мотивированное решение составлено 30.11.2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.11.2016 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Поляковой Ю.П.
при участии представителей истцов Суровой И.В., Серебряковой Н.Д., представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга Деречина А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панова <ФИО>15, Пановой <ФИО>16, Крапивиной <ФИО>17 к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об установлении границ земельного участка, присвоении адреса
установил:
истцы обратились в суд с иском, в котором с учетом изменения исковых требований, просят:
установить границы земельного участка под многоквартирным домом общей площадью <иные данные> м.кв., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <иные данные> по координатам согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером <ФИО>9 и внести сведения об уточняемом земельном участке с кадастровым номером <иные данные>
установить земельному участку имеющему адрес из сведений ГКН: г. Екатеринбург, <адрес> речка, <адрес> с расположенным на нем многоквартирным домом, жилыми помещениями (квартирами), имеющими адрес: г. Екатеринбург, <адрес> речка, <адрес> № <адрес>, адрес: г. Екатеринбург, <адрес> (л.д.173-174).
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители истцов, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить, по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении (л.д.163-175).
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга, действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Установление границ земельного участка без учета проекта межевания территории законом не предусмотрено; по требованию об установлении адреса истцами не соблюден административный порядок (л.д.241-244).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки в получении судебных повесток и уточненного искового заявления. Представители третьих лиц Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (л.д.44), ЗАО «Корпорация Атомстройкомплекс» (л.д.236), направили в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом мнения участников судебного разбирательства, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме - принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, был сформирован и прошел кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то такой участок переходит в общую долевую собственность. Если земельный участок не был сформирован до указанного момента, участок подлежит формированию и после прохождения кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты, должен быть сформирован в установленном порядке и пройти государственный кадастровый учет, после чего к собственникам помещений в многоквартирном доме переходит право собственности на этот земельный участок.
В соответствии с ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Результатом разработки и утверждения проектов межевания территории является определение границ застроенных и подлежащих застройке земельных участков, в том числе земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам, подготовка градостроительных планов земельных участков, которые содержат требования к использованию соответствующих земельных участков, в том числе виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документацией лесных участков; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
При этом согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии.
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в жилом <адрес>, состоящем из трех квартир, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, Участок 2 (бывший <адрес> речка) истцам на праве собственности принадлежат квартиры: <адрес> – Панову Я.В. (на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.14); <адрес> - Пановой А.А. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ) и Крапивиной И.А. (на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об изменении формы собственности и установлении размера долей от ДД.ММ.ГГГГ) (по ? доли) (л.д.15).
Квартира №, общей площадью 29,1 кв.м. принята в муниципальную собственность города Екатеринбург на основании постановления главы города Екатеринбурга № 210 от 27.02.2001 и включена в реестр муниципального имущества муниципального образования « город Екатеринбург» (л.д.13).
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул.. <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений многоквартирного дома принято решение провести формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а также переданы полномочия Панову Я.В. для постановки земельного участка на учет (л.д.18).
В связи с необходимостью формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом истцы, в лице представителя обратились в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее Министрество) с заявлением о предоставлении права разработки проекта межевания для постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.
Согласно ответу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок включен в границы проектирования проекта межевания территории, в связи с чем, оснований для предоставления права разработки градостроительной документации не имеется (л.д.25).
Согласно сведениям технического отчета по инвентаризации земель (л.д.52-540), в границах квартала <иные данные> р.<адрес> речка <адрес> г. Екатеринбурга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ расположен земельный участок: общей площадью <иные данные> кв.м., с кадастровым номером <иные данные>, местоположение - Соболева,12, на котором расположен жилой дом, принадлежащий <ФИО>10 (<адрес>), <ФИО>14 (<адрес>), <ФИО>11 и <ФИО>12 (<адрес>); вид права на землю – общее долевое пользование, права не оформлены.
В настоящее время в ГКН содержаться следующие сведения о земельном участка с кадастровым номером <иные данные> местоположение – Свердловская область, г. Екатеринбург, <адрес> речка, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – земли жилой застройки (для жилищных нужд), площадь - <иные данные> кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о правах (обременениях прав) отсутствуют (л.д.229-232).
Далее, установлено, что 25.09.2014 на основании протокола от 26.08.2014 №5 о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории Администрация г. Екатеринбурга и ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» заключили договор о развитии застроенной территории №-р (л.д.101-106). Предметом договора являются обязательства по развитию застроенной территории в г. Екатеринбурге в районе улиц <адрес>ю <иные данные> кв.м., границы которой определены в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.108-109).
Согласно п.3 договора о развитии застроенной территории многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, <адрес> подлежит сносу (реконструкции) в соответствии с Решением Екатеринбургской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов в 2013-2025 годах».
ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» разработан проект межевания территории в границах улиц Суходольской-Тенистой-Верхнеуфалейской-Хрустальногорской в г. Екатеринбурге (далее проект межевания территории) (л.д.113-145); проект утвержден приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее Министерство) ДД.ММ.ГГГГ №-П (л.д.98-100).
Согласно проекту межевания территории на земельном участке истца планируется разместить общеобразовательную школу на 1050 учащихся и детское дошкольное учреждение на 300 мест (номера 1 и 2 на эскизе застройки) (л.д.141).
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах (наличие договора о развитии застроенной территории от 25.09.2014, утвержденного проекта межевания территории), оснований для удовлетворения требований истцов об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом без учета проекта межевания территории, не имеется.
Доводы истцов о том, что при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения не будет учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество, включая долю в праве собственности на земельный участок, несостоятельны.
Согласно ч. 2 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.
Учитывая, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.
Разрешая требование истца об установлении адреса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно справке о присвоении адреса № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлению территориями р.<адрес> речка, жилому дому по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> речка, <адрес> <адрес>, присвоен адрес: г. Екатеринбург, <адрес> (л.д.17).
Сведения об адресе дома внесены в ФИАС 16.02.2016 (л.д.220).
В силу ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе..." адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с п. 5 "Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 12211 (далее - Правил") объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил).
В случае, если зданию или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию или сооружению (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 27 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации:
а) право хозяйственного ведения;
б) право оперативного управления;
в) право пожизненно наследуемого владения;
г) право постоянного (бессрочного) пользования.
От имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников (пункт 29 Правил).
Помещение в силу пункта 5 Правил является объектом адресации, но помещения в одном здании не могут иметь разные адресообразующие элементы в части наименования улицы и номера дома.
Таким образом, присвоение, изменение и аннулирование адресов носит заявительный характер.
Доказательств соблюдения заявительного порядка истцами суду не представлено, в связи с чем, требование об установлении адреса земельному участку с расположенным на нем домом, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░>18, ░░░░░░░ <░░░>19, ░░░░░░░░░░ <░░░>20 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░