Решение по делу № 3а-675/2021 от 23.08.2021

24OS0000-01-2021-000593-56

Дело № 3А-675/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителей административного истца Крастелева Р.Е. – Балаганской И.С., Лещинского А.С., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 Сафоновой Е.А., прокурора Смирновой Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-675/2021 по административному иску Крастелева Романа Евгеньевича об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 от 12 августа 2021 года № 8/23 «О регистрации Красикова Даниила Васильевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 17 июня 2021 года № 11-5191П «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года № 189/1632-7 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 (далее – ОИК № 5) возложены на Территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района г. Красноярска.

Решением ОИК № 5 от 12 августа 2021 года № 8/23 Красиков Д.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5.

Решением ОИК № 5 от 24 июля 2021 года № 3/11 Крастелев Р.Е. зарегистрирован кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5.

Крастелев Р.Е. обратился с административным иском об оспаривании решения ОИК № 5 от 12 августа 2021 года № 8/23 о регистрации Красикова Д.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5.

Требования административного иска мотивированы тем, что подписи избирателей в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения Красикова Д.В., являются недостоверными и недействительными, поскольку подписи выполнены не избирателями, а иными лицами, фамилия, имя, отчество указаны большинством избирателей не собственноручно. В этой связи, в регистрации Красикова Д.В. должно было быть отказано на основании подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «з» пункта 4 статьи 27 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4435 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края». Кроме того, решением Избирательной комиссии Красноярского края от 13 августа 2021 года № 213/1847-7 было отказано в регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА». При проверке подписей, представленных данным избирательным объединением, было установлено, что из 11309 подписей недостоверными и недействительными являются 1333 подписи или 11,79%. По имеющейся у административного истца информации, сбор подписей избирателей в поддержку краевого списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществлялся одними и теми же сборщиками подписей, в одних и тех же местах, следовательно, по мнению административного истца, процент недостоверных и недействительных подписей в поддержку краевого списка и кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть примерно одинаковым. Оспариваемым решением нарушаются избирательные права административного истца, поскольку оно нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.

В судебном заседании представители административного истца Крастелева Р.Е. - Балаганская И.С., Лещинский А.С., действующие на основании доверенности, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ОИК № Сафонова Е.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность доводов административного истца, а также на то, что оспариваемое решение принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Прокурор Смирнова Я.Е. в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата, на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой, в частности, подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

На основании пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4435 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее - Уставной закон от 21 апреля 2016 года № 10-4435) Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года № 189/1635-7 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, подлежащих проверке в соответствующих избирательных комиссиях на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва» определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.

Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункту 2 статьи 25 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктом 12 статьи 25 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов, не более чем на 10 процентов.

Согласно Постановлению Законодательного Собрания Красноярского края от 24 апреля 2016 года № 10-4465П «Об утверждении схемы одномандатных и двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» количество избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа № 5, составляет 103 742 человека.

Решением ОИК № 5 от 18 июня 2021 года № 1/4 определено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5, составляет 3 112 подписей, что соответствует 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа. Максимальное количество подписей определено – 3423.

На основании подпункта «з» пункта 4 статьи 27 Уставного закона от 21 апреля 2016 года № 10-4435 основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В силу подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года № 9/75-8 (далее – Методические рекомендации), в ОИК № 5 образована рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для регистрации (далее - Рабочая группа).

Как следует из материалов дела, 4 августа 2021 года Красиков Д.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5, представил в ОИК № 5 документы для регистрации кандидатом, в том числе, 721 подписной лист с подписями избирателей в общем количестве 3423 подписи.

Рабочей группой проведена проверка подписных листов, по результатам которой составлен итоговый протокол от 10 августа 2021 года, согласно которому из 3 423 проверенных подписей избирателей (100%) недействительными признано 36 подписей. Количество достоверных подписей составило 3387.

12 августа 2021 года ОИК № 24 принято оспариваемое решение № 8/23 о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24.

Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, намерен исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого кандидата принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации. Действительно, согласно пункту 7 статьи 38 от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть осуществлена судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 названного закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, но при условии указания в административном исковом заявлении, поданном в суд с соблюдением процессуального срока, конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, являющихся основанием отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

В административном исковом заявлении Крастелева Р.Е. не приведено конкретных фактических обстоятельств, в силу которых, те или иные подписи избирателей, по мнению административного истца, являются недостоверными и (или) недействительными. На конкретные подписные листы либо строки в подписных листах, как на оформленные с нарушением законодательства, в административном исковом заявлении не указано.

Приведенное в административном исковом заявлении суждение о том, что подписи выполнены не избирателями, а иными лицами, фамилия, имя, отчество указаны большинством избирателей не собственноручно (как указано в административным иске видно «невооруженным глазом») является неконкретным, носит субъективный характер и не может служить основанием для повторной проверки судом с привлечением экспертов всех подписей избирателей, представленных кандидатом Красиковым А.В. в ОИК № 5.

По смыслу предписаний пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, устанавливающих право избирательной комиссии привлекать к проверке подписных листов членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов, избирательная комиссия обязана привлечь эксперта к проверке подписных листов в случае возникновения сомнений в достоверности и действительности подписей избирателей.

По настоящему делу у членов рабочей группы ОИК № 5 не возникло сомнений в достоверности подписей избирателей в подписных листах.

При исследовании подписных листов в судебном заседании, представители административного истца указали лишь в папке № 2 на строки 4, 5 в листе 8 и строку 3 в листе 16, как на оформленные с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Судом отклоняются, как не имеющие правового значения по настоящему делу, доводы административного истца о том, что решением Избирательной комиссии Красноярского края от 13 августа 2021 года № 213/1847-7 было отказано в регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Красноярском крае Политической партии «ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА». Наличие недостатков в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения указанного избирательного объединения, само по себе не свидетельствует о том, что такие недостатки имеются в подписных листах, представленных Красиковым Д.В. в поддержку своего выдвижения.

По мнению суда, избирательной комиссией могли быть признаны недействительными следующие подписи избирателей:

в папке № 2 в подписном листе 8 строки 4, 5 дата внесения подписи избирателя указана 28.08.2021, в то время как сборщиком подписей внесены данные о сборе подписей 30 июля 2021 года (подпункт «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ);

в папке № 2 в подписном листе 15 строка содержатся неоговоренные исправления в серии паспорта избирателя (подпункт «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ)

Между тем, с учетом дополнительного выявления 3 подписей избирателей, которые могли быть признаны недействительными, общее количество достоверных подписей избирателей в поддержку Красикова А.В. составляет 3 384 подписи, что превышает требуемое минимальное количество подписей 3 112, определенное решением. ОИК № 5 от 18 июня 2021 года № 1/4. Общее количество недействительных подписей составляет менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Решение ОИК № 5 было принято правомочным составом с соблюдением установленной законом процедуры.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого решения ОИК № 5 незаконным не имеется, в связи с чем, суд на основании части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказывает в удовлетворении административных исков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Крастелева Романа Евгеньевича об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5 от 12 августа 2021 года № 8/23 «О регистрации Красикова Даниила Васильевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 5» – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 31 августа 2021 года

3а-675/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крастелев Роман евгеньевич
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по Железнодорожному одномандатному округу
Другие
Балаганская Ирина Сергеевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
23.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Дело оформлено
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее