Судья Малкова Я.В. УИД 16RS0046-01-2024-003390-23
Дело № 2-2385/2024
Дело № 33-13873/2024
Учет № 104 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 сентября 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маликовой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» – Каюмова Г.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 22 марта 2024 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» (ИНН 1655018018, ОГРН 1021602841391) устранить выявленные нарушения, а именно: привести в соответствие пандус па входной группе общежития № 9 по улице Пушкина дом 32 города Казани, либо предусмотреть платформу подъемную с вертикальным перемещением или лифт в соответствие с CП 59.13330.2020.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» – Юсупова Д.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца прокурора города Казани – Субаевой Д.Ф., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор города Казани в интересах Шудегова И.В. обратился с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» (КФУ) (далее – ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет») об устранении нарушений.
В обоснование искового требования истцом указано, что прокуратурой города Казани по обращению Шудегова И.В. проведена проверка по вопросу соблюдения доступности образования в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». Установлено, что Шудегов И.В. является инвалидом 1 группы и студентом ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» заочной формы обучения. В период зимней сессии 2022 - 2023 учебного года учебный процесс для него реализовывался в учебном корпусе № 2 но адресу: город Казань, улица Кремлевская, дом 35, на период прохождения аттестации предоставлена комната в общежитии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» по адресу: город Казань, улица Пушкина дом 32 (общежитие № 9). В ходе проведенной проверки совместно со специалистом доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН Общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» выявлены нарушения требований СП 59.13330.2020 «СПиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр. По результатам проверки 30 марта 2023 года прокуратурой города было внесено представление в адрес ректора ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», которое 28 апреля 2023 года рассмотрено и удовлетворено. Во исполнение представления ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» приняты меры по их устранению, издан приказ ректора от 28 апреля 2023 года «О мерах по соблюдению КФУ требований федерального законодательства в сфере доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в рамках которого утвержден план мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений КФУ для маломобильных групп населения. Однако в настоящее время выявленные нарушения полностью не устранены, что привело к нарушению прав студента инвалида Шудегова И.В. и его повторному обращению в органы прокуратуры, а именно: пандус который установлен на входной группе общежития № 9 по улице Пушкина дом 32 города Казани не соответствует пунктам 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020. Шудегов И.В. является инвалидом и в силу состояния здоровья не в силах самостоятельно защитить свои права в судебном порядке. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокуратура города Казани просила обязать ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» устранить выявленные нарушения, а именно: привести в соответствие пандус па входной группе общежития № 9 по улице Пушкина дом 32 города Казани, либо предусмотреть платформу подъемную с вертикальным перемещением или лифт в соответствие с CП 59.13330.2020. В порядке статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель прокурора в судебном заседании требования подержал.
Представитель ответчика не возражал против удовлетворения требований, просил при принятии решения учесть необходимый ответчику для проведения работ по приведению пандуса на входной группе общежития № 9 по улице Пушкина дом 32 города Казани срок.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» – Каюмов Г.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение со сроком исполнения решения суда – сентябрь 2024 года. В обоснование указывает, что в целях исполнения предписания прокурора и приказа ректора от 28 апреля 2023 года № 01-03/642 в настоящее время проводится конкурс на установление исполнителя работ по установке пандуса в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Принимая во внимание организационно-правовую форму ответчика, предписание прокурора к моменту вступления решения суда в законную силу не исполнимо. Поэтому ответчик в судебном заседании неоднократно просил установить срок для устранения нарушений, в соответствии с планом мероприятий – сентябрь 2024 года. Установка пандуса в более короткий срок невозможна в силу особенностей проведения конкурсных процедур для определения исполнителя работ.
В своем возражении на апелляционную жалобу прокурор города Казани – Дроздов О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения. Полагает, что в случае объективной невозможности выполнения, возложенной судебным органом обязанности, ответчик не лишен права заявить ходатайство об отсрочке исполнения решения суда.
Представитель ответчика ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» – Юсупов Д.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил отсрочить исполнение решения суда до 20 ноября 2024 года.
Представитель истца прокурора города Казани – Субаева Д.Ф., действующая на основании доверенности, возражала против доводов жалобы.
Иные лица участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Казани по обращению Шудегова И.В. проведена проверка по вопросу соблюдения доступности образования в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет».
Шудегов И.В. является инвалидом 1 группы и студентом ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» заочной формы обучения.
В ходе проведенной прокурором проверки здания общежития ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» по адресу: город Казань улица Пушкина дом 32 (общежитие № 9) совместно со специалистом доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН Общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» выявлены нарушения требований СП 59.13330.2020 «СПиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильпых групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.
По результатам проверки 30 марта 2023 года прокуратурой города было внесено представление в адрес ректора ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», которое 28 апреля 2023 года рассмотрено и удовлетворено.
Как следует из пояснения ответчика, по результатам рассмотрения представления ответчиком были приняты следующие меры: в здании по адресу город Казань, улица Кремлевская, дом 35 проведены ремонтные работы, в рамках которых установлены поручни на пандусе входной группы.
Также издан приказ КФУ от 28 апреля 2023 года № 01-03/642 «О мерах по соблюдению КФУ требований федерального законодательства в сфере доступности зданий сооружений для маломобильных групп населения», которым утвержден план мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения в зданиях КФУ, в соответствии с которым предусмотрено обеспечить установку пандуса «Робби» на входной группе здания общежития в соответствии с СП 59.13330.2016, по адресу: город Казань, улица Пушкина, дом 32 в срок до сентября 2024 года.
В настоящие время, в целях исполнения указанного предписания и приказа ректора от 28 апреля 2023 года № 01-03/642 проводится конкурс на установление исполнителя работ по установке пандуса. Указывается, что планируется завершить работы по установке пандуса в срок до 1 сентября 2024 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку установлен факт нарушения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в то же время оснований для обращения принятого решения к немедленному исполнению суд первой инстанции не нашел.
Не оспаривая по существу законность принятого решения, представитель ответчика в апелляционной жалобе просит установить срок для его исполнения.
Судебная коллегия с доводами жалобы согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом положения указанной нормы предусматривают право, а не обязанность суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Таким образом, при наличии затрудняющих исполнение судебного акта обстоятельств ответчик не лишен права обратиться с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленный срок.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░