Решение по делу № 2-2476/2023 от 27.06.2023

Дело № 2-2476/2023

    49RS0001-01-2023-002850-83    20 июля 2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Носыревой О.А.

при секретаре Цыдыповой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Захарова Василия Михайловича к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках, компенсацию за неиспользованный отпуск, компенсацию морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Захаров В.М. обратился в Магаданский городской суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что в период с 14 декабря 2020 г. по 10 апреля 2023 г. проходил государственную гражданскую службу в УФНС по Магаданской области.

Приказом № 02-10/426 от 10 июня 2022 г. истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 11 июля по 17 августа 2022 г. в количестве 38 календарных дней, выплачены отпускные в размере 90 494 руб. 34 коп.

Приказом № 02-07/135 от 27 марта 2023 г. истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 28 марта 2023 г. по 10 апреля 2023 г. в количестве 14 календарных дней, выплачены отпускные в размере 61 466 руб. 44 коп.

Приказом № 02-07/135 от 27 марта 2023 г. истцу в связи с увольнением с государственной гражданской службы предоставлена компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 55 календарных дней в размере 250 534 руб. 35 коп.

В период прохождения государственной гражданской службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему, УФНС по Магаданской области выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования в общей сумме 824 772 руб. 15 коп., а также разовые премии в общей сумме 161 361 руб. 74 коп.

При получении указанных выплат, истцу стало известно о неполном исчислении выплат, а именно работодателем в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и разовых премий при исчислении следующих выплат отпускных в 2022, 2023 г. и компенсации за неиспользованные дни отпусков при увольнении.

Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно исключены ответчиком из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, истцу причинен моральный вред.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд взыскать с ответчика: задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. в размере 66 020 руб. 82 коп.; задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в размере 19 853 руб. 96 коп.; компенсацию за неиспользованные отпуска при увольнении (55 календарных дней) в размере 77 997 руб. 70 коп.; компенсацию морального вреда – 50 000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 5 000 руб.

Истец, представители истца ответчика, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители истца и ответчика просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно письменным возражениям на исковое заявление ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку выделенные лимиты бюджетных ассигнований на выплату материального стимулирования доведены ведомством сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих, т.е. не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета в пределах лимитов, доводимых федеральной налоговой службой на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и решений руководителя.

УФНС России по Магаданской области расчет спорных сумм произведен истцу в полном объеме. Письмо Минфина РФ от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 основанием для выплаты истцу материального стимулирования в 2022–2023 не является. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 238-7 не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие после 2014 г., т.к. охватывает период, ограниченный 2014 г. Доказательства причинения морального вреда истцом не представлены, основания для его взыскания отсутствуют.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 этого Закона; далее также – ФЗ № 79-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов (статья 5 ФЗ № 79-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, истец в период с 14 декабря 2020 г. по 10 апреля 2023 г. проходил государственную гражданскую службу в УФНС по Магаданской области.

Приказом № 02-07/135 от 27.03.2023 истцу в связи с увольнением с государственной гражданской службы предоставлена компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 55 календарных дней в размере 250 534,35 руб.

На основании приказа от 10 июня 2022 г. № 02-10/426 истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 11 июля по 17 августа 2022 г. в количестве 38 календарных дней, выплачены отпускные в размере 90 494 руб. 34 коп.

В соответствии с приказом от 27 марта 2023 г. № 02-07/135 истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в количестве 14 календарных дней, выплачены отпускные в размере 61 466 руб. 44 коп.

Приказом № 02-07/135 от 27 марта 2023 истцу в связи с увольнением с государственной гражданской службы предоставлена компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 55 календарных дней в размере 250 534 руб. 35 коп.

По мнению истца, ответчиком при расчете и выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не учтены суммы выплаченного материального стимулирования и «разовых» премий.

В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что в спорные периоды 2022–2023 гг. истцу регулярно производились выплаты средств материального стимулирования.

Согласно представленным ответчиком копиям приказов Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ 01-02/18ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, ДД.ММ.ГГГГ ДСП, изданными в соответствии с распоряжениями ФНС России «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», произвести начисление и выплату денежного вознаграждения за счет средств дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.

Таким образом, материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 ФЗ № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 ФЗ № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В силу части 1 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ определено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ).

В силу части 1 статьи 51 ФЗ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи 2 в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 ФЗ № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 ФЗ № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» – «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» – «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа).

Из изложенного следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 ФЗ № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования.

Из указанного письма следует, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих осуществляется в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

При таком положении, суд считает, что выплаченное материальное стимулирование может быть отнесено к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами (часть 10 статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ).

Соответственно, выплаченные истцу средства материального стимулирования должны учитываться при расчете опускных сумм и компенсации за неиспользованный отпуск.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Поскольку истцу в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, выплачивались суммы материального стимулирования, то они подлежат включению в состав денежного содержания.

По расчетам истца, ему ответчиком недоплачены отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. в размере 66 020 руб. 82 коп.; отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в размере 19 853 руб. 96 коп.; компенсация за неиспользованные дни отпуска в размере 77 997 руб. 70 коп.

По расчетам ответчика: отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. в размере 66 020 руб. 70 коп.; отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в размере 19 853 руб. 99 коп.; компенсация за неиспользованные дни отпуска в размере 77 997 руб. 80 коп.

Расчеты сторон проверены судом, и суд считает, что арифметически верным является расчет ответчика, отличающийся от расчета истца в меньшую сторону в части отпускных выплат за период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. – на 12 коп., в большую сторону в части отпускных выплат за период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. – на 3 коп. и в части компенсации за неиспользованные дни отпуска – на 10 коп.

При таком положении, на основании положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о пределах принятия судебного решения, ограниченных заявленными требованиями и основаниями данных требований, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению – взысканию с ответчика в пользу истца подлежат недоплаченные отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. в размере 66 020 руб. 70 коп.; отпускные выплаты за период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в размере 19 853 руб. 96 коп.; компенсация за неиспользованные дни отпуска в размере 77 997 руб. 70 коп.

Взысканные в пользу истца денежные средства подлежат выплате истцу после произведения предусмотренных законом удержаний.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., суд исходит из следующего.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 г. № 2, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Из установленных судом обстоятельств следует, что ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в неправильном начислении и выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, имеются основания для компенсации истцу морального вреда.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Компенсация морального вреда не преследует цель восстановить прежнее положение человека, а направлена на то, чтобы вызвать положительные эмоции, которые могли бы максимально сгладить негативные изменения в психической сфере личности, обусловленные перенесенными страданиями.

В тоже время компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, а именно компенсировать истцу перенесенные им нравственные страдания и соответствовать требованиям разумности и справедливости, не предназначена для улучшения материального положения лица, обратившегося за ее взысканием.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает индивидуальные особенности истца (возраст 54 года); характер нравственных переживаний, связанных с чувствами моральной подавленности и нервного напряжения; степень и глубину нравственных страданий истца, а также требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевших и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда.

Суд также принимает во внимание, что в связи с нарушениями трудовых прав истец находился в длительном стрессовом состоянии, испытывал нравственные переживания, негативные эмоции, и то обстоятельство, что допущенное в отношении истца нарушение трудовых прав в добровольном порядке ответчик не устранил, в связи с чем, истцу пришлось обращаться за защитой своего нарушенного права в суд.

При этом судом проверялись доводы истца о том, что размер компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей отвечает критерию разумности, однако в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование данного довода истцом не представлено доказательств, подтверждающих данный размер компенсации, в связи с чем, при определении размера денежной компенсации морального вреда, суд относится к нему критически.

Доказательств компенсации истцу морального вреда в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснений в п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с нарушением трудовых прав, а также индивидуальных особенностей истца и конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу, что требование истца о взыскании денежной компенсации в возмещение перенесенных нравственных страданий предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости в сумме 5000 руб.

В соответствии со статьями 88, 94, 98 и 100 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Разрешая требования истца о взыскании издержек, связанных с оформлением нотариальной доверенности и комиссии банка за перевод денежных средств представителю, суд приходит к следующему.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела расходы, понесенные сторонами и признанные судом необходимыми (абз. 8, 9 ст. 94 ГПК РФ).

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из представленной в материалы дела доверенности от 16 июня 2023 г. серии 49АА № 0378664 следует, что она выдана Захаровым В.М. Смородиновой К.К. представлять его интересы только в рамках настоящего гражданского дела. Оригинал доверенности приобщен к материалам дела.

Таким образом, в данном случае, расходы по оформлению нотариальной доверенности суд полагает возможным признать связанными с настоящим делом.

Следовательно, требования Захарова В.М. о взыскании с ответчика расходов на оформление нотариально заверенной доверенности в размере 5000 руб. подлежат удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункт 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

С учетом изложенного, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» не имеется.

Руководствуясь статьями 194, 197–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Захарова Василия Михайловича удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области (ИНН 4909007152, ОГРН 1044900037291) в пользу Захарова Василия Михайловича (ИНН ) задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 11 июля по 17 августа 2022 г. в размере 66 020 руб. 70 коп.; задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 28 марта по 10 апреля 2023 г. в размере 19 853 руб. 96 коп.; компенсацию за неиспользованные отпуска при увольнении (55 календарных дней) в размере 77 997 руб. 70 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оформление доверенности в размере 5000 руб., а всего 173 872 (сто семьдесят три тысячи восемьсот семьдесят два) руб. 36 коп., отказав в удовлетворении оставшейся части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда.

Установить день изготовления мотивированного решения суда – 27 июля 2023 г.

    Судья    О.А. Носырева

2-2476/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Василий Михайлович
Ответчики
УФНС по Магаданской области
Другие
Смородинова Кристина Константиновна
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Носырева Олеся Александровна
Дело на сайте суда
magadansky.mag.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее