Решение по делу № 2-176/2018 от 07.12.2018

Дело № 2-176/2018

Р Е Ш Е Н И Е                                         

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

      

г. Кологрив                                                                                                    21 декабря 2018 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Смирнова П.Р.,

с участием заместителя прокурора Кологривского района Вороновой Е.К.,

при секретаре Котиковой Л.М

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению Кологривская средняя общеобразовательная школа и Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями:

1. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здание начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением);

2. Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением) здания начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа;

  1. Указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года,

                                                                 

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кологривского района обратился в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа и Администрации Кологривского муниципального района Костромской области с требованиями:

1. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здание начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением);

2. Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением) здания начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа;

  1. Указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Кологривского района в ноябре 2018 года проведена проверка соблюдения МОУКологривская средняя общеобразовательная школа (далее - МОУ Кологривская СОШ) требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Конвенции о правах ребенка», Федерального закона от 06.03.2006 года N35-Ф3 «О противодействии терроризму», указывает, что законодательством об образовании обучающимся и воспитанникам гарантируется безопасный образовательный процесс; Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях; одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, то есть, установлен приоритет мер его предупреждения.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

- в зданиях образовательных организаций, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

  • в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеназванных требований законодательства в здании начальной школы МОУ Кологривская СОШ отсутствует система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение), видеозапись не осуществляется.

По результатам проверки 21 ноября 2018 года директору МОУ Кологривская СОШ прокурором района внесено представление с требованием принять меры к оборудованию здания начальной школы МОУ Кологривская СОШ системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение).

05 декабря 2018 года от директора МОУ Кологривская СОШ Филатьевой Т.В. получен ответ, согласно которого с целью устранения указанного нарушения директором дважды направлялись на имя главы Кологривского муниципального района ходатайства о выделении денежных средств на выполнение монтажных работ по установке системы видеонаблюдения, поскольку собственных денежных средств у школы не имеется, а также 21 августа 2018 года заключен договор с ООО «Визит» на выполнение данных монтажных работ.

По состоянию на 05 декабря 2018 года Кологривским муниципальным районом, являющимся учредителем и собственником имущества МОУ Кологривская СОШ, денежные средства на указанные цели не выделены, нарушения не устранены.

Согласно пункта 1.6 Устава МОУ Кологривская СОШ, утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района от 03 декабря 2015 года № 173-а, Учредителем исобственником имущества Учреждения является Кологривский муниципальный район Костромской области. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Кологривского муниципального района.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 N35-Ф3 "О противодействии терроризму","Концепциипротиводействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" указывает,что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии терроризму, должна быть возложена, в том числе, на администрацию Кологривского муниципального района, как учредителя МОУ Кологривской СОШ и собственника здания школы соответственно.

Образовательное учреждение не имеет системы видеонаблюдения, хотя это необходимо в соответствии с действующим законодательством. Поскольку учредителем МОУ Кологривская СОШ является администрация Кологривского муниципального района, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - администрация Кологривского муниципального района.

Обязанность по созданию безопасных условий обучения, в том числе, путем установки системы видеонаблюдения возникла у администрации Кологривского муниципального района, как органа местного самоуправления и учредителя МОУ Кологривская СОШ с 2009 года после принятия Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года. Данная обязанность неисполнена, денежные средства на установку видеонаблюдения образовательному учреждению до настоящего времени не выделены.

Установление системы видеонаблюдения является обязательным, так как выполнение мероприятий по противодействию терроризму и антитеррористической защищённости, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии терроризму, должна быть возложена, в том числе, на администрацию Кологривского муниципального района, как учредителя МОУ Кологривская СОШ и собственника здания школы соответственно.

В судебном заседании заместитель прокурора Воронова Е.К. поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

         Представитель ответчика директор МОУ Кологривская СОШ Филатьева Т.В. просила рассмотреть дело без её участия, в заявлении, представленном в суд, указала, что исковые требования признает в полном объеме (л.д.34).

Представитель ответчика глава Администрации Кологривского муниципального района Костромской области Милютин Р.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в отзыве на иск указал, что Администрация Кологривского муниципального района Костромской области считает требования прокурора обоснованными и признает предъявленный иск в полном объеме ( л.д.36).

    Выслушав заместителя прокурора Воронову Е.К., изучив отзывы ответчиков на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.Указанные конституционные гарантии закреплены и конкретизированы в федеральном законодательстве.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность всоответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273- ФЗ).

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона N273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" закреплено, что государства - участники конвенции - обеспечивают, чтобы учреждения, органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 года N35-Ф3 "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, то есть, установлен приоритет мер его предупреждения.

В подпункте "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, указано, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

- в зданиях образовательных организаций, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

  • в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Кологривского района в ноябре 2018 года проведена проверка соблюдения МОУКологривская СОШ требований законодательства об обеспечении безопасности детей, в ходе которой было установлено, что в нарушение установленных требований, в здании начальной школы МОУ Кологривская СОШ система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется.

Прокурор Кологривского района в представлении от 21 ноября 2018 года ( л.д.9-10) потребовал от директора МОУ Кологривская СОШ принять меры к оборудованию здания начальной школы МОУ Кологривская СОШ системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением).

В соответствии с информацией директора МОУ Кологривская СОШ Филатьевой Т.В. от 04 декабря 2018 года (л.д. 11), с целью установки системы видеонаблюдения в здании начальной школы МОУ Кологривская СОШ в администрацию Кологривского муниципального района и в отдел образования администрации Кологривского муниципального района дважды направлялись ходатайства о выделении денежных средств на выполнение монтажных работ по установке системы видеонаблюдения.

Согласно ходатайств от 21 августа 2018 года и от 18 октября 2018 года МОУ Кологривская СОШ просила учредителя выделить денежные средства ООО «Визит» г. Кострома в сумме <данные изъяты> на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в зданиях школы (л.д.12,13 оборот).

Как следует из договора между МОУ Кологривская СОШ и ООО «Визит» от 21 августа 2018 года (л.д.12 оборот), ООО «Визит» обязуется выполнить монтаж системы видеонаблюдения на объекте заказчика по адресу: Костромская область, г. Кологрив, ул. Верхняя 16, после проведения предоплаты работ в размере 100% сумме <данные изъяты>.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МОУ Кологривская СОШ является Администрация Кологривского муниципального района (л.д.14-16).

Аналогичные нормы установленыпунктом 1.6 Устава МОУ Кологривская СОШ, утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального района от 03 декабря 2015 года № 173-а, согласно которого Учредителем исобственником имущества Учреждения является Кологривский муниципальный район Костромской области. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Кологривского муниципального района (л.д.30).

До настоящего времени Кологривским муниципальным районом, являющимся учредителем и собственником имущества МОУ Кологривская СОШ, денежные средства на указанные цели не выделены, нарушения не устранены.

Согласно пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросамместного значения муниципального района.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N35-Ф3 "О противодействии терроризму").

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, то ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии терроризму, должна быть возложена, в том числе, на администрацию Кологривского муниципального района, как учредителя МОУ Кологривская СОШ и собственника здания школы соответственно.

В соответствии со статьей 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Учредителем МОУ Кологривская СОШ является администрация Кологривского муниципального района, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - администрация Кологривского муниципального района.

Обязанность по созданию безопасных условий обучения, в том числе, путем установки системы видеонаблюдения возникла у администрации Кологривского муниципального района, как органа местного самоуправления и учредителя МОУ Кологривской СОШ с 2009 года после принятия Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года. Данная обязанность неисполнена, денежные средства на установку видеонаблюдения образовательному учреждению до настоящего времени не выделены.

Установление системы видеонаблюдения является обязательным, поскольку выполнение мероприятий по противодействию терроризму и антитеррористической защищённости, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Ответчики иск признают. Признание иска ответчиками соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.

           В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

           Суд установил, что заявления ответчиков о признании иска сделаны добровольно и, безусловно, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и интересов других лиц.

Иск прокурора подлежит удовлетворениюв связи с признанием иска ответчиком и принятием этого признания судом.

На основании пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при подаче иска прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты>. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Ответчик Администрация Кологривского муниципального района Костромской области освобождается от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Ответчик МОУ Кологривская СОШ обратились с ходатайствами об освобождении от уплаты госпошлины в связи материальным положением. Обсудив ходатайство, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, освободить его от уплаты госпошлины, подлежащей взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

         Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить:

1. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здание начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением);

2. Обязать администрацию Кологривского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдением) здания начальной школы МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа;

  1. Указанные нарушения устранить в срок до 01 сентября 2019 года.

Ответчика муниципальное общеобразовательное учреждение Кологривская средняя общеобразовательная школа от уплаты госпошлины в сумме 6 000 освободить.

          Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия.                                         

                       

Председательствующий

2-176/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Кологривского района
Ответчики
Администрация Кологривского муниципального района
МОУ Кологривская СОШ кологривского муниципального района Костромской области
Суд
Кологривский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
kologrivsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее