Решение по делу № 2-6659/2018 от 21.09.2018

Дело № 2-6659/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 29 ноября 2018 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Млкеян Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапоян АГ к Министерству здравоохранения Челябинской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности бесплатного обеспечения лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

    Р“апоян Рђ.Р“. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Министерству здравоохранения Челябинской области Рѕ возложении обязанности РїРѕ жизненным показаниям бесплатно обеспечивать лечение лекарственным препаратом <данные изъяты> РІ соответствии СЃ медицинскими показаниями РґРѕ отмены применения данного препарата.

В обоснование иска указал, что страдает редким (орфанным) заболеванием «<данные изъяты>». По жизненным показаниям нуждается в постоянной медикаментозной терапии препаратом <данные изъяты> в дозировке 30мг/мл 10 мл фл № (годовая потребность № уп.). На его обращение с просьбой обеспечить его бесплатно лекарственным препаратом Министерство здравоохранения Челябинской области дало ответ, что закупка лекарственных препаратов находится в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках перечня лекарственных препаратов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 года №2724-р, при выделении дополнительных финансовых средств из областного бюджета будут проведены закупочные мероприятия по приобретению лекарственного препарата торгового наименования <данные изъяты>. Считает, что отказ противоречит действующему законодательству и грубо нарушает его конституционные права на жизнь и здоровье.

Истец Гапоян А.Г. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, проси о рассмотрении дела без его участия.

Представитель истца – Киркина Н.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области – Косенко И.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица ТФОМС Челябинской области, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от 24 октября 2018 года – Пацевич Л.Н. в судебном заседании поддержала письменное мнение на исковое заявление, указав, что закупкой препарата должно заниматься Министерство здравоохранения Челябинской области.

Представитель третьего лица ГБУЗ «ОКБ №3» - Шкляров Е.В. в судебном заседании пояснил, что Гапоян А.Г. действительно стоит на учете с указанным заболеванием, по жизненным показаниям нуждается в лекарственном препарате <данные изъяты>, что подтверждено заключением врачебной комиссии.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от 24 октября 2018 года, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее-ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Гапоян А.Г., установлен диагноз «<данные изъяты>».

Согласно справке серии МСЭ-2016 № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Гапоян А.Г. установлена повторно <данные изъяты> группа инвалидности, причина инвалидности – <данные изъяты>.

По решению врачебной комиссии по жизненным показаниям Гапоян А.Г. нуждается в постоянной медикаментозной терапии препаратом <данные изъяты> в дозировке 30мг/мл 10 мл фл № (годовая потребность № уп.), что подтверждается заключением ВК № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «ОКБ №». Нуждаемость Гапоян А.Г. в лекарственном препарате также подтверждается выписным эпикризом и консультацией невролога ООО «Нейро-клиника» Юсуповская больница.

ДД.ММ.ГГГГ истец Гапоян А.Г. обратился в адрес Министерства здравоохранения Челябинской области с просьбой обеспечить его бесплатно лекарственным препаратом.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Челябинской области сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» закупка препаратов для пациентов находится в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках перечня лекарственных препаратов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 2724-р.

При выделении дополнительных финансовых средств из областного бюджета будут проведены закупочные мероприятия по приобретению лекарственного препарат торгового наименования «<данные изъяты>».

В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39, 41 Конституции РФ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее-Порядок).

При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1.-2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствие со стандартами медицинской помощи и по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно. Согласно данному постановлению при заболевании «Рассеянный склероз» предоставляются бесплатно все лекарственные средства необходимые для лечения данного заболевания.

Пунктом 4 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2017 года № 1492, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врача бесплатно.

Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383, является Министерство здравоохранения Челябинской области.

В соответствии с п. 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения Челябинской области» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Министерством здравоохранения Челябинской области и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Также обеспечение лекарственными препаратами инвалида должно происходить в соответствии с назначениями врача, постоянно и в необходимом объеме.

Довод представителя ответчика о том, что обеспечение лекарственным препаратом должно быть возложено на Министерство здравоохранения Российской Федерации является несостоятельным, поскольку обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Челябинской области является Министерство здравоохранения Челябинской области.

Довод представителя ответчика о том, что Окрелизумаб инфузию следует проводить в условиях стационара под строгим наблюдением медицинского работника пи наличии доступа к средствам экстренной помощи в случае возникновения тяжелых инфузионных реакций, поэтому обеспечение лекарственным препаратом должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования, также является несостоятельным, так как из инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата Окревус (МНН Окрелизумаб) следует, что препарат предназначен для введения как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях. Кроме того, ТФОМС Челябинской области осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованными лицами медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда. Законодательством не предусмотрены право либо обязанность Территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществлять закупку лекарственных препаратов для предоставления в медицинские организации или непосредственно застрахованному лицу, как на амбулаторном, так и на стационарном этапах оказания медицинской помощи.

Ходатайство представителя истца об обращении решения суда к немедленному исполнению не подлежит удовлетворению, поскольку не имеется оснований предусмотренных ст.ст. 211,212 ГПК РФ.

     РќР° основании изложенного, руководствуясь СЃС‚. СЃС‚. 194-198 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ

РЕШИЛ:

Обязать Министерство здравоохранения Челябинской области бесплатно обеспечивать Гапоян АГ лекарственным препаратом МНН Окрелизумаб (Окревус) по жизненным показаниям в соответствии с медицинскими показаниями постоянно, до отмены данного препарата врачом.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:     Рї/Рї          Р®.Рќ. Резниченко

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

04.12.2018

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Р“.Рђ. Млкеян     

Решение вступило в законную силу «___»_________2019г.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь:     

2-6659/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гапоян А.Г.
Ответчики
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Челябинской области
Другие
ГБУЗ "Областная клиническая больница №3"
ТФОМС Челябинской области
Министерство финансов Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Дело на сайте суда
centr.chel.sudrf.ru
21.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2018Передача материалов судье
24.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2018Предварительное судебное заседание
24.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2018Судебное заседание
29.11.2018Судебное заседание
04.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее