Дело № 2а-2008/2021
УИД 34RS0007-01-2021-003963-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:
председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,
при секретаре Асташевой О.Н.,
04 августа 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Фроловой Ю.А. задолженности по требованию №22351 от 03 мая 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 606 рублей 80 копеек и соответствующей суммы пени в размере 23 рублей 50 копеек; по требованию №5024 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 2 440 рублей и соответствующей суммы пени в размере 38 рублей 82 копеек, в общей сумме 3 109 рублей 12 копеек. В обосновании искового заявления указав, что административный ответчик Фролова Ю.А. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога. Ответчику направлены налоговые уведомления с расчетом налога, подлежащего уплате в установленный срок, которое осталось без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требований №22351 от 03 мая 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 610 рублей и соответствующей суммы пени в размере 23 рублей 50 копеек; №5024 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 2 440 рублей и соответствующей суммы пени в размере 38 рублей 82 копеек, которые не были исполнены административным ответчиком. 15 ноября 2019 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Фроловой Ю.А. в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ задолженности по налогам, который 01 апреля 2021 года был отменен по поступившим возражениям должника относительно его исполнения. После отмены судебного приказа Фролова Ю.А. частично погасила задолженность по уплате транспортного налога, за исключением остатка задолженности по требованиям: №22351 от 03 мая 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 606 рублей 80 копеек и соответствующей суммы пени в размере 23 рублей 50 копеек, №5024 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 2 440 рублей и соответствующей суммы пени в размере 38 рублей 82 копеек. Поскольку Фролова Ю.А. задолженность по транспортном налогу и пени не оплатила в полном объеме, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду неизвестны.
Административный ответчик – Фролова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, копия определения судьи о принятии искового заявления к производству и судебное извещение, направленные в адрес ответчика, вернулись в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», возражений по существу административного иска не предоставила, об отложении судебного заседания не просила, об уважительности причин неявки не сообщила.
Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Учитывая изложенное, у суда имеются достаточные основания считать административного ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, так как по правилам статей 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела судом.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной размере налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что Фролова Ю.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в качестве плательщика транспортного налога (л.д.13-14).
В адрес Фроловой Ю.А. было направлено налоговое уведомление №34125741 от 24 июля 2017 года об уплате в срок не позднее 01 декабря 2017 года транспортного налога в размере 610 рублей за налоговый период – 2016 год (л.д.21).
26 июля 2018 года в адрес Фроловой Ю.А. было направлено налоговое уведомление №28449527 от 12 июля 2018 года об уплате в срок не позднее 03 декабря 2018 года транспортного налога в размере 2 440 рублей за налоговый период – 2017 год (л.д.15,16).
В установленный законом срок Фроловой Ю.А. обязанность по уплате транспортного налога за 2016, 2017 годы не была исполнена в связи с чем, за ней образовалась задолженность.
Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для начисления пени и направления налогоплательщику соответствующих требований.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2016 год, Фроловой Ю.А. направлено требование №22351 от 03 мая 2018 года об уплате в срок до 20 июня 2018 года задолженности по транспортному налогу в размере 610 рублей, пени по транспортному налогу в размере 23 рублей 50 копеек (л.д.25,26,20).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2017 год, Фроловой Ю.А. направлено требование №5024 от 04 февраля 2019 года об уплате в срок до 01 апреля 2019 года задолженности по транспортному налогу в размере 2 440 рублей, пени по транспортному налогу в размере 38 рублей 82 копеек (л.д.17-18,19,20).
Поскольку выставленные налоговым органом требования на общую сумму 3 112 рублей 32 копейки не были исполнены административным ответчиком, это явилось основанием для обращения налогового органа 11 ноября 2019 года с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Фроловой Ю.А. налоговой задолженности.
15 ноября 2019 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ - мировым судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с Фроловой Ю.А. в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ недоимки по транспортному налогу в размере 3 050 рублей, пени в размере 62 рублей 32 копеек, а всего 3 112 рублей 32 копейки, а также государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
01 апреля 2021 года определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ - мирового судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ данный судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения (л.д.11-12).
Вместе с тем, после отмены судебного приказа Фролова Ю.А. задолженность по налогу и пени по вышеуказанным требованиям в полном объеме не уплатила. Так из искового заявления усматривается и подтверждается материалами дела, что Фролова Ю.А. частично погасила задолженность по транспортному налогу.
Таким образом, за административным ответчиком числится задолженность по требованию №22351 от 03 мая 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 606 рублей 80 копеек, пени по транспортному налогу в размере 23 рублей 50 копеек; по требованию №5024 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 2 440 рублей, пени по транспортному налогу в размере 38 рублей 82 копеек, в общей сумме 3 109 рублей 12 копеек.
Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено и судом не добыто.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Из установленных по делу обстоятельств и предоставленных налоговых требований следует, что общая сумма налогов превысила 3 000 рублей с момента выставления требования №5024 от 04 февраля 2019 года со сроком исполнения до 01 апреля 2019 года (л.д.17-18). Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налоговой задолженности начал течь с момента истечения срока исполнения данного требования №5024 от 04 февраля 2019 года.
Исходя из требований положений абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании недоимки по налогу налоговый орган мог обратиться в суд не ранее 02 апреля 2019 года и не позднее 01 октября 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО4 задолженности по транспортному налогу и пени налоговый орган обратился к мировому судье 11 ноября 2019 года, что подтверждается сообщением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА и отметками в штампе входящей корреспонденции судебного участка (л.д.41,42), то есть за пределами срока, установленного абзацем 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Применительно к положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок предъявления административного искового заявления в суд по указанным требованиям не истёк.
Судебный приказ был отменен 01 апреля 2021 года, копию определения об отмене судебного приказа административный истец получил 12 апреля 2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции, сформированным официальным сайтом Почты России (л.д.44), настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом в суд по почте 15 июля 2021 года, что подтверждается отметками в штампе почтового отделения на конверте (л.д.33), то есть в установленный законом срок - до истечения шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Однако при изложенных выше обстоятельствах, несмотря на то, что шестимесячный срок подачи административного искового заявления в суд после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа по указанным требованиям не истёк, задолженность по налогу административным ответчиком не погашена, суд находит, что несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков обращения к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм закона суд считает необходимым отказать Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в удовлетворении заявленных административных исковых требований к Фроловой Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по вышеуказанным требования в общей сумме 3 109 рублей 12 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 606 ░░░░░░ 80 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 50 ░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 440 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 38 ░░░░░░ 82 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 109 ░░░░░░ 12 ░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░