Дело № 2-894/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 13 января 2021 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Пушкиной М.Б., при секретаре Аббасовой П.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Росвоенипотека» к Серикову Артему Сергеевичу о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Истец, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, обратился в суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения в размере 197165руб. 32 коп., указав, что с 10.07.2013г. осуществляет погашение обязательств Серикова А.С. по кредитному договору, заключенному для приобретения в собственность жилого помещения, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете. 21.10.2019г. из регистрирующего органа поступили сведения о внесении изменений в именной накопительный счет ответчика, дата возникновения основания для включения Серикова А.С. в реестр участников НИС изменена с 28.06.2007г. на 30.08.2008г., в связи с чем произведен перерасчёт накоплений и выявлена задолженность как разница между суммой накоплений за период с 30.08.2007г. по 30.10.2019г.. На требование о добровольном возврате суммы положительного ответа не последовало.
Истец просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Ответчик и его представитель против иска возражали, заявили ходатайство о применении к заявленному требованию срока исковой давности, полагали, что срок давности обращения в суд начал течь не позднее момента заключения кредитного договора и начала истцом выплат по нему, т.к. истец уполномочен на проведение проверки формирования и использования накоплений (письменные объяснения в деле).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного процесса, приходит к следующему.
Судом установлено: ответчик является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 28.06.2007г. (утверждение истца, не оспаривалось ответчиком), 25.06.2013г. им заключен кредитный договор для приобретения жилого помещения, выплаты по которому с 10.07.2013г. осуществляет истец по договору с ответчиком от 25.06.2013г. целевого жилищного займа (л.д. 12-13).
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Отказ в иске по мотивам истечения срока исковой давности допускается только по заявлению ответчика, сделанному до вынесения судом решения по делу.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По настоящему делу истец обратился в суд с иском о взыскании с физического лица суммы переплаты накоплений по кредитному договору, образовавшейся на накопительном счете ответчика за период с 28.06.2007г. на 30.08.2008г.. Истец настаивает, что об отсутствии оснований для включения ответчика в реестр участников НИС до 30.08.2008г. информирован регистрирующим органом 21.10.2019г.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которым является истец, в частности, осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; получает от федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения, а также иную информацию с учетом требований федеральных законов; обращается в федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам, связанным с соблюдением порядка формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения; выдает предписания федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения. В случае, если выдача указанных предписаний входит в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), обращение о выдаче предписаний направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), который согласно указанному обращению обязан безотлагательно направить соответствующее предписание федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; рассматривает отчеты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения, о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников, об использовании участниками накоплений для жилищного обеспечения, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление управляющим компаниям; обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения в результате нарушения законодательства Российской Федерации (п. 2-7).
Основания исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы перечислены непосредственно в части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В качестве таковых выступают: 1) увольнение военнослужащего с военной службы; 2) исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
В Определении от 7 декабря 2017 года N 2794-О Конституционный Суд выявил смысл положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также отдельных положений Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба применительно к случаю выявления факта ошибочного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Конституционный Суд указал, что в случае, если лицо было ошибочно включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения таким лицом соответствующих денежных средств.
В силу приведенных нормативных положений исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных в ст. 9 Федерального Закона оснований. Если же лицо ошибочно было включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, то аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения им соответствующих денежных средств.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием для открытия именного накопительного счета участника является внесение сведений о нем в реестр участников.
Погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона (ст. 15 указанного Федерального Закона). Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Закона о накопительно-ипотечной системе реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Кроме того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе, является одной из форм реализации его права на жилище.
Таким образом, после заключения ответчиком кредитного договора и договора целевого жилищного займа 25.06.2013г., получения в связи с этим с 10.07.2013г. права на возмещение кредитных денежных обязательств во исполнение обязательств по договору целевого жилищного займа от 25.06.2013г. (л.д. 12-13) в рамках его участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению ответчика.
Статья 1102 ГК РФ предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Денежные средства в сумме 197165руб. 32 коп. по переплате, образовавшейся за период с 28.06.2007г. по 30.08.2008г., принадлежащие истцу, были внесены им в счет исполнения обязательств по кредитному договору ответчика от 25.06.2013г. (л.д. 89-98 п. 1.5 договора), что соответствует разделу 1 договора целевого жилищного займа.
Оснований для возврата ответчиком истцу внесенных им денежных средств по договору не имеется, поскольку во первых, они были направлены на своевременное и полное исполнение обязательств по кредитному договору, во вторых, срок давности по заявленному требованию начал течь не позднее 25.06.2013г., т.е. с момента заключения истцом и ответчиком договора целевого жилищного займа, по обстоятельствам заключения которого истец был обязан провести проверку правильности постановки ответчика на учет в накопительной системе (ст. 35 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ).
Доказательств, подтверждающих, что ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел денежные средства не представлено.
Также судом не установлено уважительных причин пропуска срока обращения истца в суд, а также причин для восстановления срока обращения в суд юридическому лицу.
На основании изложенного, ст.ст. 196,199,200 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФГКУ «Росвоенипотека» в иске к Серикову Артему Сергеевичу о взыскании денежных средств в размере 197165руб. 32 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья М.Б. Пушкина