Решение по делу № 2-1341/2024 от 14.05.2024

Дело № 2-1341/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола                  24 июля 2024 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Поломошновой Л.П.,

с участием ответчика Сушкевича В.В. - участвующего в режиме видео-конференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ИП Кузьминых А.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав в его обоснование, что истец включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области. 17.10.2023 на основании Закона Магаданской области №1502-ОЗ от 09.07.2012 по акту приема-передачи 49 АС № 2061 истцу было передано на хранение, на принадлежащей ему автостоянке «Оборона», автотранспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, находившееся во владении ответчика и задержанное инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области в связи совершением Сушкевичем В.В. административного правонарушения. За период с 18.10.2023 по 26.01.2024 у ответчика образовалась задолженность за услуги хранения транспортного средства в размере 150288 руб. 07.02.2024 ответчику была направлена претензия об оплате задолженности, однако до настоящего времени претензия оставлена без ответа. На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика задолженность за услуги по хранению задержанного транспортного средства в указанном размере, и расходы на оплату госпошлины в размере 4206 руб.

Определением суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен собственник транспортного средства К.В.В..

Истец, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном ходатайстве сообщил, что помещение и нахождение на хранении на специализированной стоянке истца находившегося во владении ответчика транспортного средства «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> в период с 17.10.2023 по настоящее время, в том числе в спорный период, подтверждено протоколом задержания транспортного средства, актами приема передачи транспортного средства, выпиской из журнала регистрации, приема и выдачи задержанных транспортных средств, отсутствием решения ГИБДД УМВД России по Магаданской области о возврате транспортного средства. Задолженность по оплате услуг истца за хранение транспортного средства до настоящего времени, в том числе и за исковой период, ответчиком не погашена. Структура стоимости услуг по хранению задержанных транспортных средств определена Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016. В силу норм гражданского законодательства услуги хранения, в том числе услуги хранения на специализированной стоянке, оказанные в связи с возникновением отношений по хранению в силу закона, являются платными, в связи с изложенным просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, К.В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Посредством электронной почты представил пояснения, согласно которым он является владельцем автомобиля <данные изъяты>, который им был продан племяннику ФИО7 и передан на основании письменной доверенности, но переоформить автомобиль он не успел. 18.10.2023 он узнал, что принадлежащий ему автомобиль, за рулём которого был Сушкевич, попал в аварию, столкнувшись с другим автомобилем. Через 2 недели по приезду с работы, он обратился на стоянку за информацией, как забрать автомобиль и узнать сумму долга, на что ему пояснили о необходимости предоставить разрешение ГИБДД. На тот момент задолженность была больше 50000 руб. В ГИБДД ему пояснили, что автомобиль можно будет забрать только после того, как Сушкевичу выдадут лично протоколы, потому что на момент аварии тот был в опьянении. Без личного присутствия Сушкевича в ГИБДД ему в выдаче разрешения забрать автомобиль со стоянки отказали. На тот момент он был готов оплатить долг на стоянке и вывезти автомобиль. Поскольку он не мог найти Сушкевича, он принял решение прекратить регистрацию транспортного средства, и оставить авто на специализированной стоянке.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд с учетом мнения ответчика, нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.

В судебном заседании ответчик Сушкевич В.В. не согласился с требованиями, заявленными истцом. По существу иска пояснил, что его попросили перевезти автомобиль <данные изъяты>, и в ходе управления им, он попал в аварию, в результате которой ему и его пассажирке зажало ноги. Приехавшие сотрудники МЧС вытащили их из машины, и на скорой помощи отвезли в больницу, где они пробыли около трех-четырех часов. После больницы они вместе с его пассажиркой и водителем Мазда Трибьют проезжали на такси мимо места ДТП, и он видел, что их автомобили с места ДТП уже эвакуировали. Указал, что автомобиль, которым он управлял, остановился, потому что произошло ДТП, виновником которого он не является. При составлении протокола осмотра места происшествия от 17.10.2023, он не участвовал. Он, а затем и собственник автомобиля <данные изъяты>, пытались забрать его со стоянки, но им его не отдали.

Выслушав ответчика, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).

Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).

При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).

В силу положений ст.906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.

Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.

Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом, в силу указанных положений КоАП РФ, не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.

Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).

Статьи 1 - 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.

Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).

Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана на основании аренды от 30 октября 2009 года № АН-49-09-03 предоставил ЗАО «Специальный магазин “Оборона” в аренду земельный участок под автостоянкой для легковых автомобилей по адресу: <адрес>, 25 августа 2011 года ЗАО «Специальный магазин Оборона» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к указанному договору аренды земель.

Приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области от 9 апреля 2021 года№ 42 ИП Кузьминых А.А. включён в Реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории населённого пункта «город Магадан».

Приказом ИП Кузьминых А.А. от 1 января 2021 года № 1 на основании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 31 июля 2019 года № 2-ПР/26 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области» установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 62 рублей за 1 час.

Из протокола о задержании транспортного средства 49ХВ № 208301 от 17.10.2023 следует, что в 06 часов 00 минут 17 октября 2023 года в городе Магадане за совершение Сушкевичем В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.19 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, задержано транспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (кузов ).

Согласно актам приема-передачи 17 октября 2023 года № 2061 указанное транспортное средство передано водителю эвакуатора с последующей передачей его на специализированную стоянку «Оборона» для хранения. Соответствующая отметка о поступлении транспортного средства на специализированную стоянку имеется и в копии журнала регистрации, приёма и выдачи транспортных средств, помещенных для хранения на штрафстоянку, представленной истцом.

Постановлением № 49ХВ 208301 от 16 декабря 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Сушкевича В.В. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Из содержания названного постановления следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут по адресу г. Магадан, ул. Нагаевская, д. 51 Сушкевич В.В., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил остановку транспортного средства не параллельно краю проезжей части, создавая препятствие для движения других транспортных средств, в нарушение п. 12.2 ПДД РФ, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.19 КоАП РФ.

Часть 4 статьи 12.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Из административного материала в отношении С.В.И. по факту произошедшего ДТП следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут в районе дома 51 по ул. Нагаевская в г. Магадане, С.В.И., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил столкновение с автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Сушкевича В.В., в результате которого Сушкевич В.В. и его пассажир ФИО9 получили телесные повреждения и были доставлены в Магаданскую областную больницу.

Факт доставления Сушкевича В.В. с места ДТП в ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 01 час 40 минут подтверждается сведениями данного учреждения, согласно которым он отказался от прохождения обследования.

Согласно рапорту инспектора ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области ФИО10 от 17.10.2024, по прибытии на место ДТП 17.10.2023 водители и пассажиры были госпитализированы врачами ССМП в ГБУЗ «МОБ». Оба участникам ДТП (водители) оставили место ДТП, не приняли мер по отводу своих транспортных средств в проезжей части дороги. По месту жительства Сушкевич В.В. и С.В.И. отсутствовали, по телефону не отвечали, в связи с чем транспортные средства были эвакуированы на специализированную стоянку.

На месте ДТП произведен осмотрен места совершения административного правонарушения. При этом в протоколе осмотра от 17.10.2023 указано, что осмотра места происшествия произведен с участием водителей Сушкевича В.В. и С.В.И., что с учетом отсутствия их подписей о получении копии протокола, их госпитализации с места ДТП и времени нахождения в больнице, вызывает сомнения.

Согласно объяснению С.В.И. от 17.10.2023 по обстоятельствам ДТП, в ходе движения он не справился с управлением по причине влажности дорожного покрытия, и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение в с автомобилем <данные изъяты>. После ДТП он был доставлен в больницу, где пробыл около 4 часов.

В отношении водителя автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, С.В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.24 КоАП РФ, производство по которому прекращено постановлением от 17.11.2023 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку согласно заключениям судебно-медицинских экспертиза вреда здоровью потерпевшим Сушкевичу В.В. и ФИО9 не причинено.

Таким образом, судом установлено, что остановка транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которым управлял Сушкевич В.В., произошла не вследствие нарушения им правил остановки транспортных средств на проезжей части, а в результате ДТП, в отношении которого его вины не имеется.

А поскольку после произошедшего ДТП, его участники, в том числе и Сушкевич В.В. были госпитализированы с места ДТП, оснований для вывода о том, что водители по собственной воле оставили место ДТП и не приняли мер по отводу своих транспортных средств с проезжей части дороги, как о том указано в рапорте инспектора ФИО10, суд не усматривает.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.

Между тем, возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, по мнению суда, административный орган не учел обстоятельства, при которых произошла остановка транспортного средства на проезжей части.

Исходя из приведённых положений закона и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства в сумме 150288 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4206 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья      подпись Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья           Е.Ю. Ожегова

Дело № 2-1341/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола                  24 июля 2024 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Поломошновой Л.П.,

с участием ответчика Сушкевича В.В. - участвующего в режиме видео-конференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ИП Кузьминых А.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав в его обоснование, что истец включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области. 17.10.2023 на основании Закона Магаданской области №1502-ОЗ от 09.07.2012 по акту приема-передачи 49 АС № 2061 истцу было передано на хранение, на принадлежащей ему автостоянке «Оборона», автотранспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, находившееся во владении ответчика и задержанное инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области в связи совершением Сушкевичем В.В. административного правонарушения. За период с 18.10.2023 по 26.01.2024 у ответчика образовалась задолженность за услуги хранения транспортного средства в размере 150288 руб. 07.02.2024 ответчику была направлена претензия об оплате задолженности, однако до настоящего времени претензия оставлена без ответа. На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика задолженность за услуги по хранению задержанного транспортного средства в указанном размере, и расходы на оплату госпошлины в размере 4206 руб.

Определением суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен собственник транспортного средства К.В.В..

Истец, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном ходатайстве сообщил, что помещение и нахождение на хранении на специализированной стоянке истца находившегося во владении ответчика транспортного средства «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> в период с 17.10.2023 по настоящее время, в том числе в спорный период, подтверждено протоколом задержания транспортного средства, актами приема передачи транспортного средства, выпиской из журнала регистрации, приема и выдачи задержанных транспортных средств, отсутствием решения ГИБДД УМВД России по Магаданской области о возврате транспортного средства. Задолженность по оплате услуг истца за хранение транспортного средства до настоящего времени, в том числе и за исковой период, ответчиком не погашена. Структура стоимости услуг по хранению задержанных транспортных средств определена Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016. В силу норм гражданского законодательства услуги хранения, в том числе услуги хранения на специализированной стоянке, оказанные в связи с возникновением отношений по хранению в силу закона, являются платными, в связи с изложенным просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, К.В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Посредством электронной почты представил пояснения, согласно которым он является владельцем автомобиля <данные изъяты>, который им был продан племяннику ФИО7 и передан на основании письменной доверенности, но переоформить автомобиль он не успел. 18.10.2023 он узнал, что принадлежащий ему автомобиль, за рулём которого был Сушкевич, попал в аварию, столкнувшись с другим автомобилем. Через 2 недели по приезду с работы, он обратился на стоянку за информацией, как забрать автомобиль и узнать сумму долга, на что ему пояснили о необходимости предоставить разрешение ГИБДД. На тот момент задолженность была больше 50000 руб. В ГИБДД ему пояснили, что автомобиль можно будет забрать только после того, как Сушкевичу выдадут лично протоколы, потому что на момент аварии тот был в опьянении. Без личного присутствия Сушкевича в ГИБДД ему в выдаче разрешения забрать автомобиль со стоянки отказали. На тот момент он был готов оплатить долг на стоянке и вывезти автомобиль. Поскольку он не мог найти Сушкевича, он принял решение прекратить регистрацию транспортного средства, и оставить авто на специализированной стоянке.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд с учетом мнения ответчика, нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.

В судебном заседании ответчик Сушкевич В.В. не согласился с требованиями, заявленными истцом. По существу иска пояснил, что его попросили перевезти автомобиль <данные изъяты>, и в ходе управления им, он попал в аварию, в результате которой ему и его пассажирке зажало ноги. Приехавшие сотрудники МЧС вытащили их из машины, и на скорой помощи отвезли в больницу, где они пробыли около трех-четырех часов. После больницы они вместе с его пассажиркой и водителем Мазда Трибьют проезжали на такси мимо места ДТП, и он видел, что их автомобили с места ДТП уже эвакуировали. Указал, что автомобиль, которым он управлял, остановился, потому что произошло ДТП, виновником которого он не является. При составлении протокола осмотра места происшествия от 17.10.2023, он не участвовал. Он, а затем и собственник автомобиля <данные изъяты>, пытались забрать его со стоянки, но им его не отдали.

Выслушав ответчика, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).

Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).

При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).

В силу положений ст.906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.

Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.

Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом, в силу указанных положений КоАП РФ, не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.

Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).

Статьи 1 - 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.

Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).

Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана на основании аренды от 30 октября 2009 года № АН-49-09-03 предоставил ЗАО «Специальный магазин “Оборона” в аренду земельный участок под автостоянкой для легковых автомобилей по адресу: <адрес>, 25 августа 2011 года ЗАО «Специальный магазин Оборона» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к указанному договору аренды земель.

Приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области от 9 апреля 2021 года№ 42 ИП Кузьминых А.А. включён в Реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории населённого пункта «город Магадан».

Приказом ИП Кузьминых А.А. от 1 января 2021 года № 1 на основании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 31 июля 2019 года № 2-ПР/26 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области» установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 62 рублей за 1 час.

Из протокола о задержании транспортного средства 49ХВ № 208301 от 17.10.2023 следует, что в 06 часов 00 минут 17 октября 2023 года в городе Магадане за совершение Сушкевичем В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.19 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, задержано транспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (кузов ).

Согласно актам приема-передачи 17 октября 2023 года № 2061 указанное транспортное средство передано водителю эвакуатора с последующей передачей его на специализированную стоянку «Оборона» для хранения. Соответствующая отметка о поступлении транспортного средства на специализированную стоянку имеется и в копии журнала регистрации, приёма и выдачи транспортных средств, помещенных для хранения на штрафстоянку, представленной истцом.

Постановлением № 49ХВ 208301 от 16 декабря 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Сушкевича В.В. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Из содержания названного постановления следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут по адресу г. Магадан, ул. Нагаевская, д. 51 Сушкевич В.В., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил остановку транспортного средства не параллельно краю проезжей части, создавая препятствие для движения других транспортных средств, в нарушение п. 12.2 ПДД РФ, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.19 КоАП РФ.

Часть 4 статьи 12.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Из административного материала в отношении С.В.И. по факту произошедшего ДТП следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут в районе дома 51 по ул. Нагаевская в г. Магадане, С.В.И., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил столкновение с автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Сушкевича В.В., в результате которого Сушкевич В.В. и его пассажир ФИО9 получили телесные повреждения и были доставлены в Магаданскую областную больницу.

Факт доставления Сушкевича В.В. с места ДТП в ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 01 час 40 минут подтверждается сведениями данного учреждения, согласно которым он отказался от прохождения обследования.

Согласно рапорту инспектора ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области ФИО10 от 17.10.2024, по прибытии на место ДТП 17.10.2023 водители и пассажиры были госпитализированы врачами ССМП в ГБУЗ «МОБ». Оба участникам ДТП (водители) оставили место ДТП, не приняли мер по отводу своих транспортных средств в проезжей части дороги. По месту жительства Сушкевич В.В. и С.В.И. отсутствовали, по телефону не отвечали, в связи с чем транспортные средства были эвакуированы на специализированную стоянку.

На месте ДТП произведен осмотрен места совершения административного правонарушения. При этом в протоколе осмотра от 17.10.2023 указано, что осмотра места происшествия произведен с участием водителей Сушкевича В.В. и С.В.И., что с учетом отсутствия их подписей о получении копии протокола, их госпитализации с места ДТП и времени нахождения в больнице, вызывает сомнения.

Согласно объяснению С.В.И. от 17.10.2023 по обстоятельствам ДТП, в ходе движения он не справился с управлением по причине влажности дорожного покрытия, и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение в с автомобилем <данные изъяты>. После ДТП он был доставлен в больницу, где пробыл около 4 часов.

В отношении водителя автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, С.В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.24 КоАП РФ, производство по которому прекращено постановлением от 17.11.2023 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку согласно заключениям судебно-медицинских экспертиза вреда здоровью потерпевшим Сушкевичу В.В. и ФИО9 не причинено.

Таким образом, судом установлено, что остановка транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которым управлял Сушкевич В.В., произошла не вследствие нарушения им правил остановки транспортных средств на проезжей части, а в результате ДТП, в отношении которого его вины не имеется.

А поскольку после произошедшего ДТП, его участники, в том числе и Сушкевич В.В. были госпитализированы с места ДТП, оснований для вывода о том, что водители по собственной воле оставили место ДТП и не приняли мер по отводу своих транспортных средств с проезжей части дороги, как о том указано в рапорте инспектора ФИО10, суд не усматривает.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.

Между тем, возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, по мнению суда, административный орган не учел обстоятельства, при которых произошла остановка транспортного средства на проезжей части.

Исходя из приведённых положений закона и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства в сумме 150288 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4206 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья      подпись Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья           Е.Ю. Ожегова

Дело № 2-1341/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола                  24 июля 2024 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Поломошновой Л.П.,

с участием ответчика Сушкевича В.В. - участвующего в режиме видео-конференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ИП Кузьминых А.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав в его обоснование, что истец включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области. 17.10.2023 на основании Закона Магаданской области №1502-ОЗ от 09.07.2012 по акту приема-передачи 49 АС № 2061 истцу было передано на хранение, на принадлежащей ему автостоянке «Оборона», автотранспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, находившееся во владении ответчика и задержанное инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области в связи совершением Сушкевичем В.В. административного правонарушения. За период с 18.10.2023 по 26.01.2024 у ответчика образовалась задолженность за услуги хранения транспортного средства в размере 150288 руб. 07.02.2024 ответчику была направлена претензия об оплате задолженности, однако до настоящего времени претензия оставлена без ответа. На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика задолженность за услуги по хранению задержанного транспортного средства в указанном размере, и расходы на оплату госпошлины в размере 4206 руб.

Определением суда от 18.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен собственник транспортного средства К.В.В..

Истец, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном ходатайстве сообщил, что помещение и нахождение на хранении на специализированной стоянке истца находившегося во владении ответчика транспортного средства «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> в период с 17.10.2023 по настоящее время, в том числе в спорный период, подтверждено протоколом задержания транспортного средства, актами приема передачи транспортного средства, выпиской из журнала регистрации, приема и выдачи задержанных транспортных средств, отсутствием решения ГИБДД УМВД России по Магаданской области о возврате транспортного средства. Задолженность по оплате услуг истца за хранение транспортного средства до настоящего времени, в том числе и за исковой период, ответчиком не погашена. Структура стоимости услуг по хранению задержанных транспортных средств определена Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016. В силу норм гражданского законодательства услуги хранения, в том числе услуги хранения на специализированной стоянке, оказанные в связи с возникновением отношений по хранению в силу закона, являются платными, в связи с изложенным просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, К.В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Посредством электронной почты представил пояснения, согласно которым он является владельцем автомобиля <данные изъяты>, который им был продан племяннику ФИО7 и передан на основании письменной доверенности, но переоформить автомобиль он не успел. 18.10.2023 он узнал, что принадлежащий ему автомобиль, за рулём которого был Сушкевич, попал в аварию, столкнувшись с другим автомобилем. Через 2 недели по приезду с работы, он обратился на стоянку за информацией, как забрать автомобиль и узнать сумму долга, на что ему пояснили о необходимости предоставить разрешение ГИБДД. На тот момент задолженность была больше 50000 руб. В ГИБДД ему пояснили, что автомобиль можно будет забрать только после того, как Сушкевичу выдадут лично протоколы, потому что на момент аварии тот был в опьянении. Без личного присутствия Сушкевича в ГИБДД ему в выдаче разрешения забрать автомобиль со стоянки отказали. На тот момент он был готов оплатить долг на стоянке и вывезти автомобиль. Поскольку он не мог найти Сушкевича, он принял решение прекратить регистрацию транспортного средства, и оставить авто на специализированной стоянке.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд с учетом мнения ответчика, нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.

В судебном заседании ответчик Сушкевич В.В. не согласился с требованиями, заявленными истцом. По существу иска пояснил, что его попросили перевезти автомобиль <данные изъяты>, и в ходе управления им, он попал в аварию, в результате которой ему и его пассажирке зажало ноги. Приехавшие сотрудники МЧС вытащили их из машины, и на скорой помощи отвезли в больницу, где они пробыли около трех-четырех часов. После больницы они вместе с его пассажиркой и водителем Мазда Трибьют проезжали на такси мимо места ДТП, и он видел, что их автомобили с места ДТП уже эвакуировали. Указал, что автомобиль, которым он управлял, остановился, потому что произошло ДТП, виновником которого он не является. При составлении протокола осмотра места происшествия от 17.10.2023, он не участвовал. Он, а затем и собственник автомобиля <данные изъяты>, пытались забрать его со стоянки, но им его не отдали.

Выслушав ответчика, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).

Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).

При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).

В силу положений ст.906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.

Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.

Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые, в том числе, во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом, в силу указанных положений КоАП РФ, не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.

Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).

Статьи 1 - 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.

Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).

Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана на основании аренды от 30 октября 2009 года № АН-49-09-03 предоставил ЗАО «Специальный магазин “Оборона” в аренду земельный участок под автостоянкой для легковых автомобилей по адресу: <адрес>, 25 августа 2011 года ЗАО «Специальный магазин Оборона» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к указанному договору аренды земель.

Приказом министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области от 9 апреля 2021 года№ 42 ИП Кузьминых А.А. включён в Реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории населённого пункта «город Магадан».

Приказом ИП Кузьминых А.А. от 1 января 2021 года № 1 на основании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 31 июля 2019 года № 2-ПР/26 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области» установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 62 рублей за 1 час.

Из протокола о задержании транспортного средства 49ХВ № 208301 от 17.10.2023 следует, что в 06 часов 00 минут 17 октября 2023 года в городе Магадане за совершение Сушкевичем В.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.19 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ, задержано транспортное средство «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (кузов ).

Согласно актам приема-передачи 17 октября 2023 года № 2061 указанное транспортное средство передано водителю эвакуатора с последующей передачей его на специализированную стоянку «Оборона» для хранения. Соответствующая отметка о поступлении транспортного средства на специализированную стоянку имеется и в копии журнала регистрации, приёма и выдачи транспортных средств, помещенных для хранения на штрафстоянку, представленной истцом.

Постановлением № 49ХВ 208301 от 16 декабря 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ в отношении Сушкевича В.В. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Из содержания названного постановления следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут по адресу г. Магадан, ул. Нагаевская, д. 51 Сушкевич В.В., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил остановку транспортного средства не параллельно краю проезжей части, создавая препятствие для движения других транспортных средств, в нарушение п. 12.2 ПДД РФ, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.19 КоАП РФ.

Часть 4 статьи 12.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Из административного материала в отношении С.В.И. по факту произошедшего ДТП следует, что 17.10.2023 в 01 час 35 минут в районе дома 51 по ул. Нагаевская в г. Магадане, С.В.И., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил столкновение с автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Сушкевича В.В., в результате которого Сушкевич В.В. и его пассажир ФИО9 получили телесные повреждения и были доставлены в Магаданскую областную больницу.

Факт доставления Сушкевича В.В. с места ДТП в ГБУЗ «Магаданская областная больница» в 01 час 40 минут подтверждается сведениями данного учреждения, согласно которым он отказался от прохождения обследования.

Согласно рапорту инспектора ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области ФИО10 от 17.10.2024, по прибытии на место ДТП 17.10.2023 водители и пассажиры были госпитализированы врачами ССМП в ГБУЗ «МОБ». Оба участникам ДТП (водители) оставили место ДТП, не приняли мер по отводу своих транспортных средств в проезжей части дороги. По месту жительства Сушкевич В.В. и С.В.И. отсутствовали, по телефону не отвечали, в связи с чем транспортные средства были эвакуированы на специализированную стоянку.

На месте ДТП произведен осмотрен места совершения административного правонарушения. При этом в протоколе осмотра от 17.10.2023 указано, что осмотра места происшествия произведен с участием водителей Сушкевича В.В. и С.В.И., что с учетом отсутствия их подписей о получении копии протокола, их госпитализации с места ДТП и времени нахождения в больнице, вызывает сомнения.

Согласно объяснению С.В.И. от 17.10.2023 по обстоятельствам ДТП, в ходе движения он не справился с управлением по причине влажности дорожного покрытия, и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение в с автомобилем <данные изъяты>. После ДТП он был доставлен в больницу, где пробыл около 4 часов.

В отношении водителя автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, С.В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.24 КоАП РФ, производство по которому прекращено постановлением от 17.11.2023 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку согласно заключениям судебно-медицинских экспертиза вреда здоровью потерпевшим Сушкевичу В.В. и ФИО9 не причинено.

Таким образом, судом установлено, что остановка транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которым управлял Сушкевич В.В., произошла не вследствие нарушения им правил остановки транспортных средств на проезжей части, а в результате ДТП, в отношении которого его вины не имеется.

А поскольку после произошедшего ДТП, его участники, в том числе и Сушкевич В.В. были госпитализированы с места ДТП, оснований для вывода о том, что водители по собственной воле оставили место ДТП и не приняли мер по отводу своих транспортных средств с проезжей части дороги, как о том указано в рапорте инспектора ФИО10, суд не усматривает.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.

Между тем, возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, по мнению суда, административный орган не учел обстоятельства, при которых произошла остановка транспортного средства на проезжей части.

Исходя из приведённых положений закона и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Сушкевичу В.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства в сумме 150288 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4206 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья      подпись Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья           Е.Ю. Ожегова

2-1341/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьминых Анатолий Анатольевич (ИП)
Ответчики
Сушкевич Валентин Валентинович
Другие
Кургузов Вячеслав Викторович
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Ожегова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
olskiy.mag.sudrf.ru
14.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Судебное заседание
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее