Решение по делу № 33а-161/2021 от 02.12.2020

УИД: 34RS0008-01-2020-005898-13 № 2а-3630/2020

Судья Рудых Г.М. Дело №33а-161/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрианова Юрия Витальевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе административного истца Андрианова Юрия Витальевича

на решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 сентября 2020 года, которым в удовлетворении требований Андрианова Юрия Витальевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области о признании условий этапирования и отбывания наказания нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство, о взыскании компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Андрианов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании условий этапирования и отбывания наказания нарушающими принципы справедливости, гуманизма и человеческое достоинство, о взыскании компенсации морального вреда.

В обосновании требований указал, что условия содержания в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (далее - ФКУ СИЗО № 1) и в Федеральном казенном учреждение «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области) на время его пребывания, не отвечали установленным законом требованиям, что причиняло физические и нравственные страдания административному истцу.

Поскольку ранее условия содержания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и ФКУ СИЗО № 1 решениями Европейского Суда по правам человека неоднократно признавались не соответствующими положениям ст. 3 Конвенции. С учетом того, что он отбывал наказание в то же время и в тех же условиях, следовательно, у него имеются основания для обращения за судебной защитой.

Просил суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда за нарушение условий этапирования и содержания в ФКУ СИЗО № 1, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в период с 05.05.2008 года по 27.05.2020 года в размере 1500000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Андрианов Ю.В. ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения представителя ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и представителя УФСИН России по Волгоградской области О.А. Пичугина.

Выслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области Пичугину О.В., изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы административного истца приведенные в обоснование административного искового заявления, объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, следовательно у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия находит вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска по существу верным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела следует, что Андрианов Ю.В. приговором Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ года осужден к 1 году лишения свободы, на основании ст. <.......> УК РФ (ДД.ММ.ГГГГ) - 12 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Постановлением Президиума Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года произведена переквалификация и назначено - 11 месяцев, на основании ст. ДД.ММ.ГГГГ УК РФ (ДД.ММ.ГГГГ) – назначено 9 лет 2 месяца лишения свободы, срок исчисления с ДД.ММ.ГГГГ года. Кассационным определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года срок снижен до 8 лет 11 месяцев лишения свободы строгого режима.

Андрианов Ю.В. в период с 06.05.2008 года по 30.01.2011 года содержался в ФКУ СИЗО № 1 в камерах №№ 181,184,190,199,200.

Так, в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> -ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; в камере № <...> - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Обвиняемый Андрианов Ю.В. в камере № <...> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области не содержался.

Административный истец оспаривает действия ФКУ СИЗО № 1 в период его содержания, а именно с 06.05.2008 года по 30.01.2011 года, в то время как с настоящим заявлением он обратился в суд 29.07.2020 года, т.е. с пропуском установленного законом срока.

На обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока административный истец не ссылался, и судебной коллегией таких обстоятельств не установлено. Нахождение в местах лишения свободы не ограничивает право лица обратится за защитой нарушенного права в судебном порядке.

Право оспаривания решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных органов было закреплено в главе 25 ГПК РФ, действовавшем в период возникновения спорных отношений. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В последующем такое право предусмотрено в главе 22 КАС РФ, введенного в действие с сентября 2015 года, где также предусмотрен срок для обращения в суд.

Исходя из того, что бездействие является длящимся нарушением, а в рассматриваемом случае административный истец выбыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области в 2011 году, то нарушение его прав прекратилось с указанного времени, в то время как требования об оспаривании бездействия связанного с нарушением условий содержания в указанном учреждении им заявлены спустя 8 лет, т.е. со значительным пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

Таким образом, вывод суда о соблюдении сроков заявителем в части предъявления требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области является ошибочным.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 15 вышеназванного закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Из материалов административного дела следует, что Андрианов Ю.В. в период с 30.01.2011 года по 27.05.2020 года содержался в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области.

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 21.07.1993 года № 51473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», нормативными правовыми актами Правительства РФ, межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения отрядов отвечают правилам санитарии и гигиены, имеют отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, согласно требований свода правил 52.13330. СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330. Температура в указанных отрядах (как и во всех отрядах) в холодное время поддерживаться не ниже 18 - 20°с. Решетки на окнах отсутствуют, окна не закрашены.

Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.

В соответствии с приказом ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» общежитии отрядов оборудованы раздельными санузлами, где имеются унитазы и раковины. В туалетах имеются форточки, которые обеспечивают вентиляцию помещения, в комнатах имеется вентиляция. Полы в санитарной комнате застелены напольной плиткой. В спальном помещении и помещении для просмотра телепередач полы застелены линолеумом. Во всех отрядах общежитий, и во всех объектах, где необходимо наличие вентиляции имеется принудительная вентиляция, в связи с чем, плесень на стенах не допускается.

В учреждениях имеется банно-прачечный комбинат с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината, утвержденного приказом ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. График посещения банно-прачичного комплекса распределен поотрядно, не менее 2 раз в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Постельное белье осужденных сдается в банно-прачичный комплекс ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и стирается 1 раз в неделю в день осуществления посещения осужденных бани. Грязное постельное белье также сдается в банно-прачесный комплекс в присутствии начальника отряда с отметкой в журнале о количестве сданного белья, где им же получается чистое выстиранное, высушенное и отглаженное постельное белье. Сушка постельного белья происходит в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, в летнее время на летней площадке банно-прачечного комплекса учреждения. Баня отапливается централизованно котельной-газом (ранее помывка осужденных осуществлялась не реже 1 раза в неделю приказ МЮ РФ от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»).

Душ в общежитиях для осужденных и больницах не предусмотрен в силу с приказа ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

В отрядах и других объектах учреждений все помещения, оборудование и мебель содержатся в чистоте и исправном состоянии. Влажная уборка указанных помещений проводится маркированным инвентарем ежедневно. Полы и сантехприборы в туалетах, умывальных, душевых и санпропускниках ежедневно промываются водой с добавлением моющих средств и дезинфицирующих растворов, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкцией по их применению.

Санитарный день с проведением генеральной уборки всех помещений (обметание стен, потолков, мытье полов, окон и дверей, оборудования, мебели, встряхивание и проветривание постельных принадлежностей, очистка от пыли отопительных приборов, светильников) проводится два раза в месяц. Оконные стекла очищаются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал.

Для уборки помещений выделяется специальный инвентарь (тряпки, щетки, веники), который маркируется и хранится в определенном месте. После использования их тщательно промывают в горячей воде с погружением на 30 минут в 0,1 % растворе дезинфицирующего средства «Тримакс Актив», затем просушивают.

Еженедельно проводятся комиссионные обходы жилой зоны и прилегающей территории с целью проверки санитарного состояния. О выявленных недостатках докладывается немедленно начальнику учреждения. В учреждениях ежегодно проводится дезинсекция и дератизация.

В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», приказом ФСИН России от 30.03.2005 года № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждения и органов ФСИН» курение табачных изделий в помещениях зданий и сооружений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области категорически запрещено.

В целях соблюдения противопожарного режима на территории учреждения, в том числе и в отрядах определены специально выделенные места на открытом воздухе для курения табака, оборудованные информационными табличками и металлическими урнами. В помещениях отрядов размещены информационные стенды о пожарной безопасности, информационные знаки, запрещающие курение вне специально отведенных местах, проводится разъяснительная работа. В случае выявления нарушения требований и правил пожарной безопасности, в том числе курения в неположенных местах, администрация учреждения привлекает осужденных к дисциплинарной ответственности.

Требованиями приказа Минюста России от 03.12.2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» установлены нормы выдачи, как вещевого имущества, так и постельного белья и мягкого инвентаря, который имеет свой срок носки. Ранее срока носки выдавать постельное белье, вещевое имущество закон не предусматривает.

В соответствии с приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области соблюдается система планово-предупредительного ремонта зданий и помещений учреждения, которая предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по контролю и надзору, содержанию зданий и сооружений и их оборудования в исправности, а также всем видам ремонта, проводимого периодически по заранее составленному плану с целью предупреждения преждевременного износа и предотвращения аварий. В учреждении создана специальная комиссия, которая выявляет данные недостатки.

В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (ранее проверки наличия осужденных осуществлялись по приказу МЮ РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня) проверки наличия осужденных в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области осуществляются, ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. Администрация ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области вправе проверять наличие осужденных по спальным, рабочим и другим возможным местам нахождения осужденных, выявлять причины их отсутствия в определенное время, в определенном месте, следить за выполнением распорядка дня. исполнением осужденными своих обязанностей. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по спальным или рабочим местам. При неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег, сильные порывы ветра, температура ниже минус 25 градусов по Цельсию) проверки наличия осужденных проводятся в помещении.

Обеспечение филиала «Медицинская часть» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России медикаментами и расходными материалами осуществлялось централизованно с аптечного склада согласно поданным заявкам. Перебоев в поставке средств медицинского назначения не отмечалось. Медицинская помощь истцу оказывалась своевременно, по показаниям.

Вещевое имущество летние и зимнее (в том числе обувь), которое выдавалось истцу соответствует требованиям приложения № 4 к приказу Минюста № 216 (так же в соответствии с ранее изданными законными актами). Одежда и обувь соответствует описанию и техническим условиям, установленным ФСИН России. Костюм (куртка и брюки из полиэфирнохлопковой гладкоокрашенной ткани черного цвета с водоотталкивающей отделкой. Полуботинки летние - верх выполнен из натуральных кож повышенных толщин черного цвета.

Все вышеназванные требования законов административным ответчиком соблюдены, а доводы административного истца о систематическом нарушении сотрудниками исправительного учреждения прав и свобод осужденных не нашли своего подтверждения.

Также, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области с 30.11.2011 года по 27.05.2020 года каких-либо претензий и жалоб на плохие условия содержания от Андрианова Ю.В. не поступило.

Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

При этом суд исходил из того, что относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников ФСИН России, нарушений установленных условий содержания осужденных в период отбывания Андрианова Ю.В. наказания в целях установления права административного истца на компенсацию суду в ходе судебного разбирательства не представлено.

Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что суд при вынесении решения опирался исключительно на доводы стороны ответчика, а представленные ответчиком доказательства не могут быть признаны достоверными, основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и ее результаты в соответствии с требованиями статей 178, 180 КАС РФ изложены в мотивировочной части судебного решения.

Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Волгограда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Андрианова Юрия Витальевича - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи:

33а-161/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андрианов Юрий Витальевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области
УФСИН России по Волгоградской области
ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
03.12.2020Передача дела судье
13.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Передано в экспедицию
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее