УИД: 16RS0№-87
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года <адрес>
Сармановский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ханипова Р.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, к ФИО1 о взыскании задолженности по договору о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения РТ, в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 с требованием в вышеприведенной формулировке.
В обоснование заявленного требования представитель истца указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом – Министерством здравоохранения РТ, ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», третьим лицом – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» и ответчиком ФИО1 был заключен четырехсторонний договор № о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста.
В соответствии с приказом ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» от ДД.ММ.ГГГГ №-б ответчик была зачислена на первый курс в группу, финансируемую из средств республиканского бюджета на базе основного общего образования по специальности «Фармация».
Согласно приказа ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» от ДД.ММ.ГГГГ №-б ответчик окончила обучение в вышеуказанной образовательной организации и ей выдан диплом.
Поэтому ДД.ММ.ГГГГ ответчику было вручено уведомление о необходимости целевой отработки.
Пунктом 2.17 вышеназванного четырехстороннего договора было предусмотрено, что ответчик в течение 30 дней до ДД.ММ.ГГГГ после окончания обучения в образовательной организации (ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж») обязана была прибыть в распоряжение медицинской организации (ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана») и проработать в ней не менее 3-х лет.
В соответствии с п.п. 2.7, 3.2, и 3.3 договора при невыполнении условий договора студент обязана была в тридцатидневный срок возместить денежные средства, затраченные на её обучение с момента заключения договора до получения диплома (до отчисления из образовательной организации).
Однако, ответчик ФИО1 для трудоустройства не явилась, информацию о трудоустройстве не представила.
Далее, истцом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика были направлены досудебные претензии (полученные адресатом), в которых также предоставлялась информация об имеющихся вакансиях в сети аптек ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана», однако, и после этого ответчик никаких действий к трудоустройству не предприняла.
Всего затраты на обучение ответчика составили 242 057 рублей 20 копеек, из них: за 2017-2018 учебный год – 57 028 рублей, за 2018-2019 учебный год – 60 237 рублей, за 2019-2020 учебный год – 62 252 рубля 20 копеек, за 2020-2021 учебный год – 62 540 рублей.
Таким образом, у ответчика образовалась задолженность по возмещению бюджетных денежных средств, затраченных на её обучение, в указанном размере.
До настоящего времени оплата задолженности на реквизиты Министерства здравоохранения РТ или ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» не поступила.
В связи с чем, истцом также начислены ответчику проценты за неправомерное удержание денежных средств по ст. 395 ГК РФ за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 164 рубля 27 копеек.
Исходя из изложенного, представитель истца просила взыскать с ответчика в пользу Министерства здравоохранения РТ в возмещение затрат на обучение по четырехстороннему договору сумму в размере 242 057 рублей 20 копеек и проценты за неправомерное удержание денежных средств в размере 72 164 рубля 27 копеек.
Представитель истца, одновременно являющаяся представителем третьего лица – ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», на судебном заседании иск поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, полагая, что стороной истца не доказано несение затрат на обучение его доверителя, поскольку соответствующих документов финансовой отчетности не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска просил отказать. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что истцом при начислении процентов по ст. 395 ГК РФ не учтен период действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ моратория. с медицинского учреждения не согласилась, представив письменные возражения относительно заявленного к ней требования, и полагая, что её в несовершеннолетнем возрасте ввели в заблуждение при заключении кабальной сделки, просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчик и представитель третьего лица – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» на судебном заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела.
Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, изучив доводы представителя истца, содержащиеся в исковом заявлении, выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства, руководствуясь ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Пунктами 1, 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).
В силу пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 56 того же закона, условие по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией, является существенным условием договора о целевом обучении.
На основании ч. 6 ст. 56 того же закона, в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен четырехсторонний договор № о целевой подготовке и трудоустройстве специалиста между Министерством здравоохранения РТ, ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», третьим лицом – ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» и ответчиком ФИО1 (с согласия её законного представителя ФИО4).
Пунктом 2.17 вышеуказанного договора о целевом обучении предусмотрено, что студент в течение 30 дней до ДД.ММ.ГГГГ после окончания обучения в образовательной организации обязана прибыть в распоряжение медицинской организации и проработать в ней не менее 3-х лет.
Согласно п. 3.4 договора студент по его письменному согласию освобождается от исполнения обязательств по трудоустройству только в прямо предусмотренных договором случаях.
В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 договора ФИО1 взяла на себя обязательство в течение 30 дней полностью возместить образовательной организации расходы на её обучение в предусмотренных договором случаях, в том числе, при отказе приступить к работе в медицинской организации без уважительных причин.
В соответствии с приказом ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» от ДД.ММ.ГГГГ №-б ответчик была зачислена на первый курс в группу, финансируемую из средств республиканского бюджета на базе основного общего образования по специальности «Фармация».
Согласно приказа ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» от ДД.ММ.ГГГГ №-б ответчик окончила обучение в вышеуказанной образовательной организации и ей выдан диплом.
Согласно уведомления, врученного ответчику ДД.ММ.ГГГГ под роспись, последняя поставлена в известность, что она обязана отработать в ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».
В материалах дела также имеются уведомления (досудебные претензии) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые истец направил в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, содержащие просьбы подтвердить трудоустройство, об отсутствии у учебного учреждения сведений о трудоустройстве ответчика и ответственности за нарушение условий договора, а именно п.п. 2.7, 3.2 и 3.3 договора, указывающие на обязанность возмещения затрат на обучение. Уведомления (досудебные претензии) ответчиком получены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
При этом, каждое из уведомлений содержало сведения о наличии вакансий в сети аптек ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана».
Каких-либо ответов на указанные уведомления (досудебные претензии) от ответчика в адрес истца не поступило, сведений о своем трудоустройстве ответчик не представила, никаких действий к трудоустройству не предприняла.
Из чего суд делает вывод, что ответчик не исполнила свое обязательство, предусмотренное четырехсторонним договором.
Сведений об обратном в материалах дела не имеется, каких-либо доказательств в опровержение обстоятельств, на которые в обоснование своего требования ссылается сторона истца, ответчиком представлено.
Следует также отметить, что договор не содержит условия относительно трудоустройства ответчика только по месту её жительства либо обязанности кого-либо из участников четырехстороннего договора обеспечить работой в населенном пункте по её выбору.
Целевая подготовка абитуриентов проводится согласно Постановления Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения РТ до 2025 года» в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» и финансируется соответственно заключение четырехсторонних договоров на трудоустройство с абитуриентами, поступившими на условиях целевого приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования, с целью последующего их трудоустройства в учреждения здравоохранения РТ. Поэтому трудоустройство в сеть аптек ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» осуществляется по всей республике.
Стоимость нормативных затрат на обучающихся в учебный год по специальности «фармация» установлены:
- постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении на 2017 год нормативных затрат на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена и нормативных затрат на обеспечение жилыми помещениями в государственных профессиональных образовательных организациях РТ»;
- постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении на 2018 год нормативных затрат на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена и нормативных затрат на обеспечение жилыми помещениями в государственных профессиональных образовательных организациях РТ»;
- постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении на 2019 год нормативных затрат на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена и нормативных затрат на обеспечение жилыми помещениями в государственных профессиональных образовательных организациях РТ»;
- постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативных затрат на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена и нормативных затрат на обеспечение жилыми помещениями в государственных профессиональных образовательных организациях РТ на 2020 год»;
- постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативных затрат на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена и нормативных затрат на обеспечение жилыми помещениями в государственных профессиональных образовательных организациях РТ на 2021 год».
С момента заключения четырехстороннего договора – ДД.ММ.ГГГГ до получения диплома – ДД.ММ.ГГГГ затраты на одного обучающегося по специальности «Фармация» составили:
- 2017-2018 учебный год – 57 028 рублей,
- 2018-2019 учебный год – 60 237 рублей
57 477 : 10 х 4 = 22 990,8
62 077 : 10 х 6 = 37 246,2
22 990,8 + 37 246,2 = 60 237,
- 2019-2020 учебный год – 62 252 рубля 20 копеек,
62 077 : 10 х 4 = 24 830,8
62 369 : 10 х 6 = 37 421,4
24 830,8 + 37 421,4 = 62 252,2,
- 2020-2021 учебный год – 62 540 рублей,
62 369 : 10 х 4 = 24 947,6
62 654 : 10 х 6 = 37 592,4
24 947,6 + 37 592,4 = 62 540,
всего 242 057 рублей 20 копеек.
Представленный стороной истца расчет судом проверен и признан верным. Ответчиком данные расчеты не оспаривались, иных расчетов не представлено.
При изложенных обстоятельствах, ответчик ФИО1 вместе со своим законным представителем, действуя с её одобрения, согласившаяся в силу свободы договора с условиями целевого обучения, закончившая обучение и не имеющая предусмотренных договором о целевом обучении оснований для освобождения от исполнения обязательств по трудоустройству и работе в медицинской организации, обязана возместить истцу расходы на её обучение пропорционально времени неотработанному в медицинской организации в размере 242 057 рублей 20 копеек.
Таким образом, требование представителя истца о взыскании с ответчика затрат на обучение ответчика, обосновано и подлежит полному удовлетворению.
Вопреки доводам представителя ответчика расходы бюджета на подготовку ответчика как специалиста по специальности «Фармация» подтверждены имеющимися материалами гражданского дела и дополнительного подтверждения какими-либо документами финансовой отчетности не требуют.
Также, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать проценты в порядке ст. 395 ГК РФ, поскольку ответчик необоснованно в нарушение условий четырехстороннего договора до сих пор уклоняется от возмещения затрат на свое обучение.
Представителем истца представлен расчет процентов, который судом тоже проверен и признан судом верным.
Согласно представленного расчета, сторона истца полагает необходимым взыскать с ответчика проценты за неправомерное удержание денежных средств за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 164 рубля 27 копеек.
Однако, как правильно отмечено представителем ответчика, представителем истца при расчетах не учтен мораторный период на возбуждение дел о банкротстве, который введен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подлежит исключению из расчетов.
То есть проценты за неправомерное удержание денежных средств могут быть начислены только за периоды со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому правильный расчет процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ будет выглядеть следующим образом:
Задолженность,руб. | Период просрочки | Процентнаяставка | Днейвгоду | Проценты,руб. | ||
c | по | дни | ||||
[1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [1]x[4]x[5]/[6] |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 42 | 6,50% | 365 | 1 810,46 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 42 | 6,75% | 365 | 1 880,09 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 56 | 7,50% | 365 | 2 785,32 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 56 | 8,50% | 365 | 3 156,69 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 14 | 9,50% | 365 | 882,02 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 32 | 20% | 365 | 4 244,29 |
Итого: | 242 | 9,20% | 14 758,87 |
Задолженность,руб. | Период просрочки | Процентнаяставка | Днейвгоду | Проценты,руб. | ||
c | по | дни | ||||
[1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [1]x[4]x[5]/[6] |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 295 | 7,50% | 365 | 14 672,65 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 22 | 8,50% | 365 | 1 240,13 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 34 | 12% | 365 | 2 705,74 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 42 | 13% | 365 | 3 620,91 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 49 | 15% | 365 | 4 874,30 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 14 | 16% | 365 | 1 485,50 |
242 057,20 | ДД.ММ.ГГГГ | ДД.ММ.ГГГГ | 144 | 16% | 366 | 15 237,70 |
Итого: | 600 | 11,03% | 43 836,93 |
С ответчика в пользу истца, таким образом, подлежат взысканию проценты за неправомерное удержание денежных средств за указанные периоды в размере 14 758,87 + 43 836,93 = 58 595 рублей 80 копеек.
Исходя из изложенного, требование истца о взыскании с ответчика процентов за неправомерное удержание денежных средств, обоснованно в части и подлежит только частичному удовлетворению.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из того, что в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска в суд, истцом уплачена государственная пошлина в размере 6 342 рубля.
В данном случае, в возмещение судебных расходов, понесенных истцом в связи с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, указанные судебные расходы подлежат возмещению с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а именно в размере 6 206 рублей 53 копейки (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (паспорт серии 92 22 №) в пользу Министерства здравоохранения Республики Татарстан (ИНН 1654017170) сумму в возмещение затрат на целевую подготовку специалиста в размере 242 057 (двести сорок две тысячи пятьдесят семь) рублей 20 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 58 595 (пятьдесят восемь тысяч пятьсот девяносто пять) рублей 80 копеек, и расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 206 (шесть тысяч двести шесть) рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в месячный срок через Сармановский районный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Ханипов