дело № 2-1577/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2019 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пятовой Д.В.
при помощнике судьи Медюк Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Красноярского края в интересах Шмелева Н.М. к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Красноярского края в интересах Шмелева Н.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края о признании решения Управления социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края об отказе в предоставления меры социальной поддержки от <дата> в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду 1 группы Шмелева Н.М. незаконным; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края предоставить Шмелева Н.М. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с <дата>. Требования мотивированы тем, что Шмелева Н.М. является инвали<адрес> группы, зарегистрирована по месту жительства: Красноярский край, <адрес>, д.Лопатино, <адрес>. Шмелева Н.М. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона <дата> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Шмелева Н.М. обратилась <дата> с заявлением к ответчику о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, однако решением от <дата> ей было отказано по причине наличия у нее задолженности по оплате электроэнергии. Прокурор полагает, что решение УСЗН администрации <адрес> Красноярского края является не соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании произведена замена ответчика Управления социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края, прекратившего свою деятельность в связи с ликвидацией на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения», которое <дата> наделено полномочиями по оказанию услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Красноярского края Корнилова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» Цёма О.Г., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что в связи с наличием задолженности за поставленную электроэнергию ответчиком правомерно отказано Шмелева Н.М. в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Законный представитель недееспособной Шмелева Н.М.- Белухина Е.В. просила иск прокурора удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст.7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Шмелева Н.М. является инвали<адрес> группы с <дата> бессрочно, решением Березовского районного суда Красноярского края от <дата> признана недееспособной, ее опекуном на основании постановления администрации <адрес> Красноярского края от <дата> назначена Белухина Е.В.
<дата> Шмелева Н.М. в лице законного представителя обратилась в УСЗН администрации <адрес> Красноярского края с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Решениями УСЗН администрации <адрес> Красноярского края от <дата> Шмелева Н.М. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по тем основаниям, что у нее имеется задолженность по оплате электроэнергии.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от <дата> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Принятие ответчиком решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на инвалида обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ссылки ответчика на обоснованность отказа в предоставлении мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются не состоятельными в силу следующего.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного <адрес> не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятое УСЗН администрации <адрес> решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования прокурора <адрес> Красноярского края удовлетворить в полном объеме. Признать решение Управления социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края об отказе в предоставления меры социальной поддержки от <дата> в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду 1 группы Шмелева Н.М. незаконным; возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» предоставить Шмелева Н.М. меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░