Решение по делу № 2-3930/2022 от 07.09.2022

Дело № 2-3930/2022

44RS0001-01-2022-004772-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Ершовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нейского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Кононова В.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании расходов на их приобретение,

УСТАНОВИЛ:

Нейский межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Кононова В.А., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что Нейской межрайонной прокуратурой по заявлению Кононова В.А. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Кононов В.А., <дата> года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Нейская районная больница» с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», ему рекомендован контроль уровня сахара в крови с использованием тест-полосок для глюкометра не менее 5 раз в день а также инъекции инсулина 4 раза в сутки. Однако до настоящего времени тест-полосками для определения содержания сахара в крови и иглами инсулиновыми Кононов В.А. не обеспечен. В связи с этим Кононов В.А. вынужден самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств и понес расходы в размере 725 рублей на приобретение 03.03.2022 тест-полосок «Контур ТС», 16.12.2020 – 723 рубля на приобретение тест-полосок «Контур ТС», 12.03.2022 года 1042 рубля на приобретение тест-полосок «Контур ТС», а всего Кононовым В.А. затрачено 2490 рублей, что подтверждается соответствующими чеками. С учетом изложенного просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Кононова В.А., <дата> г.р., тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме, а также взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Кононова В.А. расходы, понесенные на приобретение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в размере 2490 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Палюлина Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Истец Кононов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пашкина Л.М. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Третье лицо ОГБУЗ «Нейская районная больница» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023-2024 гг., которая в 5 разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 г. №3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который, в числе прочего, включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, иглы инсулиновые.

В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России по 29.12.2004 г. №328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1.).

Согласно п. 2.3. Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п.2.4.).Отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов (п.2.5).Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.В соответствии с п.п. 2 п. 11 положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, которое утверждено постановлением губернатора Костромской области №546 от 27.12.2007 г., к полномочиям Департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. №864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. К полномочиям Департамента относятся переданные Российской Федерацией полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий, медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.11). Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 26). Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. Как следует из материалов дела, с 2003 года Кононов В.А. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Нейская районная больница» с диагнозом – сахарный диабет I типа. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» от 15.01.2021, Кононов В.А. нуждается в тест-полосках к глюкометру– не менее 5 измерений в сутки. Льготными лекарственными препаратами Кононов В.А. обеспечен, что подтверждается реестром выписанных лекарственных препаратов за период с 13.01.2022 по 29.09.2022. Тест полоски и иглы не выписывались, поскольку в аптечную сеть для взрослого населения они не поступали. Таким образом, судом установлено, что медицинскими изделиями Кононов В.А. должным образом не обеспечивается.С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего Кононов В.А. была лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, необходимыми ей по жизненным показаниям.На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что Кононов В.А., состоящий на учете с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно медицинских изделий, а именно тест-полосок для определения содержания сахара в крови, необходимых ему по медицинским показаниям. Не обеспечение истца необходимыми медицинскими изделиями, а именно тест-полосками для определения содержания сахара в крови, свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями. Непринятие ответчиком соответствующих мер ставит под угрозу жизнь и здоровье истца, что является основанием для возложения на ответчика обязанности обеспечить Кононова В.А. тест-полосками для определения сахара в крови по медицинским показаниям в полном объеме.

Как указывает прокурор в обоснование требований, заявленных в интересах Кононова В.А., проведенной проверкой установлено, что Кононов В.А. не был обеспечен тест-полосками для определения содержания сахара в крови, в связи с чем на приобретение данных медицинских изделий им затрачены личные денежные средства в размере 2490 рублей.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вследствие невыполнения Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями Кононову В.А. причинен ущерб в сумме 2490 рублей, в связи с самостоятельной закупкой необходимых медицинских изделий, что подтверждается представленными в материалы дела кассовыми чеками, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.

В подтверждение данных доводов истец представил копию чека, согласно которому 16.12.2020 приобрел тест-полоски CONTOUR TC на сумму: 723 рубля, копию чека, согласно которому 12.03.2022 приобрел тест-полоски CONTOUR TC на сумму: 1042 рубля, копию чека, согласно которому 03.03.2022 приобрел тест-полоски CONTOUR TC на сумму: 725 рублей.

При таких обстоятельствах требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Кононова В.А. о взыскании расходов на приобретение тест-полосок являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Кононова В.А., <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови и иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в необходимом количестве.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Кононова В.А. расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 2490 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 09 ноября 2022 года.

2-3930/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Нейский межрайонный прокурор Костромской области
Кононов Виктор Андреевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ГУП "Костромская областная аптечная база"
ОГБУЗ "Нейская районная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шувалова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
07.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2022Передача материалов судье
14.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее