Судья: Стоносова О.В. дело № 33-9576/2022
(№ 2-4484/2022)
УИД: 64RS0045-01-2022-007249-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.12.2022 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мещерякова В.В. к Саратовской таможне Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления, третье лицо Приволжское таможенное управление о признания незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты, признании права на единовременную социальную выплату по апелляционным жалобам Саратовской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления и Приволжского таможенного управления на решение Кировского районного суда г. Саратова от 30.08.2022 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика и третьего лица Шишкинской К.И., представителя ответчика Заломновой Е.Е., поддержавших доводы жалоб, истца Мещерякова В.В. и его представителя адвоката Волковой Ю.Ю., возражавших по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия
установила:
Мещеряков В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Саратовской таможне Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления (далее Саратовская таможня) о признании незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты, признании права на единовременную социальную выплату.
Определением от 01.08.2022 г. для участия по делу в качестве третьего лица привлечено Приволжское таможенное управление.
Требования мотивировал тем, что 02.04.2015 г. он обратился в Комиссию Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия) с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Решением Комиссии, изложенном в протоколе № от 08.05.2015 г., поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ), то есть как сотрудник, проживающий в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
13.04.2022 г. решением Комиссии Саратовской таможни, изложенном в протоколе №, он снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. «г» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 (то есть по причине выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет, указанных в ч. 8 ст. 4 Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением ухудшения жилищных условий), а именно выявлены сведения о прекращении (отчуждении) сотрудником <дата> собственности на часть квартиры (доля в праве 16/100), расположенной по адресу: <адрес>.
Полагая указанный отказ незаконным, поскольку факт отчуждения собственности не влияет на его право на постановку на учет в качестве нуждающегося, истец просил признать незаконным и отменить решение Комиссии Саратовской таможни 13.04.2022 г. изложенное в протоколе № 3 в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. «г» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369, восстановив его на учете для получения единовременной социальной выплаты, признав за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 30.08.2022 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Саратовская таможня Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления и Приволжское таможенное управление просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, считают, что судебный акт вынесен при несоответствии выводов, изложенных в нем обстоятельствам дела. Обращают внимание судебной коллеги на то, что одним из оснований для снятия Мещерякова В.В. с учета послужило совершение действий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большом размере. Совершенные сотрудником действия по отчуждению 1/3 доли в праве обще долевой собственности влияют на размер и в случае предоставлении о данном факте соответствующих документов при постановке на учет, Мещеряков В.В. не мог быть поставлен на учет.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнений к ним Мещеряков В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, указывая о том, что сведения об отчуждении им доли в праве собственности при постановке на учет предоставлялись.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 18.08.1993 г. по 07.09.2015 г. Мещеряков В.В. проходил службу в таможенных органах на различных должностях, последняя занимаемая должность младшего инспектора - дежурного поста охраны ООДСиТО ПОТП Саратовской таможни (л.д. 46-48, 69).
Судом первой инстанции установлено, что Мещеряков В.В. с 12.12.2014 г. зарегистрирован и постоянно проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира является коммунальной с местами общего пользования (общая площадь коммунальной квартиры 92,7 м2). Он является собственником доли в праве на вышеуказанное жилое помещение (доля в праве - 16/200, что составляет - 7,416 м2).
Иной жилой площади, принадлежащей Мещерякову В.В. на праве собственности и по договору социального найма, не имеется (л.д. 16, 17,18).
02.04.2015 г. Мещеряков В.В. обратился в Саратовскую таможню с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 75-77).
К заявлению приложены следующие документы: копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, свидетельства о расторжении брака, послужной список, выписка из домовой книги от 28.03.2015 г., справка о регистрации по месту жительства от 10.02.2015 г. № от 28.03.2015 г. №б/н, копия финансового лицевого счета от 01.04.2015 г. №, справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекта недвижимого имущества от 17.02.2015 г. №, справка ФГУП «Ростехинветаризация-Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение от 09.02.2015 г. №, от 01.04.2015 г. №, копия свидетельства о государственной регистрации права от 03.07.2014 г. № (л.д. 15, 74). Данное заявление зарегистрировано в журнале учета заявлений и документов, представленные сотрудниками, членами семей и гражданами, уволенными со службы в таможенных органах, для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты 02.04.2015 г. за № (л.д. 27-29, 30-32).
08.05.2015 г. Комиссия на заседании по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов РФ и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной, социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приняла решение, оформленное в протоколе №, о постановке Мещерякова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты по п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (л.д. 71-73).
13.05.2015 г. Мещерякову В.В. вручено уведомление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 70).
30.09.2015 г. на заседании Комиссии о рассмотрении вопроса о снятии с учета сотрудников, Комиссией принято решение, оформленное в протоколе №, в соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам …, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, оставить стоящим на учете для получения единовременной социальной выплаты Мещерякова В.В. (л.д. 66-68).
13.04.2022 г. решением Комиссии, оформленным в протоколе заседания №, Мещеряков В.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы по пп. «г» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369, то есть в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и приставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 36-39).
15.04.2022 г. Мещерякову В.В. направлено уведомление о снятии с учета (л.д. 34)
13.07.2022 г. Мещерякову В.В. направлено повторное уведомление о снятии с учета (л.д. 33).
Проверяя решение ответчика о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы, судом первой инстанции установлено, что Мещеряков В.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до момента дарения сестре в 2014 году принадлежащей ему на праве собственности 16/100 доли в коммунальной квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 14,832 кв. м), так и после заключения договора дарения (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составила 7,416 кв. м), что в любом случае менее установленной в п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снятие Мещерякова В.В. с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения неправомерно и не соответствует нормам закона.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).
Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 2 указанной статьи).
В силу ч. 3 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5).
Как установлено судом первой инстанции, Мещеряков В.В. 08.05.2015 г. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты по п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2019 г. № 1458);
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 201);
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Пунктом 6 установлено, что копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Как установлено судом первой инстанции, при постановке на учет Мещеряковым В.В. предоставлены в комиссию все документы в соответствии с приведенным в Правилах перечнем.
Как следует из копий свидетельства о государственной регистрации права от 03.07.2014 г., выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17.02.2015 г. №, справка от 09.02.2015 г. № ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение, Мещерякову В.В. принадлежит право общей долевой собственности (доля в праве 16/200) на жилое помещение - квартиру, состоящую из пяти комнат, расположенную по адресу: <адрес> ФИО10 (сестра истца) принадлежит 16/200 общей долевой собственности на основании договора дарения от 17.06.2014 г.
Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённых Приказом ФТС России от 18.06.2013 г. №, предусматривает, что в своей деятельности Комиссия руководствуется Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №, Порядком, иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3).
В соответствии с п. 9 названного Порядка комиссия осуществляет следующие функции:
а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудниками, проходящими службу в таможенных органах Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в таможенных органах Российской Федерации, в соответствии с п. 5 Правил;
б) направляет запросы в федеральные органы исполнительной власти и учреждения для получения информации о предоставлении (непредоставлении) сотруднику, членам семьи и гражданину, уволенному со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные и муниципальные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника, членов семьи и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, условий для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты;
в) принимает решение о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета;
г) ведет книгу учета сотрудников, членов их семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Как установлено судом первой инстанции, основанием для снятия Мещерякова В.В. с учета послужили положения только подп. г п. 15 Правил, то есть Мещеряков В.В. снят с учета в связи с выявлением Комиссией сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Рассматривая заявленный спор, судом установлено, что все документы в соответствии с требованиями закона истцом представлены были.
В апелляционных жалобах сторона ответчика указывает на то, что кроме прочего основанием для снятия истца послужило то обстоятельство, что им совершены действия намеренно ухудшающие жилищные условия.
Проверяя данный довод, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 (далее также - Правила), при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11).
Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Как указывалось выше, в п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Судом первой инстанции установлено, что Мещеряков В.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения в пользу сестры в 2014 г. принадлежащей ему 16/100 доли на праве на жилое помещение, так и после заключения договора дарения и имеет право на постановку на соответствующий учет. Его действия по отчуждению доли в праве объективно не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку даже с учетом отчуждаемой им доли в праве площадь жилого помещения составляет менее 15 кв. м, что дает ему право на получение социальной выплаты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Стороной ответчика не представлено доказательств такого поведения со стороны истца, что, заключая договор дарения на 16/100 доли в квартире в пользу сестры, он действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
При этом судебная коллегия не может согласиться со стороной ответчика, что доказательством искусственного ухудшения жилищных условий со стороны Мещерякова В.В. является тот факт, что на момент его постановки на учет действовали положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, которыми предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения вычитается общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику.
Как указано в выданном истцу уведомлении о постановке на учет, он поставлен комиссией по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, то есть, как сотрудник проживающий проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Пунктом 20 Правил предоставления единовременной выплаты предусмотрено, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
При этом абз. 2 указанного пункта предусматривает, что положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в п.п. 3 - 5 и 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ.
Таким образом, на момент снятия Мещерякова В.В. с учета, то есть на 13.04.2022 г. Правилами не было предусмотрено право Комиссии при расчете размера единовременной выплаты вычитать общую площадь жилого помещения, принадлежащего Мещерякову В.В. на праве собственности, поскольку данное жилое помещение являлось коммунальной квартирой.
При таком положении вывод Комиссии о совершении в 2014 году Мещеряковым В.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не соответствует фактическим обстоятельствам и положениям п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным решение комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для иной оценки которых у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционные жалобы), судом не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 30.08.2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.12.2022 г.
Председательствующий
Судьи