Судья Маркелова А.А. УИД 39RS0004-01-2023-003341-59
Дело № 2-766/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-2932/2024
19 июня 2024 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Харитоненко Н.О.,
судей Шкуратовой А.В., Стариковой А.А.
при помощнике судьи Глодян В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика АО «Янтарьэнергосбыт» в лице представителя по доверенности Князевой О.А. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 05.02.2024 по иску Минько Владимира Ивановича к АО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения представителя АО «Янтарьэнергосбыт» по доверенности Князевой О.А., поддержавшей доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Минько В.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что имеет в собственности жилой дом <адрес>. В июне 2021 года осуществлено технологическое присоединение к сетям строящегося жилого дома с разрешенной максимальной мощностью 10 Квт, которая была увеличена в январе 2023 года до 30 Квт.
После завершения строительства и постановки на учет индивидуального жилого дома, он обратился к ответчику с заявлением об изменении тарифа на электрическую энергию с учетом применения понижающего коэффициента с 01.12.2022, поскольку в доме установлены электрическая плита и электрический колет для отопления и подогрева воды.
В удовлетворении заявления истцу было отказано, в связи с предоставлением пакета документов не в полном объеме. Предложено представить, в том числе, разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой стационарной электроплиты и электроотопительной установки, проектную документацию на дом. Между тем, предоставление проектной документации не представлялось возможным, в связи с ее отсутствием, поскольку дом строится без проекта.
Также впоследствии выяснилось, что разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой стационарной электроплиты и электроотопительной установки не требуется.
Согласно ответу АО «Россети Янтарь» от 12.05.2023 выдача отдельного разрешения для подключения эклектической плиты и (или) иного электрического оборудования не предусмотрена, определяется техническими условиями в счет выделенной мощности ЭПУ объекта в целом.
13.05.2023 ответчиком снято требование о предоставлении проектной документации в случае предоставления технического паспорта дома.
Технический паспорт был изготовлен 25.04.2023.
Обращение истца к ответчику с требованием о применении понижающего коэффициента с 01.12.2022 было вызвано тем, что ранее он был введен в заблуждение необоснованным затребованием документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Истец указывает, что незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 5000 руб. и просит их взыскать. Также просит обязать ответчика применить понижающий коэффициент 0,7 при расчете потребленной электрической энергии по лицевому счету № 199041075, открытому для индивидуального жилого дома <адрес> с 01.12.2022 с перерасчетом платы за электрическую энергию с указанной даты по 18.05.2023.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 05.02.2024 исковые требования Минько Владимира Ивановича удовлетворены частично. На АО «Янтарьэнергосбыт» возложена обязанность произвести перерасчет платы по потребленной электрической энергии в доме <адрес> с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с 01.12.2022 по 17.05.2023 включительно. С АО «Янтарьэнергосбыт» в пользу Минько Владимира Ивановича взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 1500 руб., а всего 4500 рублей.
Этим же решением суда с АО «Янтарьэнергосбыт» в доход ГО «Город Калининград» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Ответчиком АО «Янтарьэнергосбыт» в лице представителя по доверенности Князевой О.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Критикуя выводы суда, указывает, на отсутствие вины в действиях ответчика, поскольку истцом при подаче заявления о применении понижающего коэффициента не было представлено доказательств того, что на момент обращений в АО «Янтарьэнергосбыт» его индивидуальный жилой дом был оборудован электроплитой, а также электрическим котлом для отопления и горячей воды, с занесением соответствующих изменений в технический паспорт всего индивидуального жилого дома. Выражая несогласие с принятым решением суда, ссылается на то, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда необоснованны, документально не подтверждены, а также не указано в чем выразилось причинение физических и нравственных страданий, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований в части возмещения морального вреда истцу. Обращает внимание на то, что на неоднократные заявления истца об изменении тарифа на электрическую энергию с учетом применения понижающего коэффициента с 01.12.2022, мотивированные тем, что в доме установлены электрическая плита и электрический котел для отопления и подогрева воды, при этом, истец не предоставлял никаких правоустанавливающих документов, ответчиком своевременно направлялись ответы, с расшифровками о предоставлении определенных документов. Поскольку истцом необходимые документы не предоставлялись, и спорный жилой дом изначально строился без проекта, ответчик не мог применить понижающий коэффициент с 01.12.2022. Полагает, что судом оставлен без внимания тот факт, что истец предоставил технический паспорт на дом только 18.05.2023, в связи с чем, общество применило понижающий коэффициент 0,7 к тарифу на электрическую энергию с указанной даты.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Такому требованию решение не отвечает, поскольку судом при рассмотрении иска неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неверно произведена оценка доказательствам, в связи с чем не применены нормы материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению.
Как следует из материалов дела, истец Минько В.И. с 17.10.2022 г. является собственником индивидуального жилого дома <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.
Право собственности на жилой дом зарегистрировано в упрощенном порядке, на основании декларации.
Жилой дом возводился истцом без проекта и без получения разрешительной документации.
01.12.2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением, в котором указывал на оборудование жилого дома электроплитой и электрокотлом, в связи с чем просил применить соответствующий тариф по начислению платы потребленной электрической энергии.
На данное обращение АО «Янтарьэнергосбыт» в ответе от 06.12.2022 г. № истцу указано на необходимость предоставления перечня документов, необходимых для изменения тарифа на электроэнергию, в частности:
- справки об отсутствии в жилом помещении газа, технические условия (не) возможности подключения к газораспределительным сетям (выдает газоснабжающая организация);
- разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки (для ИЖД – выдает сетевая организация);
- технические условия подключения электроплиты и (или) электроотопительной установки (сетевая компания может выдавать технические условия в целом на дом с возможной оговоркой в них, что будет использоваться электроплита. Это при условии, что существующей разрешенной мощности не хватает. Если же на ИЖД выдана, например мощность 12-15 кВт, то в данном случае технические условия не требуются:;
- проектной документации на дом, согласно которой дом оборудован стационарной электроплитой и (или) электроотопительной установкой);
- копии технического паспорта жилого дома (выдает Бюро Технической Инвентаризации);
- правоустанавливающие документы;
-документ о присвоении отдельного адреса объекту (при необходимости);
- документ о регистрации по данному месту жительства.
02.03.2023 г. истец обратился к ответчику повторно, где поставил вопрос об обследовании дома на предмет установки электроплиты и применении соответствующего понижающего тарифа по электроэнергии.
В данной части истцу в ответе от 30.03.2023 г. № сообщено, что ранее аналогичное обращение рассмотрено, в его (истца) адрес направлено сообщение от 06.12.2022 г. №.
Аналогичное обращение истец направлял 16.03.2023 г., где ему сообщено, что ранее – 30.03.2023 г., дан исчерпывающий ответ.
21.04.2023 года истец вновь обращается к ответчику с письменным заявлением, в котором в том числе просит обосновать требование о предоставлении пакета документов, указанного в сообщении от 06.12.2022 г. №.
В ответе от 13.05.2023 г. № в части применения понижающего коэффициента истцу даны разъяснения со ссылкой на п. 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 относительно того, что для целей применения социальной нормы оснащенность жилого помещения стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками определяется в соответствии с техническим паспортом дома, а в случае его отсутствия – проектной документацией.
На основании данного сообщения истцом 18.05.2023 г. представлен технический паспорт принадлежащего ему жилого помещения, изготовленный 25.04.2023 года, и с 18.05.2023 г. АО «Янтарьэнергосбыт» к тарифу на электрическую энергию применен понижающий коэффициент 0,7.
Частично удовлетворяя заявленные Минько В.И. исковые требования, и возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет платы по электроэнергии в жилом доме с понижающим коэффициентом 0,7 за период с 01.12.2022 по 17.05.2023 года, а также взыскивая компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя, суд первой инстанции исходил из того, что на момент ввода жилого дома в эксплуатацию в нем отсутствовало газоснабжение, при наличии выданных истцу технических условий для присоединения жилого дома к электрическим сетям АО «Россети Янтарь» являлись необоснованными требования АО «Янтарьэнергосбыт», изложенные в ответе от 06.12.2022 г., о предоставлении дополнительных документов.
С такими выводами суда суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей (абзац 3 пункта 38 Правил N 354).
На основании требований Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пище приготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года N 614 (ред. от 31/08/2023 года) "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных стационарными электроплитами.
Таким образом, в рассматриваемом случае для перерасчета электроэнергии с применением социальной нормы потребления потребитель должен был предоставить не только заявление, но и технический паспорт, либо проектную документацию на жилой дом.
Необходимый для перерасчета документ (технический паспорт) истец предоставил в АО «Янтарьэнергосбыт» 18.05.2023 года, и именно с указанной даты ответчик обоснованно применил понижающий коэффициент 0,7 к тарифу на электрическую энергию.
Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет на основании заявления от 01.12.2023 года, к которому не были приобщены документы, подтверждающие наличие у собственника оснований для применения при расчетах по оплате электроэнергии понижающего коэффициента 0,7, не имелось.
Доводы истца о том, что он был введен ответчиком в заблуждение относительно пакета документов, необходимых для применения понижающего коэффициента, не могли быть приняты во внимание, поскольку Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 года N 614, которым урегулирован данный вопрос, является общедоступным нормативным актом.
Учитывая, что ответчиком не было допущено нарушение прав истца, как потребителя услуги, оснований для взыскания с АО «Янтарьэнергосбыт» компенсации морального вреда и штрафа также не имелось.
С учетом изложенного, принятое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Минько В.И. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 05 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Минько Владимиру Ивановичу к АО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Мотивированное определение изготовлено 24 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: