Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Уни 13 апреля 2022 года
Унинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Чуприянова Ю.А., при секретаре Шалыгиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к МО «Унинский муниципальный округ <адрес>» о возложении обязанностей
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в интересах Российской Федерации к МО «Унинский муниципальный округ <адрес>» о возложении обязанностей, а именно: обустроить подъезды к естественным водоемам – пруды в д.Астрахань, д.Сибирь, <адрес> с площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12х12 метров.
Обеспечить наличие надлежащих (исправных) источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в д.Астрахань на <адрес>, Труда, Пионерская, Свободы, Советская, в д.Сибирь на <адрес>, Мира, в <адрес>, Новая, Механизаторов, Строителей, Молодежная, Набережная, Мира, Северная, Труда.
Оборудовать водонапорную башню в д.Астрахань приспособлениями для забора воды пожарной техникой.
Устранить неисправность пожарного резервуара в д.Астрахань на <адрес>.
Оборудовать пожарное депо для размещения пожарной техники муниципальной пожарной охраны в <адрес> отоплением, утеплить ворота.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кузнецова К.С. доводы иска поддержала.
Представитель ответчика - в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что выполнение требований требует значительного финансирования в связи с чем, просит предоставит отсрочку до 2027 года.
Представитель Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по <адрес> Юдинцев А.А. считает требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав помощника прокурора исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
<адрес> на основании поступившей информации ОНДПР <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности администрации Унинского муниципального округа <адрес> выявлены грубые нарушения указанного законодательства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина, в связи с чем в целях обеспечения прав каждого гражданина на жизнь и здоровье, в каждом населенном пункте должны быть соблюдены нормы Правил пожарной безопасности, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органов местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ч.8 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 437-ЗО «О преобразовании некоторых муниципальных образований <адрес> и наделении вновь образованных муниципальных образований статусом муниципального округа» (далее-Закон) входящие в состав Унинского муниципального района Унинское городское поселение, Астраханское сельское поселение, Елганское сельское поселение, Канахинское сельское поселение, Комаровское сельское поселение, Малополомское сельское поселение, Порезское сельское поселение, Сардыкское сельское поселение и Сосновское сельское поселение объединены и вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа с административным центром в поселке городского типа Уни.
В силу ч.1 ст.4 Закона органы местного самоуправления муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.4 ст.3 Устава муниципального образования Унинский муниципальный округ <адрес>, принятого решением Думы Унинского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень населенных пунктов Унинского муниципального округа, среди прочих, входят д. Астрахань, д.Сибирь, <адрес>.
В силу п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (далее- ППР в РФ), органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Вместе с тем, естественные водоемы (пруды в д.Астрахань, д.Сибирь, <адрес>) не обеспечены подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В д.Астрахань на <адрес>, Труда, Пионерская, Свободы, Советская, в д.Сибирь на <адрес>, Мира, в <адрес>, Новая, Механизаторов, Строителей, Молодежная, Набережная, Мира, Северная, Труда отсутствуют надлежащие (исправные) источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В соответствии с п. 53 ППР в РФ водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
В ходе проверки установлено, что водонапорная башня в д. Астрахань не приспособлена для забора воды пожарной техникой.
Согласно п. 48 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В нарушение указанных требований в д.Астрахань на <адрес> пожарный резервуар не исправен (не удерживает воду).
Согласно п. 58 ППР в РФ руководитель организации, если это предусмотрено нормами проектирования для конкретного объекта защиты или территории, обеспечивает содержание пожарных автомобилей в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота.
В нарушение указанных требований пожарное депо для размещения пожарной техники муниципальной пожарной охраны в <адрес> не имеет отопления, ворота не утеплены.
В 2021 году в отношении органов местного самоуправления Астраханского, Елганского сельских поселений <адрес> ОНДПР <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> проводились плановые выездные проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которых были выявлены нарушения указанного законодательства, в связи с чем были выданы соответствующие предписания по их устранению с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной ОНДПР <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> в феврале 2022 года, установлено, что ранее выявленные в деятельности органов местного самоуправления нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут быть терпимыми и подлежат устранению.
В доказательство исковых требований истцом представлены, решение о проведение внеплановой проверки (л.д.12), акт внеплановой проверки (л.д.14), акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), предписание.
Суд учитывая, что по существу ответчик доводы иска не оспорил, исковые требования подлежат удовлетворению.
Ходатайство ответчика о предоставлении отсрочки до 2027 года, суд считает не подлежащим удовлетворению поскольку, отсутствие денежных средств не являются исключительным обстоятельством, дающим право на предоставление отсрочки.
.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к МО «Унинский муниципальный округ <адрес>» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Унинский муниципальный округ <адрес> обязанность обустроить подъезды к естественным водоемам – пруды в д.Астрахань, д.Сибирь, <адрес> с площадкой (пирсом) с твердым покрытием не менее 12х12 метров.
1.2. Обеспечить наличие надлежащих (исправных) источников наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в д.Астрахань на <адрес>, Труда, Пионерская, Свободы, Советская, в д.Сибирь на <адрес>, Мира, в <адрес>, Новая, Механизаторов, Строителей, Молодежная, Набережная, Мира, Северная, Труда.
1.3. Оборудовать водонапорную башню в д.Астрахань приспособлениями для забора воды пожарной техникой.
1.4. Устранить неисправность пожарного резервуара в д.Астрахань на <адрес>.
1.5. Оборудовать пожарное депо для размещения пожарной техники муниципальной пожарной охраны в <адрес> отоплением, утеплить ворота.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Кировский областной суд через Унинский районный суд <адрес>.
Судья Ю.А.Чуприянов