Административное дело № 3а-286/2021

21ОS0000-01-2021-000202-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 октября 2021 года       г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,

с участием:

представителя административного истца ООО «Чебоксарский завод строительных профилей» Львова Б.Л.,

представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Карсаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Чебоксарский завод строительных профилей» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Чебоксарский завод строительных профилей» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в котором просило об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- двухэтажного нежилого здания, наименование – автоцентр «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью 938,9 кв.м, инвентарный номер – 9254, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 12101482 руб. 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года;

- одноэтажного нежилого здания, наименование – помещение. Пристрой к зданию автоцентра «<данные изъяты>» под станцию технического обслуживания, с кадастровым номером , площадью 1324,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 12979 755 руб. 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

Требования мотивированы тем, что указанные объекты недвижимости принадлежат административному истцу на праве собственности, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости существенно выше и составляет:

- двухэтажного нежилого здания, наименование – автоцентр «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью 938,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - 27053507 руб. 74 коп.;

- одноэтажного нежилого здания, наименование – помещение. Пристрой к зданию автоцентра «<данные изъяты>» под станцию технического обслуживания, с кадастровым номером , площадью 1324,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, - 38167090 руб. 63 коп.

Однако согласно отчету № 36 ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость указанных объектов недвижимости значительно ниже утвержденной кадастровой стоимости, которая напрямую затрагивает права и обязанности административного истца, так как от этого зависит исчисление налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Львов Б.Л. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что замечаний к отчету № 36 ООО «<данные изъяты> по определению рыночной стоимости объектов недвижимости не имеют. Разница между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимости возникла из-за некорректных данных в ЕГРН. В частности, наименование объектов оценки не соответствует фактическому их использованию (производственно-складскому назначению): по данным ЕГРН объект с кадастровым номером значится как «автоцентр», соответственно объект был отнесен в 4 группу «Предпринимательство». Также имеется несоответствие по материалу стен по данным ЕГРН, согласно приложенным к отчету документам объект с кадастровым номером имеет материал стен железобетонный, в то время как фактически материал стен частично сэндвич-панели, частично железобетонные, объект с кадастровым номером по данным ЕГРН имеет материал стен полностью железобетонный, фактически – из сэндвич-панелей. Истцу необходимо было внести изменения ЕГРН (Росреестр) согласно фактическому использованию объектов недвижимости и фактическим данным, предоставив подтверждающую информацию корректного расчета кадастровой стоимости в дальнейшем при государственной кадастровой оценке. В данном случае административный истец мог разрешить спор в внесудебном порядке.

Представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Карсакова А.В. удовлетворение заявленный требований оставила на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской республики, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, не явился, представив в материалы дела письменный отзыв, в котором возражал относительно заявленного требования.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики – Чувашии, администрация города Чебоксары Чувашской Республики, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.

В частности ст. 22 Федерального закона № 237 – ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269 – ФЗ).

Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22.1 Федерального закона № 237 – ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее- решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости за ООО «Чебоксарский завод строительных профилей» на праве собственности зарегистрированы следующие объекты недвижимости:

- двухэтажное нежилое здание, наименование – автоцентр «<данные изъяты>», с кадастровым номером , площадью 938,9 кв.м, инвентарный номер – 9254, расположенный по адресу: <адрес>;

- одноэтажное нежилое здание, наименование – помещение. Пристрой к зданию автоцентра «<данные изъяты>» под станцию технического обслуживания, с кадастровым номером , площадью 1324,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Административный истец в соответствии с положениями ст.ст.399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество юридических лиц, тем самым результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства влияют на его права и обязанности как плательщика налога.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Принимая во внимание, что ООО «Чебоксарский завод строительных профилей» является собственником указанных выше объектов недвижимости, размер налога на имущество юридических лиц зависит от кадастровой стоимости данных нежилых помещений, то результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем Общество имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года.

Согласно выписке из ЕГРН от 12 августа 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости: помещения с кадастровым номером составляет 38167 090 руб. 63 коп., здания с кадастровым номером - 27053 507 руб.74 коп. по состоянию на 1 января 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 1 января 2019 года.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 25 августа 2021 года № 36, составленный ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости: помещения с кадастровым номером составляет 12979755 руб. 00 коп., здания с кадастровым номером - 12101482 руб. 00 коп., по состоянию на 01 января 2018 года.

Как видно из представленного административным истцом отчета, определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.

Представленный отчет содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости объектов недвижимости осуществлено с использованием сравнительного подхода, в заключении приведено подробное описание их применения в соответствии с требованиями Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" и "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".

В отчетах экспертами-оценщиками представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость объектов недвижимого имущества.

Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчетам приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Содержащиеся в отчете сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках данного подхода.

Эксперты-оценщики определили сегмент рынка исследования; подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)».

Оценщиками осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых объектов и сглаживающие их отличия.

В силу подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)» удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу.

Суд, оценивая представленный отчет, приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

В связи с чем суд исходит из тех доказательств, которые представлены сторонами в материалы дела, и приходит к выводу, что административный истец доказал рыночную стоимость спорных объектов недвижимости на оспариваемую дату. Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости на основании результатов независимой оценки.

Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение в комиссию.

В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 9 сентября 2021 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, руководствуюсь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░ ░░░░░░░░ 938,9 ░░.░., ░░░░░░░░░: 2, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12101482 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 00 ░░░;

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1324,6 ░░.░., ░░░░░░░░░: 1, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12979755 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 00 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

3а-286/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Чебоксарский завод СТэП"
Ответчики
БУ Чуваштехинвентаризация" ЧР
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
Администрация г. Чебоксары
Управление Росреестра ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Кудряшова Р.Г.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
14.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее