УИД №72RS0015-01-2019-000800-02 №2-560/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
<адрес> 12 декабря 2019года.
Нижнетавдинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Филимоновой Т.Н.,
при секретаре – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании строительства трансформаторной подстанции, части линии 156 м., 6 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером № части линии электропередачи протяженностью 232 м, 7 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером № части линии электропередачи протяженностью 20 м на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 81 м, 3 опоры на земельном участке с кадастровым номером №, расположенных в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой и обязании собственников осуществить снос за свой счет самовольных построек,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании строительства трансформаторной подстанции, части линии 156 м., 6 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 232 м, 7 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 20 м на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 81 м, 3 опоры на земельном участке с кадастровым номером №; расположенных в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой и обязании собственников осуществить снос за свой счет самовольных построек.
Свои требования мотивирует тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2017 году в связи с обращением директора ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ФИО7 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве линейных объектов в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» образован Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства ФИО5». Заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
В силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам
общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования, в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
В соответствии с ч. l ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» в <адрес> (дата внесения сведения ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер границ 72:12-9.1).
ДД.ММ.ГГГГ годы выполнено переоформление сведений о границе особо охраняемой природной территории с автоматическим присвоением объекты номера реестровой записи 72:12-9.3.
В ходе проверки установлено, что в 2016 году на территории государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» (земельный участок с кадастровым номером №), подрядной организацией ООО «Элетросетьстрой» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Тюменьэнерго» построены трансформаторная подстанция и две железобетонные опоры (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ), а также подрядной организацией ООО «Энергострой-Югра» на основании договора №от ДД.ММ.ГГГГ построено 14 железобетонных опор (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ДД.ММ.ГГГГ).
Строительство вышеуказанных объектов было произведено по заявлению собственника земельного участка с кадастровым номером № -ФИО1
При этом, строительство вышеуказанных объектов осуществлено в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» с нарушением режима заказника (нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп.13 п.3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Тюменский", утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Просит суд признать строительство трансформаторной подстанции, части линии электропередач 156 м, 6 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 232 м, 7 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 20 м на земельном участке с кадастровым номером №; части линии электропередачи протяженностью 81 м, 3 опоры на земельном участке с кадастровым номером № расположенных в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», самовольной постройкой.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (трансформаторной подстанции, 6 железобетонных опор, части линии электропередач протяженностью 156 м), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Обязать ФИО12 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (7 железобетонных опор, части линии электропередач протяженностью 232 м), расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Обязать ФИО12 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (части линии электропередач протяженностью 20 м), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Обязать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, 6а мкр., <адрес>, не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек (3-х железобетонных опор, части линии электропередач протяженностью 81м), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуроры ФИО8, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, указанным в исковом заявлении с учетом уточненных исковых требований. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица АО «Тюменьэнерго» - ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании решение вопроса по существу оставил на усмотрение суда согласно доводам, указанным в письменном отзыве на иск. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тюменьэнерго» и ФИО1 был заключен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № T9/16/3021 ДТП от ДД.ММ.ГГГГ энергопринимающих устройств ФИО1, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома, расположенного в <адрес>, СПК «Бухтальский» на земельном участке с кадастровым номером №. (на сегодняшний день преобразован путем разделения на 42 земельных участка).
Все необходимые документы для заключения Договора об осуществлении технологического присоединения Заявитель - ФИО1 предоставил, в связи с чем, АО «Тюменьэнерго» не имело предусмотренных законодательством оснований, для отказа в принятии заявки об осуществлении технологического присоединения, в заключении договора об осуществлении технологического присоединения с Заявителем ФИО1
Согласно представленной ФИО1 кадастровой выписке о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок (площадью 542 104 кв. м.) с кадастровым номером 72:12:0403001:440, принадлежал на праве общей долевой собственности (размер доли 2/10) ФИО1, разрешённое использование вышеуказанного земельного участка - для сельскохозяйственного использования, особые отметки в кадастровой выписке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали, в сведениях о частях земельного участка и обременениях отражены только ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ: 72.ДД.ММ.ГГГГ, карта (план) - «Охранная зона электросетевого сетевого комплекса от ПС - 35/10 «Бухтал» ВЛ - 10 кВ, ф. Салаирка с ВЛ - 0,4 кВ от ДД.ММ.ГГГГ.», что не является ограничением либо запретом на строительство электросетевых комплексов и оснований для отказа в строительстве на тот момент не было
В 2016 году, в целях выполнения обязательств перед ФИО1 по технологическому присоединению (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № Т9/16/3021 ДТП от ДД.ММ.ГГГГ.) энергопринимающих устройств ФИО1 (необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома, расположенного в <адрес>, СПК «Баухтальский»), по согласованию с собственником земельного участка - ФИО1 (одновременно выступающего Заявителем по договору об осуществлении технологического присоединения), подрядчиками АО «Тюменьэнерго», - ООО «Электросетьстрой» (договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ.), ООО «Энергострой - Югра» (договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ.), было выполнено строительство трансформаторной подстанции и железобетонных опор ВЛ.
Также отметил, что при передаче земельного участка под строительство Объектов, собственник земельного участка - ФИО1, не предоставлял АО «Тюменьэнерго» каких-либо сведений об ограничениях и правах третьих лиц на земельный участок с кадастровым №, о чем, в силу ст.613 ГК РФ, при наличии таковых, он обязан был предупредить АО «Тюменьэнерго».
На основании изложенного, решение вопроса по существу по настоящему делу, оставил на усмотрение суда.
Ответчики: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дне и часе слушания дела извещены надлежащим образом. О рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Почтовые конверты, направленные ответчикам по адресу регистрации по месту жительства, возвращены в суд по истечении срока хранения, поскольку не были востребованы адресатами. Приведенные обстоятельства применительно к абзацу 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют суду вынести суждение о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд пришел к выводу рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства согласно доказательствам, представленным истцом. О рассмотрении дела в заочном производстве вынесено определение суда в протокольной форме.
Третье лицо – представитель ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ФИО10, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБУ «Национальный парк» Припышминские Боры» поступило обращение ООО «М-сетьстрой» по согласованию производства работ по строительству линии электропередач 0,4 кВ на территории ГПЗ ФЗ «Тюменский» в границах земельного участка с кадастровым номером №, в согласовании им было отказано, так как эта данная территория относится к особо охраняемым природным территориям.
Доказательством территориального размещения трансформаторной подстанции на территории земельного участка с кадастровым номером № свидетельствует скриншот публичной кадастровой карты в сравнении с обзорной схемой расположения ГПЗ ФЗ « Тюменский», выполненной федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ФГУП « Геоземкадастрсъемка - ВИСХАГИ», из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах ГПЗ ФЗ «Тюменский». АО «Тюменьэнерго» не отрицает факт принадлежности ТП на земельном участке с кадастровым номером №. Ответчик не мог не владеть информацией по данному факту, который был очевиден, а именно: на расстоянии 2,5 км от поселения Бухтал, вдоль обочины дороги Бухтал - Ахманы, к северу от обочины, на расстоянии менее 15 м, установлен информационный аншлаг «Министерство природных ресурсов и экологии РФ государственный природный заказник федерального значения «Тюменский», проезд механизированных транспортных средств запрещен! Ведется срытое видеонаблюдение!», вышеупомянутая трансформаторная подстанция, находится на расстоянии менее 20 м от этого аншлага, о чем свидетельствует фото, сделанное во время патрулирования. АО «Тюменьэнерго» заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ №, с ООО «Электросетьстрой» согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). К заявке гражданин приложил копию правоустанавливающих документов на земельный участок - Свидетельство о государственной собственности права от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. Строительство жилого дома на таком участке не допускается, а участок может быть использован только по целевому назначению - для ведения сельского хозяйства.
Границы ГПЗ ФЗ «Тюменский» определены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский». Данная информация является общедоступной, ответчики не могли не владеть данной информацией.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Согласно п.3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение о государственном природном заказнике) на территории заказника запрещаются: строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника.
В соответствии с п. 3.5 Положения о государственном природном заказнике на территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника, допускаются только по согласованию с Минприроды России.
Пунктом 3.6 Положения о государственном природном заказнике определено, что проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В силу ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим
лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования, в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
l) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
В соответствии с ч. l ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе особо охраняемой природной территории – Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» в <адрес> (дата внесения сведения ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер границ 72:12-9.1).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ выполнено переоформление сведений о границе особо охраняемой природной территории с автоматическим присвоением объекты номера реестровой записи 72:12-9.3. и с ДД.ММ.ГГГГ в сведениях ЕГРН о земельных участках, входящих в границу особо охраняемой природной территории «Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» в <адрес>», содержится информация о расположении земельных участков в границах особо охраняемой природной территории с номером реестровой записи 72:12-9.3.
Согласно ч. l и ч.2 ст. 58 Федерального закона oт ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Частью 2 ст. 59 Федерального закона от 10.0I.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Решением Нижнетавдинского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Тюменьэнерго», ООО «Электросельстрой», ООО «Энергострой-Югра» о признании строительства трансформаторной подстанции, 16 железобетонных опор на земельном участке, расположенном в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» самовольной постройкой и об осуществлении их сноса удовлетворены в полном объеме.
Строительство трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», признано самовольной постройкой.
Принято решение об обязании АО «Тюменьэнерго» и ООО «Электросетьстрой» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек – трансформаторной подстанции и 2 железобетонных опор, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский»; обязании АО «Тюменьэнерго» и ООО «Энергострой-Югра» не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос за свой счет самовольных построек - 14 железобетонных опор, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах Государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Апелляционным определением Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше решение Нижнетавдинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение. В иске Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуре в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - отказано, поскольку выбранный истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Судом установлено, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2017 году в связи с обращением директора ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ФИО7 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при строительстве линейных объектов в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
Государственный природный заказник федерального значения «Тюменский» образован Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства ФИО5». Заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что в 2016 году на территории государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» (земельный участок с кадастровым номером №), подрядной организацией ООО «Элетросетьстрой» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Тюменьэнерго» построены трансформаторная подстанция и две железобетонные опоры (выявлено ФГБУ «Национальный – парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ), а также подрядной организацией ООО «Энергострой-Югра» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ построено 14 железобетонных опор (выявлено ФГБУ «Национальный парк «Припышминские Боры» ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено в судебном заседании, строительство вышеуказанных объектов было произведено по заявлению собственника земельного участка с кадастровым номером № - ФИО1 в границах государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» с нарушением режима заказника (нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п.13. п.3.1. Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденном Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Границы государственного природного заказника «Тюменский» определены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский» (п 1.6 и п.1.7 ч.1 Общие положения). В вышеуказанном документе говорится, в частности в п.1.5. о том, что заказник находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее Минприроды); в п.1.8, что границы и особенности режима особой охраны заказника учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведения лесоустройства и инвентаризации земель».
Вопреки требованиям п. 7.1 ст.11, ч.5 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», заключение договоров на выполнение указанных выше работ, а также строительство произведены без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, что следует из имеющегося в материалах дела ответа прокурора Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2017 на заявление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.3.5 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Тюменский», утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № строительство указанных объектов осуществлено без согласования с Министерством природы России.
Согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Тюменьэнерго» и ООО «Энергострой-Югра», по заявлению ФИО1, в нарушение действующего законодательства осуществлено строительство трансформаторной подстанции и 16 железобетонных опор на землях государственного природного заказника федерального значения «Тюменский».
В соответствии с имеющейся информацией Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-СВ земельный участок с кадастровым номером 72:12:0403001:440 был преобразован путем разделения на 42 земельных участка, которые входят в границы особо охраняемой природной территории - государственного заказника федерального значения «Тюменский».
Судом установлено, что в ходе выезда Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Росреестра по <адрес> проведены мероприятия по установления фактического местоположения трансформаторной подстанции и опор линий электропередач спутниковой геодезической аппаратурой.
В результате проведенных мероприятий, установлено, что трансформаторная подстанция и часть линии электропередач протяженностью 156 м. (6 опор), расположена на земельном участке с кадастровым номером №, собственником данного земельного участка является ФИО1 (запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ); часть линии электропередачи протяженностью 232 м (7 опор), расположена на земельном участке с кадастровым номером №, часть линии электропередачи протяженностью 20 м (опоры отсутствуют), расположена на земельном участке с кадастровым номером №, часть линии электропередачи протяженностью 81 м (3 опоры), расположена на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно сведениям из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером №, является ФИО1.
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, является ФИО2, что следует из (записи в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, находится в собственности ФИО4.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № является ФИО3 согласно записи в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № образованы из земельного участка с кадастровым номером №, который снят с учета ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус архивный.
Таким образом, перечисленные выше земельные участки входят в границы государственного природного заказника федерального значения «Тюменский», в связи с чем, трансформаторная подстанция, 16 железобетонных опор (линия электропередач протяженностью 489 м, расположенная на 16 железобетонных опорах) возведены на вышеуказанных участках с нарушением требований законодательства и режима заказника являются самовольными постройками и должны быть снесены.
В силу положений п.2 ч.1 ст.30 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в 24 пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В связи с тем, что строительство вышеуказанных объектов произведено на землях государственного природного заказника федерального значения «Тюменский» в нарушение действующего законодательства, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 22 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.30 Земельного кодекса РФ, статьями 58,59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и руководствуясь ст.194-198,233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 156 ░, 6 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №; ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 232 ░, 7 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 20 ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №; ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 81 ░, 3 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1, 23.08.1937 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 6 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 156 ░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░12 ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (7 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 232 ░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░12 ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 20 ░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░. 6░., <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (3-░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 81░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░»
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░.