Решение по делу № 2-903/2023 от 23.08.2023

Дело №2-903/2023

УИД 34RS0038-01-2023-001277-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснослободск                                                                 14 ноября 2023 года

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего исполняющего обязанности судьи Селивановой Т.В.,

при секретаре судебных заседаний Завгородней Ю. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к Рублёвой ФИО3 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения

У С Т А Н О В И Л :

Истец Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд иском к Рублёвой Э. В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и с учетом уточнений исковых требований, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ, просил суд: 1) истребовать из чужого незаконного владения Рублевой Э. В. земельный участок с кадастровым номером , площадью 2126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2126 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; установить, что настоящее решение будет являться основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером : - в части правообладателя земельного участка с кадастровым номером – собственником будет являться Российская Федерация; - в части вида категории земельного участка с кадастровым номером - земли лесного фонда; - в части адреса (местоположения) земельного участка с кадастровым номером – Волгоградская область, Среднеахтубинский район, <адрес> лесничество <адрес> участковое лесничество квартал 57 части выделов 9,17.

В обосновании заявленных исковых требований истцом указано, что Федеральным агентством лесного хозяйства осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером на предмет наличия (отсутствия) оснований защиты имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений в судебном порядке, в результате чего установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ комиссией СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , площадью 2126 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Результаты проведенного осмотра отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ осмотра земельного участка с кадастровым номером . В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее: спорный земельный участок полностью налагается на земли лесного фонда в части выделов 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества. При этом части выделов 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не переводились, частично относится к лесным землям – выдел 9, 10 ДПП, части относится к нелесным землям – пески (выд. 17). На основании визуального осмотра земельного участка установлено, что на спорном земельном участке, имеющем наложение на лесной фонд, отсутствуют объекты, участок не огорожен, на территории участка произрастают лесные насаждения, соответствующие таксационному описанию. В подтверждение пересечения земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда, уполномоченный организацией – СГБУ ВО Среднеахтубинское лесничество подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ по графическому совмещению границ земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда. Согласно заключению спорный земельный участок, площадью 936 кв. м., сформирован из состава земель лесного фонда, части выделов 24, 31 квартала 42 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества Среднеахтубинского района Волгоградской области. Площадь пересечения с земельным участком лесного фонда составляет 936 кв. м.. Данное обстоятельство означает, что земельный участок с кадастровым номером полностью сформирован из состава земель лесного фонда, части выделов 24, 31 квартала 42 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества. Согласно указанному заключению координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда представлены:

№точки Х У
1
2
3
4
5
1

Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка лесного фонда, в состав которого входит <адрес> участковое лесничество <адрес> лесничества. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Рублёвой Э. В.. Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества, квартал 57 части выделов 9, 17 площадь наложения 2126 кв. м.. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Волеизъявление Российская Федерация на отчуждение в пользу ответчика спорного земельного участка отсутствует, что указывает на неправомерность владения ответчиком спорным земельным участком. Истец считает, что спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.

Представитель истца – Федерального агентства лесного хозяйства «Рослесхоз», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Ответчик Рублёва Э. В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, представила в суд письменный отзыв, в соответствии с которым просила суд в удовлетворении иска отказать, указав, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наложении земельных участков. В качестве основания иска истец указывает на то, что площадь пересечения с участком лесного фонда составляет 936 кв. м., однако в просительной части заявлено требование о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2126 кв. м. Не представлено доказательств, свидетельствующих о вхождении территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» в состав земель лесного фонда. Право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло в 1994 году. В 1995 году ответчику предоставлено разрешение на строительство жилого дома на спорном земельном участке, общей площадью 426,8 кв. м.. Границы земельного участка определены актом выноса в натуре земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым сотрудником отдела архитектуры Администрации <адрес> установлены границы земельного участка, общей площадью 2 125,5 кв. м.. В последующем земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый . Таким образом, земельный участок поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в ЕГРН до ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов образован из земельного участка с общей площадью 4 740 кв. м. на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, который не относился к землям лесного фонда. Нахождение спорного земельного участка на территории Волго-Ахтубинской поймы не является основанием для изъятия у ответчика участка, а лишь накладывает ограничения на их использование. Также ответчиком заявлено о пропуске срока уведомления органа регистрации прав на недвижимое имущество, что указывает на применение ч. 3 ст. 14 федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14). Согласно исковому заявлению, истцу стало известно об обстоятельствах наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ (дата акта осмотра). Таким образом, не позднее ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный орган должен был уведомить орган регистрации прав об обращении в суд с исковым заявлением. Исковое заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ, поступило в суд согласно карточке иска ДД.ММ.ГГГГ. При этом истцом в материалы дела доказательств уведомления органа регистрации прав об обращении в суд с исковым заявлением не представлено.

Представитель третьего лица – комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя, считают, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, возражений относительно исковых требований суду не предоставил.

Представитель третьего лица – филиал ППК «Роскадастр» по Волгоградской <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, отзыва относительно исковых требований и возражений не предоставил.

Представители третьих лиц – администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и администрации городского поселения <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, отзыва относительно исковых требований и возражений не предоставили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ГК РФ и иными законами, в частности, путем истребования имущества из незаконного владения.

Согласно ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как разъяснено в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.

Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ, признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.

Земельный участок как объект прав и недвижимая вещь представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в порядке, установленном законом, и которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи, в соответствии с п. 1 ст. 141.2 ГК РФ, п. 3 ст. 6 ЗК РФ.

Государственный кадастровый учет, то есть внесение в ЕГРН сведений о земельном участке, подтверждает его существование как объекта недвижимости с характеристиками, которые позволяют считать его индивидуально-определенной вещью (ч. 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости 218-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда, леса первой группы, категория защищенности: леса зеленых зон, поселений и хозяйственных объектов, земли лесного фонда. Площадь 8993 га. Адрес: <адрес>. Кадастровый (или условный) .

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (повторное взамен свидетельства серия 34 АВ от ДД.ММ.ГГГГ) (л. д. 14).

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 9-10) установлены границы Среднеахтубинского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Волгоградской области, согласно приложениям к настоящему приказу.

В судебном заседании также установлено, что Рублёва Э. В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 2126 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 20-24), сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (Госуслуги) (л. д. 97-98, 140).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности Рублёвой Э. В. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, № записи регистрации на основании свидетельства на право собственности на землю 341033 от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в соответствии со свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии РФ х (л. д. 86-90) на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, 1972 года рождения, приобретает право частной собственности на землю по адресу: в 0,5 км от левого берега <адрес> и в 3 кв южнее <адрес>, общей площадью 1580 кв. м. земельный участок, кадастровый , для ведения личного подсобного хозяйства. Ограничения в использовании и обременении участка земли: Волго-Ахтубинская пойма – 1580 кв. м..

К данному свидетельству прилагается чертеж с установленными границами земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, экспликация и список земельных участков с особым режимом использования, в соответствии с которым запрещено применение пестицидов.

В соответствии с Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дополнительного земельного участка в постоянное пользование» ФИО1 предоставлен дополнительный земельный участок в постоянное пользование площадью 545,5 кв. м. в <адрес>, с учетом дополнительного отвода общая площадь земельного участка составит 2125,5 кв. м. (л.д. 93, 132).

На основании Постановления главы администрации <адрес> Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении строительства жилого дома» (л. д. 92, 131) ФИО1 разрешено строительство жилого дома на указанном выше земельном участке, и выдано разрешение на производство работ по строительству жилого дома и хозяйственных построек в городе <адрес>л. д. 94); архитектурным отделом администрации <адрес> выдан паспорт на объект строительства по адресу <адрес> (л. д. 95-96).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сменила фамилию на Рублёву ФИО3, что подтверждается свидетельством о перемене имени (л. д. 91).

Указанные выше документы, удостоверяющие и устанавливающие право собственности Рублёвой Э. В. на земельный участок с кадастровым номером , находятся в реестровом деле (л. д. 90).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок был предоставлен Рублёвой Э. В. на основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные постановления, а также свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, являются действующими, их законность никем не оспаривалась ранее и не оспаривается в настоящее время. Право собственности ответчика Рублёвой Э. В. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером был сформирован на территории <адрес> и имеет установленные границы. Указанный земельный участок первоначально был поставлен на кадастровый учет в 1994 году.

В обоснование заявленного иска истец ссылается на то, что земельный участок ответчика относятся к землям лесного фонда, а его формирование и постановка на кадастровый учет были произведены в нарушение действующего законодательства.

Из положений ст. 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В обоснование правовой позиции истец указал, что по материалам лесоустройства, принадлежащий Рублёвой Э. В. земельный участок с кадастровым номером пересекаются с землями лесного фонда.

Так, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе должностных лиц СГБУ ВО «Среднеахтубинского лесничества» был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , площадью 2126 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Результаты проведенного осмотра отражены в акте осмотра земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблицы (л. д. 12, 17).

В соответствии с данным актом осмотра земельного участка комиссией установлено следующее: - местоположение участка: участок полностью налагается на земли лесного фонда в части выделов 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества; - целевое назначение лесов, категория защитных лесов – противоэрозионные леса; - согласно таксационному описанию части выделов 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества, включена в границы земельного участка с кадастровым номером относится к лесным землям; - сведения о переводе: части выделов 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не переводились; - сведения о фактическом использовании участка: на основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером установлено? – земельный участок является частью земель лесного фонда выделы 9, 17 квартала 57 <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества, которая согласно таксационному описанию 2015 года относится частично к лесным землям – выд. 9, 10 ДПП, частично к нелесным – выд. 17 пески. На основании визуального осмотра на земельном участке, имеющем наложение на лесной фонд, отсутствуют объекты, участок не огорожен, на территории участка произрастают лесные насаждения, участок соответствует таксационному описанию.

И согласно выводов, указанных в данном акте, информация о переводе частей выделов 9, 17 квартала 57 Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества из состава земель лесного фонда в иных категорий отсутствует.

В подтверждение пересечения земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда, уполномоченный организацией – СГБУ ВО Среднеахтубинское лесничество подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ по графическому совмещению границ земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда.

Согласно заключению (л. д. 19) площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером с земельным участком лесного фонда составляет 2126 кв. м., координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда:

№точки Х У
1
2
3
4
5
1

Одновременно истец указал, что в соответствии с положением о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденным постановлением Администрации Волгоградской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, земельный участок с кадастровым номером располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

В обосновании данного довода истцом представлено письмо Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской <адрес> (Облкомприроды) от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 11).

В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).

Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.

При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

Исходя из положений статей 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Как следует из положений статей 83 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земли населенных пунктов и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.

Вместе с тем, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что фактически спорный земельный участок был образован на землях населенного пункта <адрес>, которые не являлись землями лесного фонда.

При первоначальной постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ему был присвоен кадастровый , и определена цель – для ведения личного подсобного хозяйства, что указано в свидетельстве на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем при постановке на кадастровый учет земельного участка ему был присвоен кадастровый и определена категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд признает ненадлежащими доказательствами, подтверждающими наличие пересечений в границах земельных участков, предоставленные в дело истцом таксационное описание, которое не является документом лесоустройства, поскольку при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов, т.е указанные документы носят технический характер и сами по себе не устанавливают характерные точки границ земель лесного фонда.

Таким образом, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящим технический характер. Следовательно, истцом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.

Иных доказательств, свидетельствующих о наличии пересечений границ лесного фонда с границами земельного участка принадлежащего ответчику с кадастровым номером истцом не представлено.

Из иных представленных истцом документов также невозможно с достоверностью подтвердить факт отнесения части земельного участка ответчика к землям лесного фонда.

В материалы дела не представлено сведений и юридически значимых документов, подтверждающих формирование земельного участка с кадастровым номером из земель лесного фонда.

Таким образом, доводы истца в данной части имеют предположительный характер и не подтверждены материалами дела.

Данных о внесении в кадастр недвижимости сведений о характерных точках координат местоположения границ спорных лесных участков не имеется. Сведения об оспаривании границ земельного участка с кадастровым номером в материалах дела отсутствуют.

Исходя из изложенного, земельный участок с кадастровым номером в момент постановки на кадастровый учет имел привязку к местности, координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке внесены в ГКН в момент их формирования и преобразования, реестровое дело подтверждает наличие первичных документов, на основании которых сформирован земельный участок. Участок ответчика в установленном законом порядке отнесен к землям населенных пунктов, перевод земельного участка из одной категории земель в другую не осуществлялся.

Заключение СГБУ ВО Среднеахтубинское лесничество от ДД.ММ.ГГГГ по графическому совмещению границ земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда не может быть положено судом в основу решения, поскольку координаты наложения границ определены при графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства 2016 года (таксационное описание по состоянию на 2016 год). Данные материалы лесоустройства также положены в основу сведений государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах.

В свою очередь представленные истцом графическое описание местоположения границ Среднеахтубинского лесничества (л. д. 10), не учитывают границы земельных участков, которые были ранее поставлены на кадастровый учет. Выписки из таксационных описаний, лесоустроительные планшеты, являющиеся источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона N 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Федеральным законом Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и в Федеральный закон N 218-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

При таких обстоятельствах, положения данного закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Поскольку, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что права ответчика Рублёвой (до смены фамилии ФИО1) как правообладателя на земельный участок с кадастровым номером , возникли до ДД.ММ.ГГГГ, а именно в 1994 году и зарегистрированы в 2011 году, то к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ, а именно, принадлежность земельного участка с кадастровым номером к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

А как указано выше, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности Рублёвой Э. В. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, № записи регистрации , на основании свидетельства на право собственности на землю 341033 от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Каких-либо доказательств наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок истцом в дело не представлено.

В силу действующего законодательства факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, государственный лесной фонд сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Доводы Рослесхоза о том, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий (природный парк «Волго-Ахтубинская пойма»), в связи с чем на основании п. 1 ч. 6 ст. 14 Федерального закона «172-ФЗ, к возникшим отношениям не подлежит применению ч. 3 ст. 14 этого Закона, суд находит ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Особенности регулирования возникших правоотношений изложены в частях 6 и 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, не подлежат исключению из состава земель лесного фонда.

Между тем, истцом не учтена часть 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, согласно которой положения части 3 названной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 упомянутой статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

В соответствии с п. 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23.09.2010 года, в полномочия Рослесхоза входит осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании истцу об обстоятельствах наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда стало известно ДД.ММ.ГГГГ при составлении акта осмотра земельного участка с кадастровым номером и составления заключения о пересечении (наложении) границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.

Заявленные Федеральным агентством лесного хозяйства требования к Рублёвой Э. В. об истребовании из незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером по своему содержанию соответствуют условиям, изложенным в части 8 статьи 14 упомянутого федерального закона, поскольку взаимосвязаны с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером .

С учетом того, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 20-23) рассматриваемый земельный участок поставлен на учет первоначально в 1994 году, с последующей постановкой на учет ДД.ММ.ГГГГ, его категория, «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», право собственности правообладателя на земельный участок с кадастровым номером возникло и зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером не входит в состав земель государственного лесного фонда.

Согласно выписок из Единого государственного реестра на земельный участок с кадастровым номером в отношении участка имеются сведения об ограничениях (обременениях) прав, внесенные на основании постановления Администрации Волгоградской области «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» -п от ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу ст. 95 ЗК РФ допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Главой 3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ -п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (п. 3.4) указано, что в границах природного парка также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

Из изложенного следует, что само по себе нахождение земельного участка с кадастровым номером на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» не является основанием для изъятия у Рублёвой Э. В. участка, а лишь накладывает ограничения на его использование.

Вместе с тем, суд отмечает и то обстоятельство, что на основании постановления главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» и карты (плана) от ДД.ММ.ГГГГ , изменение границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», внесены изменения границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», исключающие территорию <адрес>, в том числе и <адрес>, входящий в состав городского поселения <адрес> из особо охраняемой природной территории.

Каких-либо доказательств наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок истцом в дело не представлено.

Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 8 ст. 14 Федеральным законом N 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 35 Конституции РФ, указанными нормами материального права, приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место не спор о праве, а спор о границах принадлежащих сторонам земельных участков, который не подлежит разрешению заявленным истцом способом, поскольку правоустанавливающие документы ответчика не оспорены, факт предоставления собственнику в соответствии с постановлениями муниципальных органов земельного участка на территории <адрес> сомнения не вызывает, в связи с чем суд считает, что в данном случае имеется наличие спор о границах принадлежащих сторонам земельных участков, либо исправлении реестровой ошибки, установление наличия которой при этом не являлось предметом настоящего судебного разбирательства.

Дополнительных доказательств в подтверждение факта пересечения земельных участков не представлено, ходатайства о проведении судебной землеустроительной экспертизы в целях подтверждения факта пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда не заявлено.

Таким образом, обстоятельства, явившиеся основанием обращения с соответствующими исковыми требованиями, не нашли своего подтверждения в порядке, установленном ст. 56 ГПК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными Государственного лесного реестра (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года).

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец является владеющим собственником спорного участка, само по себе расположение спорного участка в зоне лесного фонда, не свидетельствует об обязательности отнесения их к землям Российской Федерации.

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о недоказанности факта владения истцом спорным участком. Доказательств того, что ответчиком каким-либо образом препятствует в реализации данного права, как и доказательств того, что запись о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права Российской Федерации на какой-либо иной участок, в том числе право собственности, на который зарегистрировано за Российской Федерацией, в материалы дела не представлено.

Исходя из положений части 10 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав в случае выявления пересечения границ лесного участка с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки. Подобное решение принимается органом регистрации прав в случае выявления пересечения при осуществлении государственной регистрации прав на земельный участок, обнаружения реестровой ошибки по заявлению правообладателя земельного участка либо по результатам деятельности региональных межведомственных рабочих групп в субъектах Российской Федерации, занимающихся вопросами устранения противоречий между Государственным лесным реестром и ЕГРН, а также по собственной инициативе органа регистрации прав.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в части его правообладателя, категории и адреса (местоположения) у суда не имеется.

В связи с изложенным суд считает исковые требования истца необоснованными, в связи с чем приходит к выводу о необходимости отказать Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Рублёвой Э. В., в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к Рублёвой ФИО3 об истребовании из чужого незаконного владения Рублёвой ФИО3 земельного участка с кадастровым номером , площадью 2126 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 2126 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; об установлении, что настоящее решение будет являться основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером : - в части правообладателя земельного участка с кадастровым номером – собственником будет являться Российская Федерация; - в части вида категории земельного участка с кадастровым номером - земли лесного фонда; - в части адреса (местоположения) земельного участка с кадастровым номером – Волгоградская <адрес>, <адрес> лесничество <адрес> участковое лесничество квартал 57 части выделов 9,17 - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Судья                                                                                      Т. В. Селиванова

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2023 года

    Судья                  Т. В. Селиванова

2-903/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчики
Рублева Элла Викторовна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области
Филиал ППК "Роскадастр" по Волгоградской области
ФГБУ "Рослесинфорг"
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Администрация городского поселения г.Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области
Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Судья
Селиванова Татьяна Вячеславовна-398
Дело на сайте суда
ahtub.vol.sudrf.ru
23.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2023Передача материалов судье
29.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее