Дело № 2-258/2024
УИД: 43RS0035-01-2024-000404-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2024 года город Советск
Кировской области
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Ефимовых И.Н.,
при секретаре судебного заседания Головиной Я.Н.,
с участием:
прокурора Измайлова И.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по доверенности Шишкиной Т.В.,
представителя третьего лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора по Кировской области по доверенности Хлыбова А.Н.,
представителя третьего лица администрации Греховского сельского поселения Советского района Кировской области Новоселова О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-258/2024 по иску прокурора Советского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о признании права собственности на комплекс ГТС Гавринского пруда,
установил:
Прокурор Советского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о включении объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества и возложении обязанности по его содержанию, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведен мониторинг наличия бесхозяйных объектов на территории Советского района, в ходе которого выявлен бесхозяйный объект, не имеющий собственника. Установлено, что на реке Кукарка у д.Гаврино Советского района находится комплекс ГТС Гавринского пруда, являющийся опасным объектом, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным. Документы, устанавливающие право собственности каких – либо лиц на указанный объект, отсутствуют. Комплекс ГТС Гавринского пруда не является муниципальной собственностью муниципальных образований Советский муниципальный район и Греховское сельское поселение, в реестрах муниципальной собственности данных муниципальных образований не числится. Установлено, что филиалом публично – правовой компании «Росреестр» по Кировской области по заявлению администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области комплекс ГТС Гавринского пруда, кадастровый номер 43:31:000000:616, 14.02.2022 поставлен на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества (номер государственной регистрации 43:31:000000:616-43/052/2022-1У). В нарушение требований п.3 ст.225 ГК РФ, ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», со стороны ответчика мероприятия по признанию права собственности на указанное ГТС не проводятся, эксплуатация комплекса ГТС в соответствии с предъявляемыми требованиями не организована, эксплуатирующая организация отсутствует, в связи с чем становится возможным возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, затопление близлежащей местности, причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью граждан, а также создается угроза совершения террористических актов. Прокурор Советского района Кировской области, с учетом уточнений, просит признать право собственности администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области на комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенного на р.Кукарка; возложить на администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области обязанность по включению комплекса ГТС Гавринского пруда, расположенного на р.Кукарка, в реестр муниципального имущества и обязанность по его содержанию.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Кировской области, МТУ Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Прокурор Измайлов И.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в данном случае исковые требования предъявлены к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, поскольку спорное ГТС является частью автомобильной дороги «Советск-Лебяжье-Грехово», которая находится в собственности ответчика. Так как спорное ГТС является частью автомобильной дороги, то обязанность по принятию его в муниципальную собственность должна быть возложена на собственника автомобильной дороги. Кроме того, указал на необходимость учёта финансовой возможности у муниципального образования содержать данное ГТС. Так, возложение обязанности по принятию в собственность ГТС и его содержанию на муниципальное образование Греховское сельское поселение Советского района Кировской области повлечет за собой невозможность исполнения решения суда. Из представленных решений о бюджете следует, что Греховское сельское поселение с учетом имеющихся финансовых средств не сможет содержать ГТС, тогда как у Советского района такая возможность имеется.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области Шишкина Т.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что с учетом одного из основных принципов водного законодательства, определяющего регулирование водных отношений, исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, можно сделать вывод о взаимосвязи водного объекта и гидротехнического сооружения. В этой связи, собственник водного объекта является собственником ГТС данного объекта. Поскольку гидротехническое сооружение Гавринского пруда, расположено на водном объекте, находящимся в федеральной собственности, то и гидротехническое сооружение также должно находиться в федеральной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения могут находиться, в том числе, в муниципальной собственности, в том случае, если они предназначены для реализации полномочий органов местного самоуправления (как в рамках решения каких – либо вопросов местного значения, так и отдельных переданных государственных полномочий). Комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенный на р.Кукарка, не используется для реализации полномочий муниципального образования Советский муниципальный район, поэтому не может находиться в муниципальной собственности. Статья 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений, за исключением тех, которые находятся в муниципальной собственности. Кроме того, из постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1660 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» следует, что именно органы государственной власти субъектов РФ должны заниматься содержанием ГТС.
Кроме того, ссылается на то, что определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2022 решение Советского районного суда Кировской области от 03.06.2021, которым на администрацию Советского района была возложена обязанность обратиться в межмуниципальный отдел по Верхошижемскому, Пижанскому и Советскому районам Управления Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет комплекса ГТС Гавринского пруда, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 25.08.2021 были отменены, гражданское дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом суд кассационной инстанции указал, что факт прохождения автомобильной дороги по верхней части плотины (гребню) не является свидетельством того, что верхняя часть плотины должна автоматически включаться в состав дороги, поскольку автомобильная дорога и плотина представляют собой самостоятельные объекты, их строительство велось в разное время, и они имеют разное целевое назначение; плотина является частью гидротехнического сооружения и не может одновременно относиться также к объекту транспортной инфраструктуры. Исходя из вышеизложенного, считает, что наличие в собственности администрации Советского района автомобильной дороги Советск – Лебяжье – Грехово не является основанием для принятия комплекса ГТС Гавринского пруда в муниципальную собственность. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - Западно – Уральского управления Ростехнадзора Хлыбов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что комплекс ГТС Гавринского пруда является частью автомобильной дороги, используется как основание для автомобильной дороги, следовательно, должен находиться в муниципальной собственности района. Разрушение комплекса ГТС неизбежно повлечет за собой и разрушение автомобильной дороги, которое является её неотъемлемой частью.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Греховское сельское поселение Советского района Кировской области Новоселов О.Ю. в судебном заседании уточненные требования прокурора поддержал, пояснил, что плотина, являясь частью автомобильной дороги, также как и автомобильная дорога должна находиться в собственности района.
Представитель третьего лица – Министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что в настоящее время в ЕГРН в отношении комплекса ГТС Гавринского пруда, расположенного на реке Кукарка у дер.Гаврино Советского района Кировской области, кадастровый номер 43:31:000000:616, по адресу: Российская Федерация, Кировская обл., Советский муниципальный район, Греховское сельское поселение, сооружение № 1, имеется запись от 14.02.2022 № 43:31:000000:616-43/052/2022-1У о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании заявления администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей от 01.02.2022.
Представитель третьего лица - МТУ Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица – Камского БВУ Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что ГТС не является частью водного объекта, а является самостоятельным объектом капитального строительства и его нахождение в собственности муниципальных образований не противоречит пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно подпункту 8 пункта 1 ст.14 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно части 5 этой же статьи органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Минфина России от 10.10.2023 № 163н «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 № 76239).
Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ и рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов.
Судом установлено, что на реке Кукарка у дер. Гаврино Советского района Кировской области имеется гидротехническое сооружение Гавринского пруда, состоящее из земляной плотины – переезда, имеющего асфальтовое покрытие, являющееся частью автомобильной дороги Советск-Лебяжье-Грехово; водосброса; водоспуска; назначение ГТС - транспорт (плотина-переезд).
Проходящая через плотину гидротехнического сооружения Гавринского пруда автомобильная дорога Советск-Лебяжье-Грехово, сформирована в виде отдельного земельного участка с кадастровым номером 43:31:000000:359 и согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.12.2015 является собственностью муниципального образования Советский муниципальный район.
В соответствии с сообщением Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), комплекс гидротехнических сооружений, Гавринского пруда на реке Кукарка у дер. Гаврино Советского района Кировской области, построен в 1990 году, поставлен на инвентаризационный учёт, собственника не имеет, эксплуатируется, является потенциально опасным объектом 4 класса, состоит из земляной плотины – переезда, водосброса, водоспуска, назначение ГТС - транспорт (плотина-переезд). Плотина – земляная однородная, из местного суглинка, проезжая, крепление гребня - асфальт. Согласно абз. 8 п.2 Учетной карточки жилых домов, расположенных в нижнем бьефе не имеет. На момент проверки (дата последней инвентаризации – 09.07.2012 года) техническое состояние ГТС - работоспособное, имеются дефекты и повреждения в виде разрушения рассеивающего гасителя на концевой части трубы водосброса, размыва низового откоса в зоне концевой части водосброса, просадки грунта между труб водосброса в зоне низового откоса (л.д. 50-57, том 1).
30.01.2024 Западно – Уральское управление Ростехнадзора обратилось с заявлением к прокурору Советского района Кировской области о принятии мер прокурорского реагирования в отношении бесхозяйного объекта недвижимого имущества – ГТС Гавринского пруда по понуждению администрации Советского района Кировской области обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данное ГТС (л.д.7, том 1).
Прокурором Советского района Кировской области в адрес главы Советского района Кировской области внесено представление об устранении нарушений закона от 29.02.2024 (л.д.13-15), до настоящего времени требования, указанные в представлении ответчиком не исполнены.
Из письма администрации Советского района Кировской области от 03.04.2024 на представление прокурора, следует, что комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенный на реке Кукарска у деревни Гаврино Советского района Кировской области, в настоящее время является бесхозяйным, администрация района не может быть собственником данного объекта, поскольку комплекс ГТС расположен на водотоке, то есть имеет непосредственную связь с рекой Кукаркой – притоком реки Пижмы, являющейся федеральной собственностью, следовательно, и Гавринский пруд, и ГТС находятся в федеральной собственности. Указывают на то, что комплекс ГТС Гавринского пруда не используется для реализации полномочий муниципального образования Советский муниципальный район, поэтому, исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не может находиться в муниципальной собственности (л.д.16-19, том 1).
Согласно выпискам из реестров муниципальной собственности, комплекс ГТС Гавринского пруда не является муниципальной собственностью муниципальных образований Греховское сельское поселение Советского района Кировской области, Советский муниципальный район Кировской области и в реестрах муниципального имущества данных муниципальных образований не числится (л.д.30, 42 том 1).
Из справок МТУ Росимущества в Удмуртской республике и Кировской области от 06.05.2024 № 18-ЕР-04/4067, Министерства имущественных отношений Кировской области от 07.05.2024 № 2743-40/04-02, комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенный на реке Кукарка, в реестрах федерального имущества на территории Кировской области, государственного имущества Кировской области не числится (л.д.31-32, том 1).
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН, из которой следует, что по заявлению администрации муниципального образования Советский муниципальный район сооружение, кадастровый номер 43:31:000000:616, назначение – сооружение гидротехническое, наименование - комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенного на реке Кукарка у деревни Гаврино Советского района Кировской области, 14.02.2022 принято на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества (номер государственной регистрации 43:31:000000:616-43/052/2022-1У).
Следовательно, объект недвижимого имущества – комплекс ГТС Гавринского пруда с кадастровым номером 43:31:000000:616, собственника не имеет, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке, по истечении года со дня его постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Статьей 9 указанного Федерального закона № 117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Соответственно в данном случае установленные статьей 9 Закона № 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности собственника и балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
ГТС являются потенциально опасными объектами, в случае аварии могут пострадать участки автомобильных дорог. При отсутствии собственников, которые осуществляли бы контроль за ГТС, в том числе за его безопасной эксплуатацией, с течением времени ГТС могут быть разрушены, в связи с чем население, проживающее рядом, окажется в опасности, окружающей природной среде может быть нанесен ущерб.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Также в соответствии с пунктом 5 части 1 вышеуказанной статьи к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними, конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения, это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Поскольку ГТС Гавринского пруда спроектировано и построено с целью создания плотины переезда и имеет транспортное значение, данное сооружение может входить в состав автомобильной дороги и являться одним из ее конструктивных элементов.
В соответствии со ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В целях установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения дела, а именно имеется ли гидравлическая связь между Гавринским прудом и другими поверхностными водными объектами, имеет ли комплекс гидротехнических сооружений (плотина, водосброс, водоспуск) и Гавринский пруд единое (общее) либо самостоятельное функциональное назначение, используется ли ГТС Гавринского пруда в качестве объекта транспортной инфраструктуры, образует ли Гавринский пруд и ГТС Гавринского пруда единую водохозяйственную систему и могут ли существовать самостоятельно, судом по делу назначена комплексная гидрологическая и гидротехническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Институт по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры «Кировводпроект» (л.д.194-195, том 1).
Согласно заключению экспертов Гавринский пруд образован в результате строительства гидротехнических сооружений (плотины – переезда), имеется связь между Гавринским прудом и рекой Кукарка. Кроме того установлено, что функциональное назначение комплекса ГТС Гавринского пруда комплексное: создание пруда и объекта транспортной инфраструктуры (плотина – переезд через реку Кукарка). Назначение Гавринского пруда – неорганизованная рекреация. В ходе проведения экспертизы экспертами установлено, что по гребню плотины Гавринского пруда проходит автодорога Советск - Лебяжье - Грехово вне населенного пункта. При проектировании объекта – комплекса ГТС Гавринского пруда проектировщики руководствовались строительными нормами и правилами проектирования гидротехнических сооружений и автомобильных дорог. Конструктивные решения по плотине приняты с учетом размещения на её гребне автомобильной дороги заданной категории. Проектом учтены объемы работ по строительству участка автодороги на протяжении плотины с элементами обустройства автомобильных дорог (дорожные ограждения). Плотина одновременно с функциональным назначением «водоподпорное сооружение для создания пруда» имеет функциональное назначение земляного полотна автомобильной дороги, сооружения, предназначенного для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Крепление откосов плотины одновременно выполняет роль защитных дорожных сооружений. Функциональное назначение ГТС Гавринского пруда комплексное: создание пруда и объекта транспортной инфраструктуры (плотина – переезд через реку Кукарка). При идентификации комплекса ГТС Гавринского пруда в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» по признакам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 4 комплекс ГТС Гавринского пруда принадлежит к объектам транспортной инфраструктуры.
Суд, оценив вышеуказанное экспертное заключение по правилам статей 67, 86 ГК РФ, учитывая положения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принимает его в качестве допустимого и достоверного доказательства, содержащего подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов.
Кроме того, экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, полно и объективно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую компетентность, необходимый стаж экспертной работы, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений не вызывают.
Допрошенный судебном заседании эксперт ФИО11 пояснил, что при проведении экспертизы выезжал на место нахождения комплекса ГТС Гавринского пруда, а также изучал представленные на исследование материалы гражданских дел. По гребню плотины проходит автомобильная дорога. Данная автомобильная дорога строилась одновременно с плотиной, о чем свидетельствуют записи в ведомостях выполненных работ (гражданское дело Советского районного суда Кировской области №2-166/2022, том 2, л.д. 217). Это означает, что дорога и плотина строились по одному проекту. Кроме того, плотина, исходя из её ширины, проектировалась с учетом того, что по её гребню будет проходить автомобильная дорога. Параметрами плотины учтены требования, предъявляемые к автомобильным дорогам. При разрушении гидротехнического сооружения будет разрушена и автомобильная дорога. Дорога и гидротехническое сооружение являются неотъемлемой частью друг друга. Указал, что к заключению экспертизы приложен рисунок 2 Водосборная площадь р. Кукарка в створе плотины Гавринского пруда 1981 года, где черными линиями указано место прохождения автомобильной дороги «Советск-Лебяжье-Грехово» в 1981 году. На данном рисунке им обозначен створ плотины, по которой данная дорога проходит в настоящее время.
Таким образом, экспертным учреждением установлено, что ГТС Гавринского пруда представляет собой гидротехническое сооружение, являющееся неотъемлемой частью автомобильной дороги Советск - Лебяжье - Грехово, непосредственно участвует в процессе дорожного движения, строительство плотины обусловлено созданием дороги.
Представитель третьего лица администрации Греховского сельского поселения Новоселов О.В. пояснил, что автомобильная дорога Советск-Лебяжье-Грехово была построена в 1970 году, а спорное ГТС в 1990 году. При строительстве ГТС по гребню плотины была проложена дорога, поскольку данное гидротехническое сооружение было спроектировано как плотина-переезд. Проложенная по гребню плотины-переезда дорога с 1990 года является частью автомобильной дороги Советск-Лебяжье-Грехово, фактически данный участок дороги используется по настоящее время. До этого (до 1990 года) дорога проходила в другом месте, в настоящее время старый участок дороги порос травой и не используется для движения транспорта.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что участок автомобильной дороги «Советск-Лебяжье-Грехово», проходящий по гребню плотины, построен в одно время с комплексом ГТС Гавринского пруда, в настоящее время лишь данный участок используется для движения транспорта, других участков данной дороги, которые бы позволили объехать комплекс ГТС по другому пути, не имеется. Земляная насыпь плотины при строительстве использована в качестве дорожного полотна для дорожного покрытия, автомобильная дорога и комплекс ГТС имеют общее функциональное транспортное назначение, неразрывно связаны между собой.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такой конструктивный элемент, как дорожное полотно, относится к автомобильной дороге.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что комплекс ГТС Гавринского пруда спроектирован и построен с целью создания плотины – переезда, имеет, в том числе и транспортное значение, участок автомобильной дороги, относящийся к собственности Советского муниципального района, проходит через плотину, являющуюся частью комплекса ГТС Гавринского пруда, расположенного в границах Советского муниципального района, учитывая, что разрушение плотины повлечет за собой разрушение дорожного полотна автомобильной дороги, а обязанность по осуществлению полномочий в рамках дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, в том числе безопасности дорожного движения, лежит на муниципальном районе, суд приходит к выводу, что требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Кроме того, с момента принятия на учёт бесхозяйного комплекса ГТС Гавринского пруда прошло более года. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения делает фактически невозможным выполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ в части обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, проведения работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий, а также выполнения других обязанностей, возложенных на собственников гидротехнических сооружений.
Довод ответчика о том, что полномочия по обеспечению функционирования гидротехнического сооружения отнесены к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является несостоятельным и основанном на неверном толковании правовых норм на основании следующего.
Так, п. 10 приложения № 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено отнесение к федеральной собственности не самих гидротехнических сооружений, а предприятий по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.
В свою очередь, п. 5 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1606, закреплена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение по обеспечению капитального ремонта, консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, что не является тождественным принятию в собственность гидротехнического сооружения.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС перечислены в статье 5 ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и эти полномочия могут быть реализованы и в отсутствие права собственности.
Следовательно, достаточных оснований для нахождения ГТС в собственности Кировской области также не имеется.
Также вопреки доводам ответчика наличие федеральной собственности на водный объект (пруд) не исключает, в силу ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», нахождение ГТС в муниципальной собственности и не свидетельствует, при отсутствии сведений в реестре федеральной собственности, о его принадлежности Российской Федерации.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.08.2012 №03-14-33/13260 «О праве собственности на водных объектах» права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны - создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы - федеральная собственность) подпорные гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований.
Изложенное опровергает довод администрации о том, что сооружения являются принадлежностью к главной вещи (водному объекту). Гидротехнические сооружения являются самостоятельным предметом гражданского оборота, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственная регистрация права. Гидротехнические сооружения предназначены не для обслуживания водного объекта, а для его использования. При таких обстоятельствах, гидротехническое сооружение не должно следовать судьбе водного объекта.
Таким образом, ответчик не представил доказательств невозможности нахождения спорных объектов в муниципальной собственности либо наличия у федерального органа обязанности по принятию их в федеральную собственность.
Доводы ответчика о том, что гидротехнические сооружения могут находиться в муниципальной собственности, если они предназначены для решения каких – либо вопросов местного значения, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются. Согласно ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Как указано выше, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального района.
Из определения Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 864-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Мостовского районного суда Краснодарского края о проверке конституционности пунктов 1 и 2 подраздела 5 раздела 1 приложения 6 к Закону Краснодарского края "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мостовский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Мостовский район, в состав которого они входят» следует, что в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, закрепление которых является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1); компетенция местного самоуправления устанавливается на основе Конституции Российской Федерации в законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 14-П, от 30 ноября 2000 года № 15-П, от 29 марта 2011 года № 2-П и др.).
Как следует из пунктов 4, 5, 8, 15, 23 и 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения. Хотя по общему правилу эти сферы деятельности относятся к компетенции городских поселений, согласно части 3 указанной статьи законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений они, за исключением организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, могут быть закреплены и за сельскими поселениями.
Указанные сферы деятельности могут быть непосредственно связаны с созданием и функционированием гидротехнических сооружений, например, сооружений, обеспечивающих защиту береговой полосы от воздействия волн, течения и льда, в целях сохранности местного пляжа или автомобильной дороги местного значения, расположенной вдоль водного объекта. Поэтому конкретный гидротехнический объект, исходя из характера решаемых задач и их принадлежности в соответствии с законодательством соответствующему муниципальному образованию (виду муниципальных образований), может относиться и к муниципальной собственности.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что объект недвижимого имущества – комплекс ГТС Гавринского пруда с кадастровым номером 43:31:000000:616 не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке, по истечении года со дня его постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил.
Рассматривая доводы ответчика об отсутствии денежных средств для содержания ГТС и вопрос об обременительности нахождения ГТС в муниципальной собственности и его содержания для муниципального района, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено обязательное финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Также предусмотрено заключение договора обязательного страхования
гражданской ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Собственник гидротехнического сооружения также обязан осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального района является полномочием органов местного самоуправления, установленным федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем, у муниципального образования имеется возможность финансового обеспечения (расходные обязательства) на проведение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Так, постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2023 № 666-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» предусмотрено предоставление субсидий для софинансирования расходных обязательств муниципальных районов Кировской области на реализацию мероприятий по разработке (корректировке) проектно-сметной документации по строительству (реконструкции) объектов берегоукрепительных сооружений, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также строительству (реконструкции) объектов берегоукрепительных сооружений, реконструкции, капитальному и текущему ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Срок реализации программы с 2024 по 2030 гг., предусмотрено предоставление денежных средств муниципальным образованиям на каждый год из федерального и областного бюджета. Данные обстоятельства указывают на возможность содержания и поддержания в надлежащем состоянии гидротехнического сооружения муниципальным образованием.
Из изложенного следует, что в собственность муниципального образования передается имущество, используемое в интересах населения муниципального образования и на содержание которого выделяются денежные средства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нахождение вышеуказанного объекта в муниципальной собственности муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области не противоречит требованиям действующего законодательства, приобретение права муниципальной собственности на объект направлено на решение вопросов местного значения муниципального района, суд полагает, что заявленные прокурором Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц требования о признании права собственности на комплекс ГТС Гавринского пруда, а также о включении указанного объекта в реестр муниципальной собственности и принятии мер по его содержанию, подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что действия по регистрации права муниципальной собственности, включению имущества в реестр муниципальной собственности и принятию мер по содержанию данного имущества производятся путем ряда административных процедур, требующих временных и финансовых затрат, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным установить срок для исполнения решения суда не позднее 01.07.2025.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района Кировской области удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Советский муниципальный район Кировской области» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенного на реке Кукарка у дер.Гаврино Советского района Кировской области, кадастровый номер 43:31:000000:616.
Обязать администрацию муниципального образования «Советский муниципальный район Кировской области» в срок не позднее 01.07.2025 включить комплекс ГТС Гавринского пруда, расположенный на реке Кукарка у дер.Гаврино Советского района Кировской области, кадастровый номер 43:31:000000:616, в реестр муниципального имущества и принять меры по его содержанию.
Данное решение является основанием для совершения регистрационных действий и внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Советский районный суд Кировской области.
Судья И.Н. Ефимовых
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.10.2024.