РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2021 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Кучеровой А.В., при секретаре судебного заседания Бобрачковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-241/2021 по иску межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> к <ФИО>2 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец межрайонная ИФНС России <номер> по <адрес> обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> с административным иском к <ФИО>2, требуя взыскать с административного ответчика задолженность в размере 3 341,50 рублей, в том числе 1 582 рубля – недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2017 год; 23,94 рубля – пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2017 год за период с <дата> по <дата>; 1 251,40 рублей – недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2016 год; 2 рубля – пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2016 год за период с <дата> по <дата>; 435,44 рублей – пени начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2015 год за период с <дата> по <дата>; 46,72 рублей – пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612425) за 2015 год за период с <дата> по <дата>.
В обоснование требований указано, что административный ответчик <ФИО>2 имеет в собственности объекты налогообложения: земельный участок, адрес: 664531, Россия, <адрес>, д. Столбова, <адрес>. Кадастровый <номер>, площадью 2500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата регистрации права <дата>; жилой дом, адрес: 664531, Россия, <адрес>, д. Столбова, <адрес>, кадастровый <номер>, площадь 232,7 кв.м., дата регистрации права <дата>. Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от <дата> <номер>, налоговое уведомление от <дата> <номер>, налоговое уведомление от <дата> <номер>. По срокам уплаты, указанным в налоговых уведомлениях, налог на имущество, земельный налог с физических лиц административным ответчиком не уплачены. На основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес административного ответчика по месту регистрации заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени от <дата> <номер> со сроком уплаты – до <дата>, требование об уплате налога и пени от <дата> <номер> со сроком уплаты – до <дата>, требование об уплате налога от <дата> <номер> сроком уплаты – до <дата>. В нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога административным ответчиком исполнено не было.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда пояснения по иску, в которых просил о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик <ФИО>2, уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
Судом установлено, что между сторонами по настоящему спору сложились правоотношения, к которым суд применяет нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 3 указанной статьи решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.15, 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц является местным налогом, который устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 Решения Думы <адрес> от <дата> <номер> «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории <адрес>» Дума <адрес> решила: установить на территории <адрес> налог на имущество физических лиц и определить ставки налога на имущество (Приложение <номер>).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе, жилое помещение (квартира, комната) (ст. 401 НК РФ).
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с приложением <номер> Решения Думы <адрес> от <дата> <номер> «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории <адрес>» - «Налог на имущество физических лиц», ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории <адрес>, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объектов налогообложения.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов - это сумма инвентаризационных стоимостей объектов налогообложения, расположенных на территории <адрес>, относящихся к одному виду объектов налогообложения.
Административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц как собственник следующего имущества: земельный участок, адрес: 664531, Россия, <адрес>, д. Столбова, <адрес>. Кадастровый <номер>, площадью 2500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата регистрации права <дата>; жилой дом, адрес: 664531, Россия, <адрес>, д. Столбова, <адрес>, кадастровый <номер>, площадь 232,7 кв.м., дата регистрации права <дата>.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, долдны уплачивать земельный налог.
Согласно п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2.1 решения Думы Уриковского муниципального образования от <дата> <номер>/ДСП «Об установлении и введении в действие земельного налога и о «Положении о земельном налоге на территории Уриковского муниципального образования» в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, установлена ставка в размере 0,3%.
Таким образом, налог за земельный участок с кадастровым номером 38:06:110801:56<дата> год составляет 1 582 рублей, из расчета: 527 225 х 1/1 х 0ю3% х 12/12 = 1 582 рублей; за 2017 год - 1 582 рублей, из расчета: 527 225 х 1/1 х 0ю3% х 12/12 = 1 582 рублей.
В соответствии с п. 2 решения Думы Уриковского муниципального образования от <дата> <номер>/ДСП «Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц на территории Уриковского муниципального образования» для объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент – дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), свыше 500 000 рублей, установлена вставка в размере 0,5%.
Таким образом, налога на жилой дом с кадастровым номером 38:06:110801:429 составляет за 2015 год 4 913 рублей, из расчета: 2 947 755 х 1/1 х 0,5% х 4/12 = 4 913 рублей.
На основании статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации был произведен расчет задолженности по налогам, в связи с чем в адрес <ФИО>2 направлены налоговые уведомления:
- <номер> от <дата>, в котором указано на необходимость в срок не позднее <дата> оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 582 рублей;
- <номер> от <дата>, в котором указано на необходимость в срок не позднее <дата> оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 582 рублей;
- <номер> от <дата>, в котором указано на необходимость в срок не позднее <дата> оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4 913 рублей.
В связи с тем, что обязанность по уплате налогов административным ответчиком в полном объёме добровольно исполнена не была, в его адрес были направлены:
- требование <номер> сроком исполнения до <дата>;
- требование <номер> сроком исполнения до <дата>;
- требование <номер> соком исполнения до <дата>.
Направление административному ответчику перечисленных налоговых уведомлений и требований подтверждено представленными в материалах дела сведениями из почтовых реестров.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Между тем, согласно материалам административного дела, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился к мировому судье судебного участка №<адрес> <дата>, то есть по истечении шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> судебный приказ <номер>а-2263/2019, выданный <дата> о взыскании с <ФИО>2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> недоимки по пени отменен.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» разъяснено, что по смыслу ч. 2 ст. 95 КАС РФ, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, поэтому для его рассмотрения не требуется проведение судебного заседания.
Вместе с тем, с учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока суд вправе рассмотреть данный вопрос в судебном заседании по общим правилам его проведения, предусмотренным, в частности, нормами глав 9 и 20 КАС РФ.
Восстановить пропущенный срок суд может лишь при наличии уважительных причин.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа к <ФИО>2 о взыскании задолженности <дата>, соответственно, указанное заявление о взыскании задолженности по налогу предъявлено налоговым органом за пределами установленного законом срока. Мировым судей судебного участка №<адрес> вопрос о сроке подачи заявления о вынесении судебного приказа проверен не был, какие-либо определения об этом в материалах дела отсутствуют.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Доказательства уважительности причин пропуска указанного срока административным истцом не представлено.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> <номер>-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 341,50 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ 1 582 ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2017 ░░░; 23,94 ░░░░░ – ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; 1 251,40 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2016 ░░░; 2 ░░░░░ – ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2016 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; 435,44 ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2015 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; 46,72 ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 25612425) ░░ 2015 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2021 ░░░░