Дело № 5-254/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Ола 21 июля 2022 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.
с участием помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Масальцева Г.В. (служебное удостоверение №), защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Заварухиной Ю.А., действующей на основании доверенности № 01-08/374 от 26.01.2022 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ <данные изъяты>), которой права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ разъяснены, о чем отобрана подписка,
рассмотрев в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: пос. Ола, ул. Советская, д. 32, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении
должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовского В.О., <данные изъяты> 7, сведения о привлечении ранее к административной ответственности не представлено (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>),
у с т а н о в и л:
24 апреля 2022 года выявлено, что администрацией муниципального образования «Ольский городской округ», расположенной в пос. Ола по пл. Ленина, д. 4, не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и в нарушение требований ст.ст. 11 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальное образование «Ольский городской округ» не обеспечено необходимыми резервами материальных ресурсов в части обеспечения продуктами питания.
С учетом изложенного в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовского В.О. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Форостовский В.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем составлена телефонограмма.
С учетом надлежащего уведомления Форостовского В.О., принимая во внимание мнение прокурора и защитника Заварухиной Ю.А., судьей определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, привлекаемого к администравной ответственности.
Прокурор в ходе рассмотрения дела настаивал на привлечении Форостовского В.О. к администравной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ.
Защитник лица, привлекаемого к администравной ответственности, Заварухина Ю.А., выразила несогласие с постановлением прокурора и пояснила следующее. В нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения.
Также в постановлении отсутствует указание в качестве кого действовал К.А.А., принявший участие при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление вынесено в отсутствии Форостовского В.О. и подлежало направлению в его адрес. В связи с изложенным считает постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении подлежим отмене.
Мотивируя доводы об отсутствии состава административного правонарушения, указывала на следующее
Пунктом «д» части 2 статьи 11 Федерального закона РФ, органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанныхв части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственноПравительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,организациями.
Администрацией муниципального образования «Ольский городской округ», как органом местного самоуправления утверждено Положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденным постановление администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 30.11.2016 № 936 (в редакции от 15.11.2021 № 797), продукты питания, входящие в состав Резерва материальных ресурсов размещаются на площадях продовольственных магазинов, в соответствии с заключенными договорами экстренной площадки,остальное имущество Резерва материальных ресурсов размещается на площадях предприятии и организации, в соответствии с заключенными договорами ответственного хранения.
В настоящее время в соответствии с данной нормой между Администрацией муниципального образования «Ольский городской округ» и предпринимателем (организациями), имеющими продовольственные магазины заключены договора срочной поставки товара для нужд резерва материальных ресурсов.
То есть полагает, что должностным лицом, а именно главой администрации МО «Ольский городской округ» предприняты все необходимые меры по созданию резерва материальных ресурсов в виде продуктов питания.
В соответствии со статьёй 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из вышеуказанного, полагает, что вина Форостовского В.О., как главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» отсутствует, в связи с чем просит прекратить производство по делу.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что факт совершения правонарушения и вина должностного лица объективно подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Согласно решению Собрания представителей Ольского городского округа от 15.01.2021 № 36-р главой муниципального образования «Ольский городской округ» избран Форостовский В.О..
Уставом муниципального образования «Ольский городской округ», принятым решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» № 50-РН от 03.12.2015 (в редакции от 06.04.2022) установлено, что -
- структуру органов местного самоуправления муниципального образования образуют: 1) Глава муниципального образования «Ольский городской округ»; 2) Представительный орган муниципального образования «Ольский городской округ» - Собрание представителей Ольского городского округа; 3) администрация муниципального образования «Ольский городской округ» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Ольский городской округ») (ст. 24);
- глава муниципального образования осуществляет, в числе прочего следующие полномочия: руководит деятельностью Администрации, ее органов по решению всех вопросов, отнесенных к их компетенции; распределяет обязанности между муниципальными служащими, иными работниками Администрации, утверждает их должностные инструкции (п.п. 3 и 13 ст. 48);
- полномочия главы местной Администрации исполняет глава Ольского городского округа. Глава муниципального образования руководит Администрацией на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ею своих полномочий (ст. 55).
Таким образом, глава муниципального образования «Ольский городской округ» является должностным лицом, возглавляющим администрацию Ольского городского округа, руководит на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. При этом именно глава распределяет обязанности между муниципальными служащими, иными работниками Администрации.
Из материалов дела следует, что 04.05.2022 посредствам электронной почты на официальный электронный адрес администрации Ольского городского округа на имя Форостовского В.О. направлено уведомление о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении последнего. Указанное извещение получено Форостовским В.О., что подтверждается объяснениями, отобранными у К.А.А., присутствовавшего при вынесении указанного постановления. Кроме того, делая вывод о надлежащем извещении Форостовского В.О. о времени и месте вынесения постановления судья принял во внимание, что именно Глава администрации Ольского городского округа наделен полномочиями по распределению обязанностей между муниципальными служащими и, следовательно, только он мог направить сотрудника администрации в г. Магадан для явки по вызову в прокуратуру.
Кроме того, согласно пп. «а» п. 4.1 Положения об Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 № 25-РН глава муниципального образования «Ольский городской округ» организует деятельность Администрации, в том числе, дает указания и поручения, обязательные для всех муниципальных служащих и работников Администрации в пределах компетенции указанных лиц, установленной их должностными инструкциями.
Недостатки материала в части направления Форостовскому В.О. копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2022 устранены в процессе рассмотрения дела, о чем свидетельствует сведения о направлении почтовых отправлений. Также Форостовскому В.О. была предоставлена возможность ознакомиться с рассматриваемым постановлением в суде.
Поскольку вменное Форостовскому В.О. правонарушение является длящимся, то администравной органом указана только дата обнаружения, когда он пришел к выводу о начале производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о необоснованности доводов защитника Форостовского В.О. в части касающейся недостатков постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Разрешая вопрос в части наличия состава административного правонарушения о привлечении к администравной ответственности Форостовского В.О. по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, судья приходит к следующему.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 № 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которым резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (пункт 24).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Из пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 следует, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе, резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 30.11.2016 № 936 утверждено положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера и в целях гражданской обороны на территории муниципального образования «Ольский городской округ» (далее - Положение).
Пункт 1.1 Положения устанавливает, что резерв муниципального образования «Ольский городской округ» создается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайной ситуации, предполагаемого объема, работ по их ликвидации, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для обеспечения мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 1.6 продукты питания, входящие в состав Резерва материальных ресурсов размещаются на площадях продовольственных магазинов, в соответствии с заключенными договорами экстренной площадки,остальное имущество Резерва материальных ресурсов размещается на площадях предприятии и организации, в соответствии с заключенными договорами ответственного хранения.
Указанным выше постановлением от 30.11.2016 № 936 утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов, а также номенклатура вещевого довольствия для выдачи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Проведенной Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой документарной проверкой установлено, что в целях создания резерва материальных ресурсов, в части резерва продуктов питания, по результатам проведенного отбора поставщиков продуктов определено два поставщика продуктов: ООО «Иверия» (пос. Армань) и ИП С.К.В. (ООО «Телец-плюс» с. Тауйск).
Из материалов дела следует, что с указанными выше обществами 03.02.2017 заключены договоры срочной поставки товаров для нужд резерва материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МО «Ольский городской округ». Однако, в данных контрактах предметом договора является именно поставка товаров для нужд резерва, а не их хранение и размещение на своих складах, как об этом указывает защитник лица, привлекаемого к администравной ответственности.
Кроме того, в подтверждение обеспечения резерва материальных ресурсов в части продуктов питания представлен договор от 03.02.2017, заключенный с ИП К.Т.Ю., однако, согласно общедоступной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ИП К.Т.Ю. ликвидировано и сведения о предпринимателе исключены из ЕГРИП 19.02.2021.
Доказательств заключения договоров срочной поставки товаров для нужд резерва материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МО «Ольский городской округ» по остальным населенным пунктам Ольского городского округа (пос. Ола, с. Гадля, с. Клепка, с. Усть-Яна, с. Балаганное, с. Талон, с. Ямск и с. Тахтоямск), суду не представлено, как не было представлено и в ходе проверки в прокурору.
К доказательствам в виде объяснения представителя С.К.В. - С.А.П., судья относится критически, и полагает, что данное объяснение не может быть принято в качества доказательства, поскольку договор заключен не с С.К.В., а с ООО «Телец-плюс», директором которого является С.К.В., в связи с чем лицо, представляющее последнюю как физическое лицо, может не располагать сведениями о деятельности юридического лица, возглавляемого его доверителем. О представлении интересов юридического лица С.А.П. доверенность представлена не была.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продуктов питания на территории муниципального образования «Ольский городской округ» не обеспечен.
При этом делая указанный вывод, судья, исходит из того, что фактически лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменяется необеспечение на территории муниципального образования «Ольский городской округ» резерва только в части продуктов питания, поскольку проверка в остальной части материальный резервов и финансовых резервов, не проводилась.
Статьей 53 Устава МО «Ольский городской округ» предусмотрено, что администрация это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ольского городского округа федеральными законами и законами Магаданской области
Как указывалось выше полномочия главы местной Администрации исполняет глава Ольского городского округа. Глава муниципального образования руководит Администрацией на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ею своих полномочий.
Таким образом, поскольку Форостовский В.О. является главой администрации Ольского городского округа, он как должностное лицо несет ответственность за невыполнение требований законодательства РФ и муниципальных нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» приведен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за -
- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса;
- непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Объективную сторону правонарушения части 2 статьи 20.6 КоАП РФ составляют действия (бездействие) обеспечивающие готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть того что уже существует. Тогда как объективная сторона ч. 1 ст. 20.6 КоАП выражается в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, так и в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продуктов питания на территории муниципального образования «Ольский городской округ» не обеспечено, не выполнены требования приведенных выше норм Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Из разъяснений, данных в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи и если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Принимая во внимание, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 и ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, бездействие Форостовского В.О. как должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» подлежит переквалификации с ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Форостовского В.О., в соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
При назначении вида и размера административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, судья считает возможным применить в отношении Форостовского В.О. административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушений в виде административного штрафа.
Принимая указанное решение, судья исходит из того, что оснований для освобождения Форостовского В.О. от административного наказания не имеется.
Также суд не нашел оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В нарушение требований законодательства РФ данные меры не выполнены, и могут привести к причинению вреда населению муниципального образования «Ольский городской округ», с учетом, в том числе, особенностей территориального размещения населенных пунктов Ольского городского округа, имеющих сложную транспортную доступность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
назначить должностному лицу - главе администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовскому В.О. за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области город Магадан (УФССП России по Магаданской области, л/с 04471785430) Отделение Магадан Банка России / УФК по Магаданской области г. Магадан, ИНН 4909008999, КПП 490901001, ОКТМО 44701000, БИК 014442501, р/с 03100643000000014700, к/сч. 40102810945370000040 КД 322116011410190001400.
Разъяснить Форостовскому В.О., что согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк, квитанция представляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административному аресту, либо обязательным работам.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором, путём подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Ола 21 июля 2022 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.
с участием помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Масальцева Г.В. (служебное удостоверение №), защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Заварухиной Ю.А., действующей на основании доверенности № 01-08/374 от 26.01.2022 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ <данные изъяты>), которой права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ разъяснены, о чем отобрана подписка,
рассмотрев в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: пос. Ола, ул. Советская, д. 32, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении
должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовского В.О., <данные изъяты> 7, сведения о привлечении ранее к административной ответственности не представлено (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>),
у с т а н о в и л:
24 апреля 2022 года выявлено, что администрацией муниципального образования «Ольский городской округ», расположенной в пос. Ола по пл. Ленина, д. 4, не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и в нарушение требований ст.ст. 11 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» муниципальное образование «Ольский городской округ» не обеспечено необходимыми резервами материальных ресурсов в части обеспечения продуктами питания.
С учетом изложенного в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовского В.О. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Форостовский В.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем составлена телефонограмма.
С учетом надлежащего уведомления Форостовского В.О., принимая во внимание мнение прокурора и защитника Заварухиной Ю.А., судьей определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, привлекаемого к администравной ответственности.
Прокурор в ходе рассмотрения дела настаивал на привлечении Форостовского В.О. к администравной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ.
Защитник лица, привлекаемого к администравной ответственности, Заварухина Ю.А., выразила несогласие с постановлением прокурора и пояснила следующее. В нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения.
Также в постановлении отсутствует указание в качестве кого действовал К.А.А., принявший участие при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление вынесено в отсутствии Форостовского В.О. и подлежало направлению в его адрес. В связи с изложенным считает постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении подлежим отмене.
Мотивируя доводы об отсутствии состава административного правонарушения, указывала на следующее
Пунктом «д» части 2 статьи 11 Федерального закона РФ, органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанныхв части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственноПравительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,организациями.
Администрацией муниципального образования «Ольский городской округ», как органом местного самоуправления утверждено Положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденным постановление администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 30.11.2016 № 936 (в редакции от 15.11.2021 № 797), продукты питания, входящие в состав Резерва материальных ресурсов размещаются на площадях продовольственных магазинов, в соответствии с заключенными договорами экстренной площадки,остальное имущество Резерва материальных ресурсов размещается на площадях предприятии и организации, в соответствии с заключенными договорами ответственного хранения.
В настоящее время в соответствии с данной нормой между Администрацией муниципального образования «Ольский городской округ» и предпринимателем (организациями), имеющими продовольственные магазины заключены договора срочной поставки товара для нужд резерва материальных ресурсов.
То есть полагает, что должностным лицом, а именно главой администрации МО «Ольский городской округ» предприняты все необходимые меры по созданию резерва материальных ресурсов в виде продуктов питания.
В соответствии со статьёй 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из вышеуказанного, полагает, что вина Форостовского В.О., как главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» отсутствует, в связи с чем просит прекратить производство по делу.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что факт совершения правонарушения и вина должностного лица объективно подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Согласно решению Собрания представителей Ольского городского округа от 15.01.2021 № 36-р главой муниципального образования «Ольский городской округ» избран Форостовский В.О..
Уставом муниципального образования «Ольский городской округ», принятым решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» № 50-РН от 03.12.2015 (в редакции от 06.04.2022) установлено, что -
- структуру органов местного самоуправления муниципального образования образуют: 1) Глава муниципального образования «Ольский городской округ»; 2) Представительный орган муниципального образования «Ольский городской округ» - Собрание представителей Ольского городского округа; 3) администрация муниципального образования «Ольский городской округ» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Ольский городской округ») (ст. 24);
- глава муниципального образования осуществляет, в числе прочего следующие полномочия: руководит деятельностью Администрации, ее органов по решению всех вопросов, отнесенных к их компетенции; распределяет обязанности между муниципальными служащими, иными работниками Администрации, утверждает их должностные инструкции (п.п. 3 и 13 ст. 48);
- полномочия главы местной Администрации исполняет глава Ольского городского округа. Глава муниципального образования руководит Администрацией на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ею своих полномочий (ст. 55).
Таким образом, глава муниципального образования «Ольский городской округ» является должностным лицом, возглавляющим администрацию Ольского городского округа, руководит на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. При этом именно глава распределяет обязанности между муниципальными служащими, иными работниками Администрации.
Из материалов дела следует, что 04.05.2022 посредствам электронной почты на официальный электронный адрес администрации Ольского городского округа на имя Форостовского В.О. направлено уведомление о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении последнего. Указанное извещение получено Форостовским В.О., что подтверждается объяснениями, отобранными у К.А.А., присутствовавшего при вынесении указанного постановления. Кроме того, делая вывод о надлежащем извещении Форостовского В.О. о времени и месте вынесения постановления судья принял во внимание, что именно Глава администрации Ольского городского округа наделен полномочиями по распределению обязанностей между муниципальными служащими и, следовательно, только он мог направить сотрудника администрации в г. Магадан для явки по вызову в прокуратуру.
Кроме того, согласно пп. «а» п. 4.1 Положения об Администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 № 25-РН глава муниципального образования «Ольский городской округ» организует деятельность Администрации, в том числе, дает указания и поручения, обязательные для всех муниципальных служащих и работников Администрации в пределах компетенции указанных лиц, установленной их должностными инструкциями.
Недостатки материала в части направления Форостовскому В.О. копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2022 устранены в процессе рассмотрения дела, о чем свидетельствует сведения о направлении почтовых отправлений. Также Форостовскому В.О. была предоставлена возможность ознакомиться с рассматриваемым постановлением в суде.
Поскольку вменное Форостовскому В.О. правонарушение является длящимся, то администравной органом указана только дата обнаружения, когда он пришел к выводу о начале производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о необоснованности доводов защитника Форостовского В.О. в части касающейся недостатков постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Разрешая вопрос в части наличия состава административного правонарушения о привлечении к администравной ответственности Форостовского В.О. по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, судья приходит к следующему.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 № 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которым резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (пункт 24).
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Из пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 следует, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе, резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 30.11.2016 № 936 утверждено положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера и в целях гражданской обороны на территории муниципального образования «Ольский городской округ» (далее - Положение).
Пункт 1.1 Положения устанавливает, что резерв муниципального образования «Ольский городской округ» создается исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайной ситуации, предполагаемого объема, работ по их ликвидации, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для обеспечения мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 1.6 продукты питания, входящие в состав Резерва материальных ресурсов размещаются на площадях продовольственных магазинов, в соответствии с заключенными договорами экстренной площадки,остальное имущество Резерва материальных ресурсов размещается на площадях предприятии и организации, в соответствии с заключенными договорами ответственного хранения.
Указанным выше постановлением от 30.11.2016 № 936 утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов, а также номенклатура вещевого довольствия для выдачи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Проведенной Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой документарной проверкой установлено, что в целях создания резерва материальных ресурсов, в части резерва продуктов питания, по результатам проведенного отбора поставщиков продуктов определено два поставщика продуктов: ООО «Иверия» (пос. Армань) и ИП С.К.В. (ООО «Телец-плюс» с. Тауйск).
Из материалов дела следует, что с указанными выше обществами 03.02.2017 заключены договоры срочной поставки товаров для нужд резерва материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МО «Ольский городской округ». Однако, в данных контрактах предметом договора является именно поставка товаров для нужд резерва, а не их хранение и размещение на своих складах, как об этом указывает защитник лица, привлекаемого к администравной ответственности.
Кроме того, в подтверждение обеспечения резерва материальных ресурсов в части продуктов питания представлен договор от 03.02.2017, заключенный с ИП К.Т.Ю., однако, согласно общедоступной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ИП К.Т.Ю. ликвидировано и сведения о предпринимателе исключены из ЕГРИП 19.02.2021.
Доказательств заключения договоров срочной поставки товаров для нужд резерва материальных ресурсов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МО «Ольский городской округ» по остальным населенным пунктам Ольского городского округа (пос. Ола, с. Гадля, с. Клепка, с. Усть-Яна, с. Балаганное, с. Талон, с. Ямск и с. Тахтоямск), суду не представлено, как не было представлено и в ходе проверки в прокурору.
К доказательствам в виде объяснения представителя С.К.В. - С.А.П., судья относится критически, и полагает, что данное объяснение не может быть принято в качества доказательства, поскольку договор заключен не с С.К.В., а с ООО «Телец-плюс», директором которого является С.К.В., в связи с чем лицо, представляющее последнюю как физическое лицо, может не располагать сведениями о деятельности юридического лица, возглавляемого его доверителем. О представлении интересов юридического лица С.А.П. доверенность представлена не была.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продуктов питания на территории муниципального образования «Ольский городской округ» не обеспечен.
При этом делая указанный вывод, судья, исходит из того, что фактически лицу, привлекаемому к административной ответственности, вменяется необеспечение на территории муниципального образования «Ольский городской округ» резерва только в части продуктов питания, поскольку проверка в остальной части материальный резервов и финансовых резервов, не проводилась.
Статьей 53 Устава МО «Ольский городской округ» предусмотрено, что администрация это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ольского городского округа федеральными законами и законами Магаданской области
Как указывалось выше полномочия главы местной Администрации исполняет глава Ольского городского округа. Глава муниципального образования руководит Администрацией на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ею своих полномочий.
Таким образом, поскольку Форостовский В.О. является главой администрации Ольского городского округа, он как должностное лицо несет ответственность за невыполнение требований законодательства РФ и муниципальных нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» приведен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за -
- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса;
- непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Объективную сторону правонарушения части 2 статьи 20.6 КоАП РФ составляют действия (бездействие) обеспечивающие готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, то есть того что уже существует. Тогда как объективная сторона ч. 1 ст. 20.6 КоАП выражается в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, так и в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части продуктов питания на территории муниципального образования «Ольский городской округ» не обеспечено, не выполнены требования приведенных выше норм Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Из разъяснений, данных в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи и если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Принимая во внимание, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 и ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, бездействие Форостовского В.О. как должностного лица - главы администрации муниципального образования «Ольский городской округ» подлежит переквалификации с ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Форостовского В.О., в соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
При назначении вида и размера административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, судья считает возможным применить в отношении Форостовского В.О. административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушений в виде административного штрафа.
Принимая указанное решение, судья исходит из того, что оснований для освобождения Форостовского В.О. от административного наказания не имеется.
Также суд не нашел оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В нарушение требований законодательства РФ данные меры не выполнены, и могут привести к причинению вреда населению муниципального образования «Ольский городской округ», с учетом, в том числе, особенностей территориального размещения населенных пунктов Ольского городского округа, имеющих сложную транспортную доступность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 4.1, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
назначить должностному лицу - главе администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Форостовскому В.О. за совершенное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области город Магадан (УФССП России по Магаданской области, л/с 04471785430) Отделение Магадан Банка России / УФК по Магаданской области г. Магадан, ИНН 4909008999, КПП 490901001, ОКТМО 44701000, БИК 014442501, р/с 03100643000000014700, к/сч. 40102810945370000040 КД 322116011410190001400.
Разъяснить Форостовскому В.О., что согласно ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк, квитанция представляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административному аресту, либо обязательным работам.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором, путём подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская