Дело № 2а-1176/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Даниловой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.З..А, к Администрации города Костромы, Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании решений незаконными, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
О.З..А, обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что в <дата> он подал в Управление архитектуры и градостроительства заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области и Управление архитектуры и градостроительства отказали О.З..А, в выдаче запрашиваемого разрешения. Истец полагает, что данный отказ является незаконным. В соответствии с п.2.11 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по выдаче (продлению срока действия) разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде, утв.Постановлением Администрации города Костромы от 20.05.2016г. № 1300 основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: а) отсутствие документов, определенных пунктами 2.6.1, 2.6.6, 2.6.11, 2.6.13 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; б) несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкций объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; требованиям к разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; в) несоответствие раздела проектной документации объекта капитального строительства «Архитектурные решения» или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (п.2.11.1). Данный перечень является исчерпывающим. В обоснование своих возражений административный ответчик ссылается на то, что при проектировании объекта индивидуальной жилой застройки на земельном участке по адресу: <адрес> нарушается процент застройки земельного участка, установленный градостроительными нормативами. Одновременно ссылаются на то, что в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации развитие территорий города не должно противоречить основным принципам реализации генерального плана, а параметры планируемого строительства не должны противоречить зоне генерального плана города. Однако утвержденный распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы от <дата> №-р Градостроительный план указанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не оспорен, в него соответствующие изменения не вносились. В соответствии с п.7 Правил землепользования и застройки города Костромы, утв.решением Думы города Костромы 16.12.2010 №62 (ред. от 18.12.2014), градостроительные регламенты в границах территорий объектов археологического наследия предусматривают новое строительство и реконструкцию с учетом следующих параметров: 1) максимальный процент застройки земельных участков - 60%; 2) предельное количество этажей - до 17; 3) минимальные отступы от границ земельного участка - 3 метра. Постановлением Администрации Костромской области от 09.04.2007 №66-а утвержден Список объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения. Согласно №6 в Списке значится «Участок культурного слоя города между Никитской, Лазаревской, Марьинской улицами и вспольем», памятник ограничен ул. Ив.Сусанина, Никитской, 8-е Марта, Шагова». Приказом №-р от <дата> указанный объект культурного наследия федерального значения зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Пунктом 1.2 Постановления Администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действия градостроительных регламентов на которые не распространяются. Заключением №234-16 от 26.09.2016 Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области процент застройки земельного участка по адресу: <адрес>, определен в 60%. <дата> было получено Заключение о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованием к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
В связи с изложенным О.З..А, просил признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> (уведомление об отказе № исх. № от <дата>; уведомление об отказе № от <дата>); обязать Администрацию города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы выдать О.З..А, разрешение на строительство индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела административный истец исковые требования уточнил, в дополнение к ранее заявленным просил также признать незаконным заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения № от <дата> и № от <дата>.
В судебном заседании О.З..А,, его представитель на основании устного ходатайства Крючков А.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации города Костромы на основании доверенности Харитонова А.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что <дата>. О.З..А, обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на строительство двух индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес>. Поскольку указанный земельный участок находится в составе участка культурного слоя, включенного в список объектов культурного наследия в рамках межведомственных отношений в Инспекцию Охранкультуры Костромской области был направлен запрос о выдаче заключения по вопросу соответствия проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения. В адрес Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы поступили ответы, согласно которым представленная О.З..А, проектная документация не соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения. В связи с этим на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ О.З..А, было отказано в выдаче разрешений на строительство.
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области своего представителя в судебное заседание не направила, в заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель Инспекции на основании доверенности Коновалов А.С. исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый №) расположен в границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя города между Никитской, Лазаревской, Марьинской улицами и вспольем, XVIII - XIX вв.), ограничен ул.Ив. Сусанина, Никитской, 8-е Марта, Шагова. Памятник археологии поставлен под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 09.04.2007 № 66-а «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения», и в соответствии с п. 3.1 ст. 64 Федерального закона №73-Ф3 отнесен к объектам федерального значения, включенным в реестр. Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 № 21480-р за номером 441540360600006. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Костромы, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки города Костромы, утв.Решением Думы города Костромы от <дата> №, земельный участок по адресу: <адрес> отнесён к зоне, на которую градостроительные регламенты не распространяются (территория объектов археологического наследия). В целях подготовки градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, управлением архитектуры и градостроительства в адрес Инспекции направлено обращение от <дата> № № о выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка. В рамках реализации вышеуказанного полномочия Инспекцией выдано заключение от <дата> № по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: <адрес>. Параметры использования земельного участка определены Заключением Инспекции, в соответствии с которым: процент застройки земельного участка - 60%, предельная высота объекта капитального строительства - 13,5м, минимальные отступы от границ земельного участка - 3м. В связи с тем, что объект и планируемые мероприятия в межведомственном запросе управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы от 20.09.2016 № 13-01-33 исх-65/16 не определены, максимальный процент застройки земельного участка по адресу: <адрес> был установлен - 60%. Исходя из содержания п. 7 Заключения вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства необходимо принять в соответствии со ст. 70 Правил (территория объектов археологического наследия) и в соответствии с Генеральным планом города Костромы. В соответствии со Сводной картой территориального планирования, являющейся приложением к Генеральному плану города Костромы, утвержденному Решением Думы города Костромы от 18.12.2008 №212, указанный земельный участок находится в зоне малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (1-3 эт.). Этажность застройки соответствует п. 4.1 Заключения. Согласно ст. 6 Правил территориальная зона Ж-1 Правил соответствует функциональной зоне Генерального плана города Костромы - зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки с предельным процентом застройки земельного участка для ИЖС в 25%. Согласно требованиям СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Поправкой) в исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика. В состав жилых зон включаются: зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками. Показателем соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными) является - чередование открытых и закрытых пространств; подразумевает под собой чередование незастроенных и (или) озелененных и застроенных пространств как некого закономерного соотношения, сложившегося исторически и характерного для конкретной местности. Анализируя историческую застройку исторического поселения г. Костромы, на основании архивно-библиографических и натурных сведений Охранкультуры Костромской области и учетных дел объектов культурного наследия, застройка индивидуальными жилыми домами была распространена в Костроме в конце XVIII - XIX вв. (до момента общего домостроения с 1950-ых гг.) повсеместно как усадебная, с прилегающей озелененной территорией. Длина фасадов каждого из проектируемых ИЖС по адресу: г. Кострома, ул. Мясницкая, 59 - 10,96 м; расстояние между домами - 1 м (соотношение открытых и закрытых пространств 1:10). Из сохранившейся индивидуальной жилой застройки исторического поселения город Кострома (ул. Кооперации, дома №№ 28-35; улица Ленина, дома №№ 16-31; улица Островского, дома № 9-16; 22-25; 36-40; ул.Симановского, дома №№ 42-65; ул. Советская, дома №№ 12, 14, 16, 18, 20 и все прочие исторически сформированные улицы) нет ни одного примера, когда открытые (незастроенные) пространства соотносятся с закрытыми (застроенными) пространствами как числовое соотношении 1:10. Рассматривая расстояния между сохранившейся жилой исторической застройкой и незастроенными пространствами (расстояниям между жилыми домами) средняя величина их числового соотношения (открытые (незастроенные) пространства соотносятся с закрытыми (застроенными) пространствами) и варьируется от 1:1,5 и до 2:1. На основании данных фактов представленные архитектурные решения считаются несоответствующими предмету охраны исторического поселения - показателям соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома к вопросам местного значения отнесены вопросы в области градостроительства и архитектуры, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с ч.1 ст.4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно- строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство определен в ч.7 ст.51 ГрК РФ.
В силу ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела О.З..А, с <дата>. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Указанный земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя города между Никитской, Лазаревской, Марьинской улицами и вспольем, XVIII - XIX вв.), ограничен ул.Ив. Сусанина, Никитской, 8-е Марта, Шагова и как памятник археологии поставлен под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 09.04.2007 № 66-а «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения», и в соответствии с п. 3.1 ст. 64 Федерального закона №73-Ф3 отнесен к объектам федерального значения, включенным в реестр.
Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дата> № №.
В соответствии с Положением об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утв. Постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 №206, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» Инспекция определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Костромы, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 №62, земельный участок по адресу: <адрес> отнесён к зоне, на которую градостроительные регламенты не распространяются (территория объектов археологического наследия).
Вышеуказанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка.
В связи с обращением О.З..А, за предоставлением муниципальной услуги по оформлению градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, <дата>. Управлением архитектуры и градостроительства в адрес Инспекции направлено обращение № о выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка.
В ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ определен состав сведений градостроительного плана земельного участка, который, в том числе, включает в себя информацию о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.
Согласно ст.3 Правил землепользования и застройки города Костромы, требования к правовому режиму использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные Правилами, подлежат обязательному соблюдению, в том числе при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков, при выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства.
В рамках реализации вышеуказанного полномочия Инспекцией выдано заключение от <дата> № по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: <адрес>.
Как следует из данного заключения инспекцией определены следующие параметры использования земельного участка: процент застройки земельного участка - 60%, предельная высота объекта капитального строительства - 13,5м, минимальные отступы от границ земельного участка - 3м.
По результатам обращения О.З..А, <дата> в соответствии с требованиями Генерального плана города Костромы, Правил землепользования и застройки города Костромы, а также Заключения Инспекции по выбору и отводу земельного участка был подготовлен и выдан Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, утверждённый распоряжением начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы № 1235-р.
<дата>г. О.З..А, обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на строительство двух индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно протоколу на рабочем совещании при Администрации города Костромы по вопросам градостроительной деятельности в исторической части г. Костромы <дата> были рассмотрены вопросы: 1. о соответствии проектной документации по строительству ИЖС по адресу: <адрес> по ГП №1 предмету охраны исторического поселения город Кострома и требованиям к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границе территории исторического поселения г.Костромы; 2. о соответствии проектной документации по строительству ИЖС по адресу: <адрес> по ГП №2 предмету охраны исторического поселения город Кострома и требованиям к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границе территории исторического поселения <адрес>.
По результатам рабочего совещания от <дата> вынесено заключение о несоответствии проектной документации проценту застройки (25%), установленному Генеральным планом г.Костромы и Правилами землепользования и застройки города Костромы для зоны малоэтажной, индивидуальной жилой застройки, установлено несоответствие соотношения открытых и закрытых пространств, являющихся предметом охраны.
По результатам рассмотрения обращений Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы о рассмотрении проектной документации объектов капитального строительства Инспекцией были подготовлены заключения от <дата>. №, от <дата>. № о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории поселения в части несоответствия процента застройки, установленному для индивидуальных жилых домов Генеральным планом г. Костромы, Правилами, несоответствие соотношения открытых и закрытых пространств на земельном участке, являющегося предметом охраны исторического поселения.
На основании поступивших заключений Уведомлениями от <дата>. №, от <дата>. № О.З..А, извещен об отказе в выдаче разрешений на строительство по основаниям, предусмотренным ч.13 ст.51 ГрК РФ (уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома в случае поступления от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключения о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения).
Истец полагает, что заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>. №, от <дата>. № являются незаконными, поскольку градостроительным планом от <дата>., а также п.7 ст.70 Правил землепользования и застройки города Костромы (в ред. от 18.12.2014г) процент застройки для земельного участка по адресу: <адрес>, установлен 60%. Согласно проектной документации процент застройки каждого из объектов капитального строительства составляет 15,70%/15.04%, т.е. не превышает 60%.
Между тем, суд полагает, что доводы истца основаны на ошибочном толковании норм права в силу следующего.
Согласно ч.2 ст.7 Правил землепользования и застройки города Костромы (в ред. от 18.12.2014г) в отношении земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных в пределах устанавливаемых в соответствии с федеральными законами зон, для которых предусмотрены ограничения на использование земельных участков, градостроительные регламенты применяются с учетом таких ограничений (раздел III настоящих Правил, глава 19 Правил).
Поскольку в межведомственном запросе от <дата>. № объект капитального строительства и планируемые мероприятия были не определены, максимальный процент застройки земельного участка по адресу: <адрес> был установлен Инспекцией 60%, что соответствует п.7 ст.70 Правил землепользования и застройки города Костромы (в ред. от 18.12.2014г.).
При этом, исходя из содержания п. 7 Заключения вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства необходимо принять в соответствии со ст. 70 Правил (территория объектов археологического наследия) и в соответствии с Генеральным планом города Костромы.
В соответствии со Сводной картой территориального планирования, являющейся приложением к Генеральному плану города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от 18.12.2008 №212, земельный участок по адресу: <адрес> находится в зоне малоэтажной, индивидуальной жилой застройки.
Согласно ст. 6 Правил землепользования и застройки города Костромы территориальная зона Ж-1 Правил соответствует функциональной зоне Генерального плана города Костромы - зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки.
В силу положений ч. 2 ст. 18 Правил землепользования и застройки города Костромы (в ред. от 18.12.2014г) дома малоэтажной, индивидуальной жилой застройки относятся к основным видам использования территориальной зоны Ж-1 с максимальным процентом застройки 25%.
Тот факт, что максимальный процент застройки земельного участка по адресу: <адрес> превышает 25% истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Таким образом вывод Инспекции в заключениях от <дата>. №, от <дата>. № о несоответствии процента застройки земельного участка истца проценту застройки, установленному для индивидуальных жилых домов является верным, оснований для признания заключений незаконными в указанной части не имеется.
Согласно ст.60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с названным Федеральным законом.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя, в том числе:
- разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
- разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов);
- обеспечение согласования в соответствии с Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения. (ч.3,4 ст.60).
В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предмет охраны исторического поселения включает в себя: 1). исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; 2). планировочную структуру, включая ее элементы; 3). объемно-пространственную структуру; 4). композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; 5). соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); 6). композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Согласно п.3 ст.59 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.
Как указано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1095 «Об утверждении требований к определению границ территории исторического поселения» материалы по обоснованию соотношений между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными) исторического поселения должны содержать: а) сведения о расположенных на территории исторического поселения объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектах культурного наследия; б) характеристику застройки территории исторического поселения и перечень исторически ценных градоформирующих объектов; в) графический анализ сохранности планировочной структуры и ее элементов (уличной сети, районов, кварталов и их частей); г) показатели соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); д) анализ композиционно-видовых связей (панорам).
Согласно пояснений представителя Инспекции соотношением между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными) является - чередование открытых и закрытых пространств и подразумевает под собой чередование незастроенных и (или) озелененных и застроенных пространств как некого закономерного соотношения, сложившегося исторически и характерного для конкретной местности. Из анализа исторической застройки исторического поселения г. Костромы, на основании архивно-библиографических и натурных сведений Охранкультуры Костромской области и учетных дел объектов культурного наследия, застройка индивидуальными жилыми домами была распространена в Костроме в конце XVIII - XIX вв. (до момента общего домостроения с 1950-ых гг.) повсеместно как усадебная, с прилегающей озелененной территорией. Длина фасадов каждого из проектируемых объектов капитального строительства по адресу: г. Кострома, ул. Мясницкая, 59 - 10,96 м; расстояние между домами - 1 м (соотношение открытых и закрытых пространств 1:10). Из сохранившейся индивидуальной жилой застройки исторического поселения город Кострома (ул. Кооперации, дома №№ 28-35; улица Ленина, дома №№ 16-31; улица Островского, дома № 9-16; 22-25; 36-40; ул. Симановского, дома №№ 42-65; ул. Советская, дома №№ 12, 14, 16, 18, 20 и все прочие исторически сформированные улицы) нет ни одного примера, когда открытые (незастроенные) пространства соотносятся с закрытыми (застроенными) пространствами как числовое соотношении 1:10. Средняя величина числового соотношения открытых и закрытых пространств между сохранившейся жилой исторической застройкой и незастроенными пространствами (расстояниям между жилыми домами) соотносится с закрытыми (застроенными) пространствами) и варьируется от 1:1,5 и до 2:1. На основании данных фактов представленные архитектурные решения считаются несоответствующими предмету охраны исторического поселения - показателям соотношения между городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными).
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные доводы, стороной истца не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконными заключений Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от <дата>. №, от <дата>. №.
Пункт 2 ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, 13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Поскольку в адрес Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы из Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области поступили заключения от <дата> №, № о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, у Администрации города Костромы имелись предусмотренные законом основания для отказа в выдаче О.З..А, разрешений на строительство.
Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения органа власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что отказ в выдаче разрешений на строительство, заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области соответствуют требованиям закона, факт нарушения прав административного истца не установлен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░..░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░