Дело № 2а-38/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Альменевский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Речкиной Т.А.
при секретаре Пястоловой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Альменево Курганской области 7 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации Альменевского района Курганской области к Альменевскому районному отделу судебных приставов УФССП по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация Альменевского района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава – исполнителя Альменевского районного отдела судебных приставов УФССП по Курганской области (далее - Альменевский РО СП УФССП России по Курганской области) от 29.12.2017, в обоснование указывает, что решением Альменевского районного суда Курганской области от 16.06.2016, вступившим в законную силу, на Администрацию Альменевского района Курганской области возложена обязанность предоставить ФИО1. по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение расположенное на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам и требованиям законодательства, не менее нормы предоставления – 15 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в собственность муниципального образования Альменевский район. Судебным приставом – исполнителем Альменевского РО СП УФССП России по Курганской области от 07.09.2016 возбуждено исполнительное производство № 3023/16/45036-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. Определением Альменевского районного суда от 11.10.2016 предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.07.2017. Судебным приставом – исполнителем Альменевского РО СП УФССП России по Курганской области от 29.12.2017 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб. В настоящее время Администрация Альменевского района свободным жильем, расположенным на территории с. Альменево не располагает. Исполнение решения суда возможно только за счет перечисленных из бюджета Курганской области средств на указанные цели. С 2016 года до настоящего времени органами государственной власти Курганской области финансовые средства и материальные ресурсы на исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не предоставлялись. Администрацией Альменевского района ежеквартально предоставляются в Департамент образования и науки, в ГУСЗН Курганской области списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Администрацией Альменевского района неоднократно направлялись письма в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области о предоставлении информации о проводимых мероприятиях по передаче в собственность Альменевского района жилых помещений. В 2018 году запланировано приобретение строящихся жилых помещений (квартир), со сроком сдачи во втором квартале 2019 года. Вины Администрации Альменевского района, как должника, в неисполнении в срок исполнительного документа нет.
Представитель административного истца Администрации Альменевского района Курганской области Аюпова С.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, дополнительно показала, что исполнение Администрацией Альменевского района судебного решения по предоставлению жилого помещения ФИО2 по договору найма специализированных жилых помещений поставлено в зависимость от действий Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области по приобретению и передаче указанных жилых помещений в собственность муниципального образования. Администрация Альменевского района проводит все возможные действия для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, и причины неисполнения решения суда являются уважительными, вины должника в неисполнении судебного решения не имеется, в связи с чем просит освободить Администрацию Альменевского района от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика Альменевского РО СП УФССП России по Курганской области Мугинов Д.А. в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указывает, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 21.09.2016. Считает, что по делу доказана вина Администрации Альменевского района в неисполнении требований исполнительного документа. Обращает внимание, что нарушение сроков исполнения не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника. Полагает, что довод Администрации Альменевского района о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием финансирования является несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств не является уважительной причиной неисполнения требований исполнительного документа.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно ч.6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Альменевского районного суда Курганской области от 16.06.2016 на Администрацию Альменевского района Курганской области возложена обязанность предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории с.Альменево Альменевского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам и требованиям законодательства, не менее нормы предоставления – 15 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в собственность муниципального образования Альменевский район.
Решение вступило в законную силу 21.07.2016, выдан исполнительный лист серии ФС №008350696 в отношении должника – Администрации Альменевского района Курганской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Альменевского РО СП УФССП России по Курганской области от 07.09.2016 возбуждено исполнительное производство №3023/16/45036-ИП.
Должнику Администрации Альменевского района Курганской области в соответствии с ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Определением Альменевского районного суда Курганской области от 11.10.2016 предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16.06.2016 сроком до 31.07.2017.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Альмененевского РО СП УФССП России по Курганской области от 29.12.2017 по исполнительному производству №3023/16/45036-ИП постановлено взыскать с должника Администрации Альменевского района Курганской области исполнительский сбор в размере 50000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Суд считает, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.
Следует учесть, что Администрация Альменевского района является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом муниципального образования, и с бюджетной классификацией на соответствующий год.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Альменевского района на постоянной основе принимались меры, направленные на исполнение решений суда по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим отсутствует виновное противоправное бездействие должника, выразившееся в неисполнении решения суда.
Администрация Альменевского района получит возможность исполнить решение суда только после передачи Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность соответствующего жилого помещения.
Должником направлялись обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области по вопросу приобретения жилых помещений на территории Альменевского района с целью их передачи по договору найма лицам, в отношении которых имеются судебные решения.
По информации Отдела экономики и управления муниципальным имуществом Администрации Альменевского района от 25.01.2018, Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в период с 2016 года по настоящее время жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд не передавалось. В муниципальной собственности свободных объектов специализированного жилищного фонда не имеется.
По информации финансового отдела Администрации Альменевского района в бюджете Альменевского района на 2016, 2017 и 2018 годы не выделены денежные средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
По сообщению сектора по опеке и попечительству отдела образования Администрации Альменевского района на территории с. Альменево выделен земельный участок под строительство благоустроенного 30-квартирного жилого дома, привлечен застройщик, разрабатывается проектно-сметная документация. Закладка дома планируется весной 2018 года.
Как следует из представленного Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области сообщения, адресованного 17.01.2018 Администрации Альменевского района, в 2018 году на территории Альменевского района запланировано приобретение 20 строящихся жилых помещений со сроком сдачи – второй квартал 2019 года.
Таким образом, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Администрация Альменевского района Курганской области уклонялась от исполнения требований исполнительного документа, суду не представлено.
Как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения суда Администрацией Альменевского района возможно только после передачи Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность жилых помещений. Административным истцом же были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
С учетом вышеизложенного суд не усматривает вины должника - Администрации Альменевского района Курганской области в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, в связи с этим считает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации Альменевского района Курганской области к Альменевскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Альменевского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по исполнительному производству №3023/16/45036-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Альменевский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.А. Речкина