждению «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», имеющей лицензию на производство военно-врачебных экспертиз (общедоступная информация).

Согласно результатам военно - врачебной экспертизы, эксперты пришли к выводу о том, что у Конопелькина А.Д. фиксировались отклонения развития от сверстников, отмечались признаки эмоционально – лабильного расстройства личности.

Ко времени призыва на военную службу (ноябрь 2020 г.) психопатологические проявления нивелировались, наступил период стойкой компенсации расстройства личности. Позднее в жестко – регламентированных условиях прохождения военной службы произошла декомпенсация личностных расстройств, что послужило основанием для направления его на стационарное обследование в психиатрическое отделение с последующим увольнением Конопелькина А.Д. из вооруженных сил по заболеванию «Смешанное расстройство личности, умеренно выраженное, состояние неустойчивой компенсации» с причинной связью «заболевание получено в период военной службы».

На момент прохождения контрольного медицинского освидетельствования в ноябре 2020 г. при призыве на военную службу у Конопелькина А.Д. имелись заболевания «деформация грудной клетки, без нарушения функции», «смешанное расстройство личности, состояние компенсации», которые не являлись препятствием прохождения Конопелькиным А.Д. военной службы.

Категория годности Конопелькина А.Д, к военной службе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2003 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» на момент прохождения контрольного медицинского освидетельствования в ноябре 2020 г. при призыве на военную службу – Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями по заболеванию «деформация грудной клетки», без нарушения функции на основании статьи 66д расписания болезней и таблицы I (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно – учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565).

Заболевание «смешанное расстройство личности, состояние компенсации» под действие статей расписание болезней и таблицы I (раздел II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно – учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно – врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565), не подходит.

Исходя из того, что экспертное заключение проведено на основании определения суда, эксперты предупреждены об уголовной ответственности, ссылки на определение категории годности Конопелькина А.Д. сделаны с учетом результатов медицинских освидетельствований и установленных диагнозов, а достоверных и достаточных доказательств опровергающих выводы экспертов сторонами представлено не было, то суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства.

Суд не принимает во внимание, представленные стороной истца заключение специалистов ФИО8 и ФИО9, поскольку они получены вне рамок судебного разбирательства, специалисты, проводившие исследование, не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Суд отмечает, что указанные исследования выполнено по заказу и за счет Конопелькина А.Д., соответственно, в момент составления заключения специалисты действовали на коммерческой основе, что вызывает сомнения относительно достоверности сделанных им выводов и отсутствии их заинтересованности в исходе дела, при этом сами выводы специалистов являются предположением.

Кроме того, согласно пунктам 1, 2 и 3 Положения о военно-врачебной экспертизе утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565 независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Следовательно, в силу названных выше нормативных положений, специалисты ФИО8 и ФИО9 не имеют права на осуществление военно-врачебной экспертизы ввиду отсутствия медицинской лицензии на производство военно-врачебной экспертизы.

Установив эти обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ принято при наличии законных оснований, в пределах компетенции названной комиссии, выполняющей публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу, соответствует требованиям Закона о воинской обязанности.

Истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва в 2020 г. он имел заболевания, позволяющие принять решение о негодности к военной службе.

При таких обстоятельствах дела, суд полагает об отказе в удовлетворении искового заявления об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ, поскольку требования законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ответчиками, действовавшим в пределах предоставленных им полномочий, соблюдены.

Поскольку, с учетом всех обстоятельств, суд пришел к выводу об обоснованности и законности решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ, то правовых оснований для взыскания в пользу Конопелькина А.Д. с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, как главного распорядителя бюджетных средств, компенсации морального вреда, также не имеется.

В пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом в абзаце 2 пункта 81 указанного Постановления отмечено, что неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган - ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.

Данные разъяснения по аналогии применимы и при разрешении настоящего спора о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, в связи с чем, по мнению суда, Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Конопелькина А.Д. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Конопелькина Александра Дмитриевича к призывной комиссии Орловской области, призывной комиссии Орловского района Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области», Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 04 декабря 2024 г.

Судья Е.Е. Бардина

Матированное решение изготовлено 04 декабря 2024 г.

2-3250/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Конопелькин Александр Дмитриевич
Ответчики
Призывная комиссия Орловской области
Министерство финансов РФ
ФКУ «Военный комиссариат Орловской области»
Министерство Обороны РФ
Призывная комиссия Орловского района Орловской области
Другие
Колесникова Наталья Васильевна
ФБУ "Войсковая часть 61899"
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Бардина Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
15.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
22.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Подготовка дела (собеседование)
13.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2024Предварительное судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
07.11.2024Производство по делу возобновлено
07.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
04.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2024Дело оформлено
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее